Экономика 9 часов назад Просмотров: 544

Маловато будет? Министр объяснил, сколько недропользователи платят Якутии

  • Текст: Денис АДАМОВ

YAKUTIA.INFO. Якутия почти наполовину закрывает годовой бюджет за счет налогов от промышленных компаний. Это прозвучало во вторник на Парламентских слушаниях в Ил Тумэн. И, тем не менее, претензии к компаниям-недропользователям у нас есть. Что же конкретно нам нужно?

Парламентские слушания в Госсобрании Ил Тумэн были посвящены недропользованию в республике. С докладом о состоянии минерально-сырьевой базы выступил министр промышленности и развития геологии Максим Терещенко. Он озвучил данные по добыче. Если вкратце, то мы входим в «топ-пять» по нефти и газу по стране, в «топ-три» – по золоту, в «топ-три» – по углю, в «топ-два» – по олову. Ну и, естественно, первые в стране по алмазам.

— Объем налоговых поступлений от недропользователей в Якутии в этом году составил 145 миллиардов рублей. Если сравнить цифры бюджета, то по налоговым отчислениям недропользователей мы опережаем цифры, которые получаем за счет федеральных бюджетных дотаций, - заявил Максим Геннадьевич.

Объем доходов бюджета на 2024 год составит, согласно прогнозным показателям, 323 370,1 млн рублей, пишет UlusMedia. Таким образом, республика сегодня больше зависит от отчислений промышленных компаний, чем от федеральных трансфертов.

По словам Терещенко, якутские власти добиваются того, чтобы компании-недропользователи регистрировали свои филиалы и подразделения по месту деятельности. Например, благодаря этому Нерюнгринский район, в прошлом бывший дотационным, на сегодня является самодостаточным в плане доходов. Это стало возможным благодаря налоговым поступлениям от компаний-недропользователей.

В свое время в Нерюнгринском районе были три ключевых предприятия – «Якутуголь», «Углестрой» и Нерюнгринская ГРЭС. Сегодня перечень компаний в районе значительно пополнился. Это «Эльгауголь», «Колмар», «Якутуголь», «Долгучан», «Транснефть-Восток» и другие.

Помимо налогов, у республики есть соглашения о социально-экономическом развитии с недропользователями. 41 соглашение заключено с правительством республики, 98 соглашений – между муниципалитетами и недропользователями, 28 соглашений – в рамках проекта «Местные кадры в промышленность».

Крупные компании платят отчисления в Целевой фонд будущих поколений. Самый крупный плательщик – АК «АЛРОСА», ежегодно перечисляющая в нашу казну 900 млн рублей. Далее следует ООО «Нордголд Менеджмент» – она заплатит 450 рублей за 2024 – 2027 годы. Рядом с ним УК «Эльгауголь» - она ежегодно выплачивает в фонд 150 млн рублей. В том числе эти деньги идут на разные социальные проекты, о которых мы писали ранее

— Это школа в селе Тяня от «Нордголд». Благодаря ЯТЭК появится «Точка кипения». Более 300 миллионов наши компании вложили в Международные игры «Дети Азии». Фестиваль «Муус Устар» – полная поддержка со стороны компании «Эльгауголь», - примеры привел Максим Терещенко.

Казалось бы, есть повод для радости и оптимизма.

Гаврил Парахин: два миллиарда от крупных игроков – «это ж копейки»

Однако оптимистичный доклад вызвал вопросы у депутатов. Так, народный избранник от фракции ЛДПР Гаврил Парахин заявил в ответ, что два миллиарда от крупных игроков – «это ж копейки» по сравнению с их доходами.

В ответ Терещенко парировал:

— Мы знаем, когда компания выделяла больше средств на социальные платежи, но крайне мало платила налогов. Сегодня же 145 миллиардов рублей [налоговых отчислений недропользователей] – это больше, чем перечисляется из федерального бюджета. Выстраивание грамотного подхода увеличивает платежи в наш бюджет, - были его слова.

В принципе, каждый прав по-своему.

Терещенко оперирует официальные цифрами, согласно которым мы действительно неплохо получаем от промышленных компаний.

А Парахин как бы выражает народное мнение, которое вкратце сформулировать можно так – почему мы, живя в такой богатой республике, такие бедные? А, касаясь конкретно крупных компаний, – почему они платят какие-то несчастные два миллиарда? Тогда как сами зарабатывают, судя по налогам, в разы больше.

А ответ здесь простой. Вот как пояснил депутат Ил Тумэн Виктор Федоров:

— Установление налогов – это федеральные полномочия. А договора о социально-экономическом развитии, как с «Норд-Голд», «АЛРОСА» и «Эльгауголь» - это дело добровольное, - были слова депутата. 

Помимо налогов, у республики есть соглашения о социально-экономическом развитии с недропользователями

Всё, точка. И как ни возмущалась временами вылезающая общественность, как бы с трибуны депутаты не вещали о том, что нам платят мало, всё упирается в федеральный закон. 

Есть, правда, республиканский закон об ответственном недропользовании, но он прописывает общие положения и за рамки федерального, естественно, выйти не может. Так что какие претензии – мол, платят мало? Да по большому счету те же «АЛРОСА», «Нордгорд» и «Эльга» вообще могут не скидывать деньги в Фонд будущих поколений. И ничего им за это не будет.

На наш взгляд, вопрос нужно ставить по-другому – как сделать так, чтобы отчисления платили другие компании? И как их простимулировать к этому. Этот вопрос как раз и должны поднимать депутаты, но – без популизма, а путем переговоров и дипломатии.

К сведению депутатов, для этого в республике есть рейтинг социальной ответственности недропользователей, о котором мы рассказывали ранее. Он не имеет какой-либо юридической силы, но носит имиджевый характер. По этому рейтингу и нужно работать с недропользователями – больше рассказывать о нем и стимулировать их к участию в нем.