Это безалаберность начальства: Профессиональный охотник о нападении медведя на вахтовиков в Якутии
YAKUTIA.INFO. Происшествие с нападением медведя на двух вахтовиков в Ленском районе прямо на территории рабочего поселка на прошлой неделе приковало внимание федеральных СМИ к Якутии.
В этой связи, хотя и обошлось без трагических последствий и оба вахтовика доставлены на лечение в Москву, возникли вопросы о том, что могло привести к этой страшной ситуации.
Житель Усть-Майского района, профессиональный охотник, а также общественник-эколог Вячеслав Красноперов в комментарии «Якутия.Инфо» высказал своё мнение о том, что этот инцидент свидетельствует о серьезных недоработках в организации работы вахтового поселка, которые в итоге привели к нападению хищника.
— Вячеслав, исходя из того как описано происшествие в СМИ, какое у вас возникло мнение о произошедшем?
— Первое – почему нет нормального забора? Сетку ставить – это несерьезно, это же тайга. Однозначно крупный дикий зверь может прийти и для него сетка не помеха. Второе – как в этом поселке утилизируют жидкие и твердые бытовые отходы? Дикий зверь идет на запахи. Если они там рядом неорганизованную свалку устроили, то медведь на запахи от неё и пришел. Её нужно обрабатывать. Третье – этот медведь там явно не первый день рядом ходил. В этом случае где была охрана, которая должна там периметр поселка проверят? Они могли обнаружить его следы и принять меры. Медведя можно было попросту отпугнуть, не обязательно убивать.
— Используется ли видеонаблюдение за периметром в вахтовых поселках?
— Конечно можно и видеонаблюдение установить, тут всё от начальства зависит. Но даже если его нет, то обход территории охрана должна делать регулярно. Почему в этом случае медведя не прогнали раньше, большой вопрос. Охрана должна не в будке сидеть безвылазно и не карманы рабочим на входе – выходе выворачивать, а ходить по территории, осматривать её. Они же в лесу работают, в тайге. Заранее следы увидели бы – сообщили в инспекцию. Инспекция приедет и примет определенные меры.
— На вашей личной практике, когда вас вызывают, как вы действуете?
— Если медведь в поселок уже приходить начинает, по нему сразу видно, какой он. Если худой, больной, старый – такого сразу отстреливаю. А так если молодой, здоровый, я его с собакой в лес отгоняю. Просто берешь ведро, лопату – шумишь, гремишь – он в сторону уходит сразу.
— То есть на практике медведя можно отпугнуть так, чтобы он больше не вернулся?
— Конечно, это только единицы могут напасть – старые, больные. В основном они уходят. Если свалка не впритык к поселку, пусть ест. Поест и уйдет спать. Если надо отпугивать его оттуда, не обязательно стрелять. Но в случае с нападением на людей уже ничего, кроме отстрела.
— Вы ведь сами работали вахтовиком, исходя из вашего опыта, как должен быть обустроен вахтовый поселок?
— До того, как я стал жить в поселке Золотинка, я работал бульдозеристом на различных месторождениях. Работал в Красноярском крае, в Якутии в Ленском, Олекминском и Алданском районах. В поселках, где я работал, заборы всегда были из профлиста. Охрана всегда проводила обход территории. Если возле поселка замечали медведя, его отпугивали. И самое главное, всегда инструктировали работников – диких животных ни в коем случае не подкармливать! Были, конечно, некоторые любители покормить медведя булочкой. Но такие истории завершались трагически. Одного такого любителя покормить в Красноярском крае мишка в итоге задрал – только экскаватором смогли его от тела отогнать. Но это произошло за пределами поселка. Этот человек конкретно сам нарушил правила безопасности.
Когда я работал в Ленском районе, охрана четыре раза фиксировала медведей рядом с поселком. Вызывали инспекторов, они их отгоняли.
— То есть там, где всё было грамотно организовано, животных не приходилось убивать?
— Да, в случаях, когда всё как надо, никого стрелять не приходится.
— Какие выводы вы можете сделать из произошедшего?
— Всё зависит от руководства. Налицо серьезные недоработки по организации безопасности. Это же не просто: взял людей в тайгу привез и сказал – «работайте, как хотите». Инструктаж должен быть, чтобы зверей не привлекали. Забор нормальный должен стоять. А тут, судя по произошедшему, всё, что касается безопасности, видимо, делалось спустя рукава – налицо халатность ответственных лиц и ответственных за безопасность.
***
Подтверждением мнению Вячеслава Красноперова стала информация, озвученная Министерством экологии Якутии.
Как выяснилось, в подведомственный Департамент охотничьего хозяйства республики ещё 31 октября поступила заявка на отстрел медведя в черте временного жилого городка Чаяндинского НГКМ «105» километра.
Было выдано разрешение на добычу медведя со сроком охоты с 02 по 04 ноября охотнику Крайнову О.В. Однако по неизвестным обстоятельствам охотника на территорию поселка не пустили.
Получается, что медведь возле поселка был замечен ещё в октябре. Тогда же была подана заявка на его отстрел. Разрешение охотнику было выдано на срок со 2 по 4 ноября. Но его в это период на территорию поселка почему-то не допустили. Это уже не раз поднимавашаяся проблема чрезмерной самостоятельности недропользователей, когда местных жителей и даже представителей контролирующих органов, могут не пускать на территорию «режимного объекта» под каким-либо предлогом.
Как следствие, произошло проникновение медведя на территорию вахтового поселка, где он напал на двух человек 10 ноября. В итоге он был застрелен прибывшим на вызов охотником.
В то же время, по информации Минэкологии республики, ООО «РусГазБурение» запросило ещё одно решение от 13.11.2023 №245 на отстрел ещё одного медведя со сроком охоты с 14 по 16 ноября текущего года. Выходит, визитом лишь одного хищника происшествие не ограничилось.
Примечательно, что Министерство промышленности и геологии Якутии в связи произошедшим разместило на своём сайте «Памятку для вахтовиков». В ней говорится, что компанией-недропользователем «приняты первоочередные меры».
«Вчера, 10 ноября, на работников Чаяндинского НГКМ напал медведь. Двое работников получили многочисленные травмы различной степени тяжести. Хищник ликвидирован.
Пострадавшие получили экстренную медицинскую помощь. Их состояние стабилизировалось и оценивается как средней степени тяжести. Ситуация со здоровьем под контролем у медицинских работников.
Компанией приняты первоочередные меры. На объектах, расположенных в местах естественного обитания медведей:
- проведена обработка дезинфицирующими средствами площадки для временного накопления пищевых отходов;
- проведено собрание с персоналом с подробным рассмотрением мер безопасности при встрече с медведем;
- проведена проверка наличия и исправности средств отпугивания медведей,
- проверка исправности средств оповещения о появлении.
Проводится оценка принятых мер. Чтобы не допустить подобной ситуации, информация и полученный опыт будут доведены до других предприятий», - говорится в пресс-релизе министерства.
Из данной памятки напрашивается лишь один вывод. Всё, что было сказано Вячеславом Красноперовым о профилактических мерах, судя по всему, не исполнялось. И было сделано только после реального нападения медведя.
Напомним, 10 ноября медведь проник на территорию вахтового поселка Чаяндинского НГКМ «105» км в Ленском районе, порвав сетчатое ограждение. Первой жертвой хищника стал работник, вышедший из автофургона. Заметив медведя, он попытался убежать, но был настигнут животным между жилыми вагончиками.
Другие работники пытались отпугнуть медведя огнетушителями и криками. Хищника удалось отогнать от первой жертвы лишь грузовой машиной, после этого в лапы медведя попался ещё один человек.
Животное смогли выгнать за территорию поселка, но медведь не уходил. Вызванный охотник прибыл через 20 минут и застрелил его.
По информации дежурного прокурора Якутии, пострадавшие от нападения медведя мужчины 1986 и 1977 годов рождения поступили в ЦРБ Ленского района 10 ноября со скальпированными ранами головы, рваными ранами верхних и нижних конечностей.
Минздрав Якутии отчитался, что пострадавших доставили в больницу поселка Витим Ленского района. Им оказывается полный комплекс экстренной медицинской помощи. Состояние обоих на тот момент оценивалось как средней степени тяжести. В настоящее время, по сообщениям СМИ, оба работника находятся на лечении в Москве.
На распространенном видео с нападением медведя, видны жилые вагончики с надписью «РусГазБурение».
Компания «РусГазБурение» является крупным буровым подрядчиком корпорации «Газпром».