«Князь Игорь» представил православно-тенгрианскую смесь культур
YAKUTIA.INFO. Долгожданная эпическая постановка Андрея Борисова "Князь Игорь", наконец, предстала перед зрителями на сцене Театра оперы и балета. По разным причинам, после первого показа постановки в рамках дней культуры Якутии в Китае, премьера в Якутске откладывалась.
Как объясняет директор театра Сергей Сюльский, "это произошло из-за того, что было заказано сложное оборудование в Китае и в дальнейшем возникли сложности в ее транспортировке". Стоит отметить, что постановка стала возможной благодаря тому, что был выигран федеральный грант в размере 16,5 миллионов рублей.
Знаменитая опера Александра Бородина (при участии Римского-Корсакова и Александра Глазунова), погружающая в историю становления русской государственности и, в частности, о походе князя Игоря против половцев, создана по мотивам первого русского литературного памятника "Слова о полку Игореве". Окруженная, в свою очередь, массой легенд и мистификаций, она является одной из самых масштабных в истории русского оперного искусства.
Чтобы осуществить постановку в Якутске, Андрею Борисову пришлось привлечь коллективы всех столичных театров почти полным составом – как драматических, так и балетных, а также солистов из Москвы, Санкт-Петербурга и Минска.
Стоит отметить, что, в сравнении с оригинальной оперой, в эту постановку режиссером были внесены и определенные дополнения, отсылающие, в частности, к культуре саха. В ней смешались многонациональные особенности истории России – на сцене появляется и якутский шаман, звучит хомус, и все это в дополнение к русским и половецким песням, какими их представлял Бородин.
Как утверждает режиссер: "В нашем театре мы попытались уловить главный, как мне кажется, эпический момент этой оперы – ее скифское начало. Скифы – это такой конгломерат этносов, откуда вышли многие евразийские народы. В декорациях мы также это постарались отразить. Православие, тенгрианство – все эти обряды перемешаны у нас в спектакле ".
Огромные декорации и большое количество действующих лиц едва умещаются на сцене. К сожалению, физических возможностей зала просто не хватает, чтобы вместить всю задумку автора, и от этого впечатление, конечно, несколько теряет свою остроту.
Постановка эпична и по времени - два отделения длятся более трех часов. Но, тем не менее, неизменно прекрасная музыка, которою дирижировала Алевтина Иоффе и неповторимые голоса солистов, и в особенности, Александра Емельянова, исполняющего партию князя Игоря, и Владимира Заболоцкого в роли княжича Владимира, сохраняют сильный эмоциональный накал на протяжении всего спектакля. Не менее интересно звучат голоса и других солистов (Прасковья Герасимова, Николай Попов, Григорий Петров) и неповторимые хоровые номера, а также эффектные массовые сцены, накал которых дополняет и внушительный экран с видеорядом.
Отдельно стоит отметить костюмы, здесь также была проделана серьезная работа. Отразить представителей разных культур и разных социальных классов, учитывая и количество актеров – труд колоссальный. А знаменитые половецкие пляски, ставшие уже частью поп-культуры, также выглядели достаточно впечатляюще, учитывая хорошую работу танцоров и хореографа. Интересна и завершающая массовая сцена, где артисты меняют костюм и на них мы видим буквы из старославянской письменности.
Сам Андрей Борисов смотрел спектакль не в зрительном зале. На протяжении всего времени он находился за кулисами, давая наставления и не переставая вносить корректировки по ходу действия.
Кстати, в зале находились представители национальной премии "Золотая маска", которые, быть может, отберут спектакль на конкурс в будущем году. Но, что уже точно, как говорит Сергей Сюльский: "В конце года нашу постановку увидят на сцене Большого и Мариинского театров, а также Большого театра Минска. И там, учитывая размеры залов, можно будет увидеть "Князя Игоря" совершенно по-другому".
Комментарии
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.