Культура 18:48 / 31.10.2019 7841

«Стерх» в окружении лебедей: в Якутске открылся Всероссийский фестиваль балетного искусства

«Стерх» в окружении лебедей: в Якутске открылся Всероссийский фестиваль балетного искусства
Текст: Иван БАРКОВ
Фото: Автора

YAKUTIA.INFO. В Якутске открылся Всероссийский фестиваль классического балета «Стерх». Он юбилейный, десятый по счету, а значит, уже особенный. Получив грантовую поддержку со стороны Министерства культуры РФ, организаторы смогли привезти в Якутск довольно много гостей и сделать интересную программу с участием приглашенных звезд балета ( как российских, так и зарубежных), среди которых, между прочим, примы и премьеры Михайловского и Большого театров.

Открытию фестиваля предшествовала пресс-конференция, где не только говорили о том, каким будет нынешний фестиваль «Стерх», но и затрагивали вопросы относительно места балетного искусства в современном мире и возможных путях его популяризации. Если такое, конечно, возможно.

Что касается собственно балета Якутии, то, конечно, не все из приглашенных гостей с ним знакомы. Но, несмотря на это, Геннадий Янин, как профессиональный артист балета (знакомый зрителям телеканала «Культура» как автор и ведущий программы «Абсолютный слух») как раз накануне побывал на одной из репетиций в театре и отметил, что «труппа замечательная».

«Приглашенные артисты – это всегда хорошо. Но сам уровень театра, в первую очередь, определяет кордебалет. И я был поражен, тем как прекрасно и слажено работает здесь кордебалет. Мы много ездим, гастролируем и зачастую видим, что труппы довольно среднего уровня. А вчера я увидел, насколько хорошо выучены артисты. Потом я узнал, что многие закончили Хореографическую школу в Якутске. А это имеет совершенно другую ценность. К тому же вижу, как профессионал, что очень хороший репетиторский состав».

А ценность того, что в Якутске есть свое хореорафическое училище, отметила и замминистра культуры Якутии Марина Силина, добавляя, что благодаря этому есть смена поколений и что «балет сейчас очень популярен».

Геннадий Янин

Еще один гость фестиваля – известный балетный критик Александр Максов, говоря о фестивале, в свою очередь, отметил (он между прочим знаком с представителями якутской балетной школы), что «провести десять фестивалей – это почти творческий подвиг». Причем посетовал на то, что многие подобные фестивали просто со временем «канули в лету». Отвечая на вопрос о том, как популяризировать балет в том числе среди молодежи, он высказался так:

«Балет – искусство очень условное. Оно должно быть понятно. Если человек не понимает, что происходит на сцене, то он не подготовлен эстетически. Чтобы быть культурным человеком, нужно в него что-то вложить. Но это искусство все-таки элитарное. Вопрос по привлечению молодежи непростой. Высидеть большой балетный спектакль непросто. Зрители должны быть эстетически чуткими и тонкими», - отметил балетный критик.

Вместе с тем критик еще отметил, что современные технологии несколько отдалили молодежь от театра. Впрочем, с этим последним аргументом можно и не согласиться, поскольку новые технологии также и помогают попасть в театр. Хотя бы виртуально. Другое дело, что, конечно, балет наряду с оперным искусством просто не могут быть очень «популярными». И не только среди молодежи – среди всех. Так было всегда. И эта ситуация вряд ли как-то кардинально изменится.

Но как раз такие программы, как «Абсолютный слух», могут помочь в том, чтобы заинтересоваться этим искусством. Впрочем, ее автор отмечает, что аудитория этой программы – это все-таки те, кто уже имеют «определенный, сложившийся вкус».

Сергей Юнганс

Кстати, это была еще и первая пресс-конференция, в которой принял участие новый директор ГТОиБ Сергей Юнганс. Для него это как раз тот случай, который описывается известным афоризмом «с корабля на бал». Буквально накануне представленный коллективу театра, он за эти фестивальные дни по-настоящему должен будет узнать этот сложный организм. А на пресс-конференции новый директор очень активно задавал вопросы всем присутствующим гостям и порой казалось, что именно он интересуется происходящим больше, чем приглашенные на нее журналисты.

Что касается упомянутой темы популяризации классического искусства, то создалось впечатление, что у нового директора есть на этот счет какие-то интересные решения. А относительно фестиваля «Стерх» он заявил, что это в первую очередь «имиджевое мероприятие», способствующее повышению престижа Якутии.

Для церемонии открытия в Театре оперы и балета на сцену вышли организаторы фестиваля во главе с премьером Якутии Владимиров Солодовым, который все-таки нашел время заглянуть в театр. Он, как всегда, с доброжелательным спокойствием поприветствовал гостей, участников и, конечно, зрителей, пожелав всем большого праздника балета. После чего, принимая во внимание успехи балетной труппы театра, премьер от имени главы Якутии вручил удостоверения заслуженных артистов Якутии солистам балета – Динаре Гасанбалаевой и Павлу Необутову.

Тут нельзя не отметить и тот факт, что именно Владимир Солодов инициировал поиск нового директора ГТОиБ по нестандартной, небюрократической схеме. И вот теперь новый директор Сергей Юнганс стоит вместе с ним на этой сцене, открывая фестиваль. В свою очередь министр культуры Якутии Юрий Куприянов вспомнил о том, кто стоял у истоков «Стерха», а именно Лиру Габышеву. В это время в зале включили свет и таким образом все увидели ту, благодаря которой этот фестиваль появился на свет.

Вместе с тем министр отметил и нынешнего художественного руководителя фестиваля Марию Сайдыкулову, вручив «от имени всего зала» букет цветов. А к Геннадию Янину он обратился, улыбаясь, со словами или даже с просьбой, чтобы телеканал «Культура» не забыл об этом мероприятии. Что ж, вполне себе хорошее пожелание.

А в конце церемонии открытия, видимо, исходя из того, что зрителей нужно еще чем-то удивить и расположить, был подготовлен небольшой сюрприз – розыгрыш лотереи по входным билетам. Так что кто-то ушел из зала не просто в состоянии эмоционального подъема от наслаждения балетным искусством.

Спектаклем – открытием фестиваля стал балет «Лебединое озеро» в хореографии Юрия Григоровича, одной из по-настоящему лучших постановокв в театре. Перед тем как зазвучала увертюра к балету, ведущий фестиваля Геннадий Янин сделал небольшой экскурс в его историю. Сделал он это, надо сказать, очень интересно, мастерски оперируя фактами и именами. Большой балетный опыт и харизма ведущего просветительской телепрограммы налицо.

Что касается спектакля, то в заглавных партиях Одетты и Зигфрида выступили, соответственно, прима и премьер Михайловского театра Екатерина Борченко и Никита Четвериков. Их работа на сцене была безупречна – это касается как техники, так и артистизма. Но в свою очередь прекрасно себя проявили и артисты ГТОиБ – Тимофей Федотов и Павел Необутов. А также, разумеется, Юлия Мярина, Динара Гасанбалаева и Венера Федотова – все они показали очень высокий уровень профессиональной подготовки.

Кстати, по словам Екатерины Борченко, она танцевала эту партию в хореографии Юрия Григоровича только дважды и оба раза на сцене ГТОиБ в Якутске. А всего, как рассказывает балерина, она танцевала Одетту в четырех разных редакциях. Так что фестиваль «Стерх» добавил в ее творческую карьеру что-то новое.

Помимо балетных спектаклей и гала-концерта, в рамках юбилейного фестиваля состоятся мастер-классы для учащихся хореографического училища. Также будет устроен Круглый стол, касающийся актуальных проблем балетного искусства.

Программа фестиваля

О подготовке фестиваля

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров