Культура 15:27 / 22.3.2018 5500

ГАРДТ покажет «Чайку» в стиле неоклассики

ГАРДТ покажет «Чайку» в стиле  неоклассики
Текст: Иван БАРКОВ
Фото: ГАРДТ

YAKUTIA.INFO. Спустя почти четыре десятилетия одна из самых известных пьес Чехова, да и всей мировой драматургии, «Чайка» вновь на сцене ГАРДТ имени Пушкина. Несмотря на то, что этот спектакль находится в репертуаре многих театров в разных уголках планеты, существует множество интерпретаций смыслов пьесы, ее различных режиссерских решений. И это говорит только о том, что «Чайка» будет актуальной всегда. О своих смыслах Чайки, а также о том, что ждет зрителя на сцене, рассказывает режиссер спектакля Елена Корнилова-Мягкая.

Начну с того, что эта пьеса мне нравится еще со студенческих времен, когда мы работали над «Чайкой» с нашим педагогом по режиссуре Иосифом Райхельгаузом. В то время у меня произошло такое «заражение» этим спектаклем и сейчас, спустя годы, я решила его поставить. Могу сказать, что ни одна пьеса во мне не отозвалась так сильно, как «Чайка», к тому же на сцене нашего театра ее не ставили уже 40 лет. Еще не могу не упомянуть, что я посвящаю эту постановку в первую очередь своим мастерам, которые сформировали меня как актрису и режиссера.

Елена Корнилова-Мягкая

Чайку ставили и продолжают ставить. Кто-то придерживается канонов, а кто-то пытается сделать что-то новое. Каким будет ваш спектакль?

Насколько я знаю, последняя постановка, которая прогремела в Москве – это «Чайка. Эскиз» режиссера Евгения Марчелли. И решение этой пьесы очень современное. Например, Нина Заречная стреляет у зрителей сигарету со сцены. И так далее.

А у нас все же классический спектакль – в том плане, «что стрелять сигареты мы не будем» и текст Чехова также останется в неприкосновенности. Где-то он, может, несколько сокращен, но в целом остался в неизменености. Спектакль даже не классический – это неоклассика.

Объясню почему. В тех классических спектаклях, которые я видела (Малый театр, МХТ), упущен, как мне кажется, тот момент, что пьеса появилась в то время, когда в искусство приходил новый стиль – модерн. Мне видится, что это важный момент – поскольку модерн находится в моде, но в то же время он сталкивается с тем, что было до него в искусстве. И как раз персонаж Аркадиной в этом смысле показателен. Она избалованная дама, модно одевается, но вместе с тем внутри остается противником всего прогрессивного.

Таким образом, подходим к тому, о чем именно ваша «Чайка».

Наш спектакль о том, что люди стали очень небережно друг к другу относиться, перестали слышать друг друга, постоянно обмениваются колкостями. Особенно этот процесс показателен в соцсетях, когда люди пишут друг другу хамские вещи, но при этом ставят смайлик – и кажется, что вроде и не всерьез. Я так по-доброму вас растоптал…

Но разве можно на чье-то творчество просто так поплевывать? Конечно, это проще всего. И у нас в этом смысле как раз на программке изображен человек совершенный Да Винчи, а вокруг следы от пуль. И мне кажется, что каждый творческий человек совершенен, вне зависимости от того, делает ли он матрешки или занимается так называемым высоким искусством.

Это вы сейчас затрагиваете линию Треплева.

Да. Нужно относиться бережно ко всему этому и особенно если это творчество близких людей, которые готовы тебе доверяться и открывать себя.

Нужно иметь чувство такта, быть вежливым, чтобы дослушать, досмотреть, постараться понять, дать высказаться. И вот в пьесе есть два персонажа – Треплев и Заречная, которых просто «расстреляли» вот таким вот отсутствием эмпатичности.

Это делают такие социопаты, которые даже не понимают, что приносят человеку боль. Они не способны сопереживать. И, к сожалению, вот как раз в этих соцсетях сейчас много таких.

Их еще троллями называют.

Да. И именно такие тролли «расстреляли» Заречную и Треплева.

Несколько слов, пожалуйста, о том, кто играет в спектакле.

Во-первых, в роли Аркадиной у нас Евгения Адамчук и Оксана Смеркалова. Обе замечательные актрисы.

Кстати, Адамчук играла и Раневскую в «Вишневом саде» Линаса Зайкаускаса, который был принят не однозначно. Вы сами как относитесь к той постановке.

Могу сказать, что актеры с теми задачами, которые поставил перед ними режиссер справились отлично. И Евгения Адамчук сделала свою работу замечательно. А трактовка... Мой Чехов иной. Что касается других в «Чайке», то Нину Заречную играет другая замечательная артистка Марина Слепнева, которая знакома многим по своим ролям в нашем театре. И эта роль, во всяком случае, для моей «Чайки», просто на сто процентов ее. Тригорина играет Дмитрий Юрченко, артист, которого я очень люблю и который, на мой взгляд, очень красив, харизматичен и обаятелен в этой роли. Вообще мне хотелось еще отметить и то факт, что в нашем спектакле возраст почти всех артистов соответствует тому, который у них в пьесе. Если вспомнить исполнителей роли того же Тригорина, то его играли, уже будучи немолодыми, Юрий Соломин и Олег Янковский. Но в столице работают именно так - чтобы сыграть такие роли, нужно сначала стать очень медийным, узнаваемым.

И может, как раз тот факт, что у нас возраст артистов совпадает с их персонажами в пьесе еще и этим отличает наш спектакль от столичных (смеется)!

А как поступили с музыкальным оформлением? Сейчас стало модно петь, плясать и играть на разных инструментах. И еще несколько слов о костюмах.

В пьесе есть такой доктор Дорн и он там все время ходит и что-то напевает. И я подумала - а почему бы ему не просто напевать, но еще и наигрывать. Ведь его герой лечит не только каплями, но и словом. И почему бы это слово не стало песней? Также в спектакле, который ставит в начале пьесы Костя Треплев, будет небольшой оркестр. Причем в оригинале, когда этот спектакль Кости начинается, звучит рожок. Рожок мы не нашли, но зато нашли массу других интересных, не совсем обычных инструментов. А вообще, музыкальным оформлением спектакля занимается Иван Чайка. Что касается костюмов, то их делает Лена Гоголева. Это уникальный человек. И когда наши дамы спросили, кто будет шить костюмы, и я ответила, что Лена Гоголева, то дамы выдохнули с некоторым восторгом. Ведь у нее каждый костюм - это шедевр, это образ, который добавляет прочтение внутреннего содержания персонажа.

Вы ставите «Чайку». Какое на ваш взгляд место Чехова в современном театре?

Чехов обязательно должен быть в театре, ни у кого, как у него, нет таких тонких струн, такой ранимости. Конечно, можно ставить современных российских драматургов, таких как Дурненкова или Писарева и которые «машут шашкой», рассекая все и вся, показывая, насколько нам всем тяжело.

Чехов же показывает, что духовно ранить можно намного более серьезно, чем физически. Раненая рука зарастет, сломанная кость срастется, а вот рана, нанесенная в сердце, может и не затянуться. Как у Кости Треплева, как у Нины Заречной. И Чехов об этом.

Премьерные показы пройдут 23,24 и 25 марта. Посмотрим, какой будет эта «Чайка».

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров