Когда клиент Сбербанка всегда не прав
YAKUTIA.INFO. Представьте себе ситуацию: вы являясь добропорядочным клиентом банка, приходите в офис платить по счету. Банк отказывается принимать деньги, обвиняет вас в терроризме, незаконно задерживает и делает крайним в собственной некомпетентности. Сказки? Отнюдь. Недавно журналист Якутия.Инфо стал невольным участников произвола со стороны сотрудников одного из филиалов Сбербанка.
Довольно часто нам приходится слышать сакраментальное:
- Ты что, самый умный что ли?
Вот и журналисту Якутия.Инфо тыкали этой фразой в тот злополучный день буквально каждые 15 минут. К двадцатым числам каждого месяца автору этих строк, как и тысячам простых граждан России, приходит срок оплачивать ипотеку. Месяц назад нелегкая меня занесла в филиал Сбербанка по Дзержинского, 25, в Якутске.
Провести операцию через терминал не удалось – банкомат говорил о внутренней ошибке. Пришлось обратится к оператору. Как оказалось, оператор провести операцию также не может. Выходило, что оплатить ипотеку я не могу по причине какого-то сбоя в программе банка.
В договоре сказано, что в случае непоступления средств на счет банк имеет право применять штрафные санкции. Не желая санкций, испорченной кредитной истории и прочих штрафов от могучего кредитора, я попросил дать расписку о том, что операция не провелась – будет что показать.
Тут и начался конфликт.
Опыт показывает, что без доказательств или бумаг, удостоверяющих прецедент, никто и никогда вам не поверит. Банки, государственные структуры, органы и даже журналисты склонны больше верить бумажкам чем самым честным показаниям. Как доказать тому же Сбербанку, что операция не прошла по вине сбоя его программ? Только с бумажкой – об этом и было сказано оператору.
- НИКАКИХ СПРАВОК НЕ ДАЕМ! – отвечает операционист.
Позвольте, как же так? В большинстве филиалов Сбербанка написано - «Клиент всегда прав». Глава «Сбербанка» Герман Греф, будучи в Якутске, говорил, что главный постулат успеха – относиться к клиенту как к родному человеку. Как к матери, сестре, отцу, сыну. И если вы этого не делаете, значит, что-то в вашей работе и жизни не так.
В филиале по Дзержинского 25, к клиенту отнеслись, как будто в работе и жизни что-то не так. Ни оператор, ни старший специалист не хотели давать справку о невозможности провести операцию. Получался замкнутый круг, где виноватым всегда выходит клиент.
- Клиент не может оплатить кредит – Клиент не прав - Клиенту применяют штраф – Клиент не может доказать – Клиент не прав – Клиент хочет получить доказательство – Клиент не прав.
В качестве доказательной базы мной было решено произвести видеосьемку процесса или хотя бы зафиксировать слова оператора о том, что операция не проходит. Как оказалось с точки зрения сотрудников банка, снимать сотрудников банка приравнивается к терроризму.
Меня на просто заперли вместе с другими клиентами банками, нарушив тем самым статью №127 Уголовного Кодекса России «Незаконное лишение свободы».
- Он снимает! Снимает!
Причитали сотрудницы банка, нажимая тревожную кнопку. Видимо, 29 статья Конституции, Федеральный Закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Закон РФ «О защите прав потребителей», а также Гражданский Кодекс Российской Федерации не имеют законной силы на территории, вверенной им в защиту от посягательств «шибко умных» клиентов.
Интересно, что находясь в операционной – общедоступном зале, я не имел никакой возможности умышленно или по неосторожности снимать коммерческие тайны банка. Тем более что никаких запрещающих знаков ни на входе, ни на территории филиала мной замечено не было, а несколько камер охраны Сбербанка фиксировали все происходящее с нескольких ракурсов.
Весь этот бедлам стал приобретать мрачные тона, когда прибыли крепкие сотрудники ЧОП «Голиаф». Небрежно проводя дулами боевых автоматов, они настоятельно рекомендовали удалить запись.
- ПУСТЬ ВСЕ УДАЛИТ ПРИ НАС, САМИ УДАЛИТЕ!
Вторили им сотрудники банка. Под дулами автоматов орудие преступления (обыкновенный телефон) было изъято сотрудниками ЧОП. Не исключено, что в ходе этого была нарушена одна из статей Главы 21 Уголовного Кодекса РФ (Преступления против собственности).
Объективность не позволяет в красках расписывать все мучительные кары, обещанные «Голиафом» и сотрудниками банка из-за нежелания удалить запись. Терроризм, посягательства на личную жизнь, частная территория, права ЧОП, угрозы судом – все аргументы были нагло мной проигнорированы.
- Ты что, самый умный что ли? Какое право ты имеешь снимать на территории банка? Это частная территория!
В общем, в ожидании компетентных органов время пролетело в духе высокой морали и защиты прав банка. В какой-то момент, осознав всю духовную низость своих мечтаний о гражданском обществе, даже хотел удалить запись. Но являясь идейным вдохновителем проекта «Гражданин» отстаивающего права всех граждан, просто не смог не довести до читателей то, что в подобных ситуациях нарушаются их права.
Надо заметить, что претензий к сотрудникам полиции или самому Сбербанку нет никаких. Так, в отделении банка по проспекту Ленина 17, куда я обратился после, спокойно выслушали и смогли провести операцию. В чем отличие двух филиалов, кроме как в личном отношении сотрудников к клиентам, непонятно.
Как мы выяснили, к подобным конфликтам приводит незнание собственной компетенции, а также элементарных прав и свобод граждан. В нас крепко застряла мысль, что если есть запрет – то он обоснован. Мы попросили прокомментировать ситуацию юриста ООО «Единый Центр юридической помощи» Сергея Осипова.
«Запрет на фото и видео съемку в общественных местах незаконен. Любое должностное лицо, препятствующее съемке, нарушает закон и может быть привлечено к ответственности. Внутренние правила и приказы в любых учреждениях и организациях распространяются только на работников и сотрудников этих учреждений и организаций», - констатирует юрист.
Исходя из возможности дальнейших нарушений подобного рода, просим прокуратуру дать правовую оценку действиям сотрудников банка и ЧОП «Голиаф». Также обращаемся к руководству Сбербанка в Якутске с просьбой провести служебное расследование инцидента.
Комментарии
Ув. Юрист. Запретить то съемку никто не может. Но если сотрудник который на неё попал запретил её использовать, то выложить её никуда нельзя. В противном случае суд обяжет удалить видеозапись и назначит наказание ввиде штрафа до 200т.р. либо принудительных работ. Не забывайте о правах работников как гражданинов РФ.
"если сотрудник который на неё попал запретил её использовать, то выложить её никуда нельзя" А если публикация осуществляется в общественных интересах (например, зафиксировано самоуправство сотрудника)?
"сотрудник который на неё попал запретил её использовать, то выложить её никуда нельзя" - это смотря в каком ракурсе попал. Если он не является основным объектом съемки, то можно. "Не забывайте о правах работников как гражданинов РФ" - граждан, уважаемый, граждан. А у граждан помимо прав есть еще и обязанности. И вообще, право вещь такая - сегодня ты его имеешь, а завтра оно тебя. Теперь касательно публикации видео - никто его никуда выкладывать не собирался, просто хотели зафиксировать факт сбоя в работе систем банка приведший к невозможности исполнения договорных обязательств клиентом банка. Дальше пошла фиксация нарушения прав и свобод гражданина работниками банка (в том числе)
А вы не задумывались над тем, что сотрудники не уполномочены писать «отсебятины» вроде расписки о том, что банкомат не работает и к клиенту не применят штрафные санкции. Сотрудники на местах имеют мало полномочий. Логичнее было бы позвонить на горячую линию или оставить письменное обращение, прописав все подробности, попросив зарегистрировать во входящих документах либо проставить штамп «принято». Иногда эти «качания прав» бесят, слишком уж все знают свои права и ничего человечного не остаётся. Чуть что, сразу съемки и записи. Язык для чего, если не пытаться договориться?
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.