Виктор Федоров: Предлагаю ввести максимально низкие налоги для малого бизнеса Якутии
YAKUTIA.INFO. Мы продолжаем обсуждение вопроса о налогах для малого и среднего бизнеса в Якутии. Напомним, что два наших предыдущих эксперта – член Координационного совета по предпринимательству республики Виталий Обедин и сопредседатель ЯРО «ОПОРА РОССИИ» Александр Ариносов – выступили с инициативой о снижении ныне действующих ставок, как ущемляющих текущее и без того непростое положение предпринимателей.
Так, Обедин выступил с инициативой о снижении налогов для малого бизнеса вдвое еще в начале этого года. Позже, осенью, Министерство по делам предпринимательства республики попыталось снизить вдвое ставку хотя бы по УСН на 2022-й год. Налоговую заявку ведомства поддержали все крупные бизнес-сообщества Якутии, однако в итоге предложение не прошло.
Одним из представителей власти, официально поддерживающим предложение бизнес-сообществ, является депутат Ил Тумэн Виктор Федоров. В комментарии «Якутия.Инфо» Виктор Николаевич высказался, какие есть возможности для снижения налогов, а также то, как компенсировать выпадающие доходы.
Вы выступали с законодательной инициативой о снижении ставки по налогам для бизнеса в Якутии? Если да, то какие конкретно инициативы и предложения вы выдвигали?
—У меня была инициатива в Минэкономики о снижении процентов по УСН на два процента – с 6 до 4 процентов (доходы) и с 10 до 7 процентов (доходы минус расходы). Но город был против этого, потому что в результате образовались бы выпадающие доходы, и Минфин не признает их. В октябре мы отрабатывали этот вопрос с Минэкономики и решили пока ограничиться льготам только для пострадавших отраслей (5% и 7% соответственно – ред.). Вернемся к этому вопросу в 2022 году.
— Журналист Виталий Обедин выступил с предложением снизить ставку по налогам для бизнеса, работающего по УСН «Доходы» и «Доходы минус расходы» в размере 3 и 6% соответственно. Исполнительный директор ЯРО «ОПОРА РОССИИ» Александр Ариносов предложил снизить данные ставки до 1 и 5% соответственно. На ваш взгляд, какое из предложений реально?
— По предложению Виталия Обедина и «ОПОРЫ РОССИИ» – прозвучало, что, если будем снижать, сразу пострадают местные бюджеты. При этом республика не признает это выпадающими доходами, поэтому отказывается компенсировать их из республиканского бюджета. Вот в такую мы попали вилку, из которой надо искать выход, мы думаем в январе – марте этим заняться. Вопросы по налогам надо решать до июня следующего года на заседании налоговой комиссии. Там и будет решено, что будет принято, а что нет.
На ваш взгляд, насколько обосновано мнение о том, что при установлении низких ставок в бюджетах муниципальных образований возникнет ощутимое выпадение доходов?
— Это в основном касается городов Якутск, Мирный, Нерюнгри, Алдан. В остальных муниципальных образованиях у нас нет таких доходов, выпадающих от предпринимательской деятельности с применением специальных режимов. А вот по городу Якутску этот приличная сумма – порядка двух миллиардов рублей, то есть предприниматели вносят существенный вклад в бюджет города.
Поэтому власти Якутска очень серьезно относятся к этому вопросу и снижение без применения механизма компенсации выпадающих доходов не поддерживают. А Минфин на это [компенсацию выпадающих доходов] не идет. Там какая-то формулировка вроде — «непланируемые доходы не являются выпадающими доходами».
Какие есть механизмы компенсации выпадающих доходов для вышеперечисленных городов при введении сниженных ставок по УСН?
— В первую очередь я планирую в феврале следующего года вернуться к закону «О налоговой политике РС (Я)» и прописать там первую главу. Посудите сами: закон о налоговой политике есть, а налоговой политики нет. Я хочу прописать в первой главе, что республика ставит на первое место развитие местного предпринимательства – малого и среднего бизнеса, и делает для этого всё возможное. При этом источником пополнения доходов должны быть доходы от недропользователей. После создания декларативной части хочу перейти к тому, чтобы мы в течение 10 лет держали максимально низкие налоги для малого бизнеса, насколько это позволяет нам федеральный закон.
При этом компенсировали выпадающие доходы с недропользователей, а через пять – десять лет вернулись и посмотрели, что это принесло. В целом наша задача – довести долю малого и среднего бизнеса республики до 30-40 процентов в валовом региональном продукте (на сегодня доля МСП в ВВП Якутии – всего 2 процента – ред.). Когда выйдем на эти показатели, можно будет говорить о нормальной налогооблагаемой базе. А пока нужны льготы.
Мнения двух экспертов можно прочитать по следующим ссылкам: