Политика 19:00 / 22.10.2019 Просмотров: 3213

Виталий Обедин: Не надо закладывать мины под институт бизнес-омбудсмена Якутии

  • Текст: Тимофей ЕФРЕМОВ

YAKUTIA.INFO. Члены Координационного совета по предпринимательству при мэре Якутска не согласны с тем, чтобы у депутатов Ил Тумэн появилось право оценивать работу бизнес-омбудсмена Якутии и полномочия отстранять его от должности. 

Своё мнение на инициативу народного депутата Ил Тумэн Виктора Федорова о внесении дополнения в закон «Об уполномоченном» пунктом, позволяющего отстранить Уполномоченного по правам предпринимателей от должности по причине «неудовлетворительной оценки уполномоченного Госсобранием (Ил Тумэн) республики по результатам ежегодного доклада о его деятельности» выразил председатель Координационного совета при главе Якутска Виталий Обедин

– Мы обсудили ситуацию и решили, что не совсем согласны с инициативами Виктора Николаевича. Мы подготовим и направим письма спикеру, в профильный комитет (Ил Тумэн), Виктору Федорову как субъекту законодательной инициативы и копию главе республики, потому что считаем это неприемлемым, - комментирует Виталий Обедин. – Во-первых, превращение должности бизнес-омбудсмена в общественную будет понижением статуса данного института. Создавать институт общественного омбудсмена может любая общественная организация – та же «ОПОРА» пошла по этому пути. Ничто не мешает создавать общественных омбудсменов пачками, но это не значит, что следует упразднять сам институт. Даже то, что у республики есть определенный конфликт с господином Титовым, то, что у части предпринимателей есть недовольство действующим омбудсменом Соколовой – это не значит, что сам институт плох. Претензии могут быть к людям, а не к институту.

Далее, мы не согласны с тем, чтобы Уполномоченного по защите прав предпринимателей можно было снять за негативную оценку его отчета перед парламентом. Во-первых, это всё-таки профильный служащий и оценивать его должны представители делового сообщества. Конечно, в парламенте среди депутатов они представлены, но он же не весь из них состоит.

Во-вторых, это противоречит сути института уполномоченных, потому что этот орган является независимым от всех органов власти. То есть его выбрали – и всё, он работает все пять лет. В этом логика института Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Они независимы и не подчиняются кому-либо. Они не являются госслужащими в полном их понимании. Поэтому надо очень тщательно относиться к процедуре выбора Уполномоченного. В Якутии, в отличие от большинства регионов РФ, эта процедура предусмотрена.

Тогда какие изменения в республиканском законе об уполномоченном по правам предпринимателей будут более актуальны? 

– Законодательная инициатива по части изменения закона о бизнес-омбудсмене должна касаться механизма его ротации. Ведь в чем сейчас проблема – в том, что в законе прописано, что действующий Уполномоченный уходит после выборов и назначения нового Уполномоченного. Но мы из-за отсутствия согласования с Титовым не можем назначить нового, и соответственно Соколова продолжает исполнять свои обязанности. И это может продолжаться бесконечно. Титов будет отказывать, требовать новых выборов. Республика будет не соглашаться с этим, потому что мы считаем, что мы ничего не нарушили при проведении выборов. В итоге госпожа Соколова может сидеть бессрочно – это неправильно. Поэтому если в чем-то корректировать закон об Уполномоченном, то в части прекращения полномочий. Пять лет и всё – до свидания.

Или у нас тогда временно не будет Уполномоченного, пока кто-то не одумается или не пойдет на уступки. Но зато у господина Титова не будет возможности бесконечно продлевать полномочия своему человеку. Отмечу, что господин Титов упорно не желает согласовать человека, которого дважды выбирали два разных состава Координационного совета.

На ваш взгляд, дополнения к закону о бизнес-омбудсмене – это личное предложение Виктора Федорова или он транслирует чужую инициативу? 

– Виктор Николаевич – один из не многих депутатов, у которых есть своё собственное мнение. И он его не стесняется выражать по разным вопросам. Но иногда оно принимает несколько странные формы. Почему именно он? Ну, во-первых, он был председателем Координационного совета по предпринимательству при главе Якутска, при котором и разрабатывался этот законопроект об уполномоченном. Предприниматели сами наполовину его писали. Сейчас он – заместитель председателя Координационного совета по предпринимательству при главе республики. Он активный участник всевозможных общественных процессов, поэтому посчитал возможным для себя в этой ситуации принять решение. К нему как субъекту законодательной инициативы обращались предприниматели, члены Координационного совета с просьбой, чтобы он воспользовался своим правом и внес поправки в действующий закон об Уполномоченном.

Насколько целесообразно давать Госсобранию возможность оценивать работу бизнес-омбудсмена? 

– Возможно, Виктор Федоров хочет создать рычаг, который позволил бы убрать неугодного бизнес-омбудсмена. Но как бы он ни относился к Соколовой, как бы к ней ни относились отдельные предприниматели, основная суть института уполномоченного в том, что, это независимый от всех органов власти служащий. Поэтому никаких мин под этот институт закладывать нельзя – это моё мнение, с которым согласно большинство членов Координационного совета при главе Якутска.