Успех 19:13 / 22.10.2015 14518

Якутская ювелирка: от кустарщины до мирового бренда

Якутская ювелирка: от кустарщины до мирового бренда
Текст: Денис АДАМОВ

YAKUTIA.INFO. Якутская ювелирка завоевала право называться самым ярким брендом республики. Причем не только российского, но и мирового масштаба. Для многих это уже как само собой разумеющееся явление.

Однако если задуматься, какой большой путь предшествовал этому? И как якутская ювелирная отрасль из мелкого кустарного производства выбилась в лидеры нашей экономики?

Об этом накануне Дня работников гранильной и ювелирной промышленности Якутии, отмечаемом 23 октября, – в материале Якутия.Инфо.

Многовековые традиции

Татьяна Кырбасова

Гранильная и ювелирная отрасли в Якутии являются смежными отраслями. Но если якутская гранилка является относительно молодой отраслью и появилась в 90-е годы, то ответ на вопрос – когда якуты начали заниматься ювелиркой – является предметом археологической науки.

Гранилка появилась благодаря суверенитету, когда у Якутии появился доступ к своим алмазам. Когда благодаря дружбе Михаила Николаева с Борисом Ельциным на нас пролился алмазный дождь. Правильно говорят сами огранщики, что сейчас гранильная отрасль – единственный шанс, который НЕ БЫЛ УПУЩЕН. А их было много…

Старинные женские украшения

«Что касается якутской ювелирной отрасли, то мы говорим о многовековых традициях якутского ювелирного дела. Археологической наукой доказано, что народ саха прибыл на территорию нынешней Якутии, уже владея развитым по тем временам кузнечно – ювелирным делом. Подтверждением тому могут служить находки древних женских серебряных украшений в захоронениях и украшений для лошади, датированных еще XII веком нашей эры. Одной из реалистичных версий является, что победному завоеванию столь большой территории способствовало именно владение в совершенстве кузнечным делом народом саха. Ведь наконечники стрел, копье, батас были металлическими, а не костяными как у аборигенов? Более развитый народ вытеснил менее развитый. Инновации сыграли решающую роль. А ювелирами были, конечно же, элита якутских кузнецов, - рассказывает руководитель Гильдии производителей бриллиантов и ювелирных изделий Якутии Татьяна Кырбасова.

В советское время якутская ювелирка не то, чтобы не развивалась, она – выживала. Драгоценными металлами и камнями занимались крупные государственные заводы.

«Фактически отрасль выжила, благодаря отделениям «Рембыттехники», которые были в каждом районе ЯАССР. Помню, когда в нашу деревню приезжали мастера - ювелиры, все женщины шли к ним, чтобы переплавить купленные в магазинах однотипные серьги и кольца в национальные якутские ытар5а – висюльки в виде стилизованной женщины и печатки с чороном и сарданой и т. д. Благодаря этим цехам ювелиры пронесли вековые традиции своих предков до сегодняшних дней», - считает Татьяна Петровна.

Тяжело в учении – легко в бою

Падение СССР и времена суверенитета послужили толчком для развития ювелирной отрасли. Появилось самое главное – рынок, а вместе с ним и стремление предпринимателей вложиться в ювелирное дело. Так, нарастили ювелирное направление «Золото Якутии», выходцы из фабрики «Сардана», цехов «Рембыттехники». Родоначальником нового витка развития ювелирной отрасли считается легендарный Тарас Гаврильевич Десяткин. Первыми предпринимателями, инвестировавшими в отрасль, стали Василий Алексеев («Сахаювелир») и Александр Павлов («Киэргэ»).

«Интересное было время»

Условным следующим этапом развития ювелирки можно назвать тот период, когда именитые ювелиры-штучники, работавшие в крупных ювелирных предприятиях стали создавать свои ювелирные фирмы. Это Лука Егоров, который создал «Уран Саха», братья Осиповы - «Симэх», братья Заболоцкие - «Оhуор утум», Гаврил Эверстов – «Айар Уус», Юрий Иванов – «Жемчуг», позже к ним примкнул Александр Тимофеев, «Саха Дизайн». Это «золотой фонд» авторской, якутской ювелирки. Именно они сохранили, развили в Якутии и продвинули на российский рынок традиционные якутские ювелирные изделия.

«Хочу подчеркнуть также Степана Николаевича Попова, Ивана Алексеевича Захарова, Никиту Капитоновича Наумова и других самобытных талантливых ювелиров, - рассказывает Анатолий Никифоров, руководитель ювелирного альянса ЭПЛ. – Я был не только свидетелем, но и участвовал во всем этом. Интересное было время».

Это было время его становления как ювелира, которое впрочем характерно для многих. С детства, как и многие якутские ребята, Анатолий Никифоров проявлял творческие, художественные способности. Много рисовал, мастерил, участвовал в выставках.

Поговорка «тяжелое детство – деревянные игрушки» - это про советское детство Анатолия Лукича. Впрочем, это было только на пользу. «Раньше игрушек не было, поэтому мы сами мастерили их из деревянной сердцевины ниток, - рассказывает он. – Или, выковыриваешь в кирпиче формочку зайца, собаки, и заливаешь туда свинец. Получается такая тяжелая, массивная игрушка», - вспоминает детство ювелир.

Потом была армия. В армии, как многих якутов, Никифорова быстро оценили за талант художника. «В армии кто писарем работает за хороший почерк? Кто хорошо дембельские альбомы рисует? Якуты. Все российские пацаны это знают. Это талант от природы», - говорит Анатолий Лукич.

Затем СПТУ-16, специальность ювелира-монтировщика, Якутский госуниверситет, кафедра Технологии ювелирного дела.

Анатолий Никифоров (справа), начало пути

Да, традиции сохранились. Но в 90-е годы, в период рыночного становления отрасли, было очень непросто. По словам Анатолия Лукича, поначалу руководствовались простым правилом – продавай все, что блестит. Оно и понятно: в 90-е годы не было ни инструментов, ни информации, как надо правильно работать. Поэтому многое приходилось постигать по наитию, методом проб и ошибок. Украшения делали полукустарным методом: формы изготавливались из глины, и туда заливалось серебро.

Ювелирка бурно развивалась. Первые шаги, успех, первые серьезные дивиденды, расширение горизонтов.

У крупных фирм появилась возможность отправлять своих специалистов на стажировки не только в России, но и за рубеж. Так, наш Анатолий Лукич с благодарностью вспоминает свою стажировку в Италии от «Золота Якутии», в городе итальянских ювелиров Виченца. Но звездный час Лукича, как его сейчас зовут ювелиры, еще не пробил. Он и знать не знал, что это будет связано с параллельно развивающейся гранильной отраслью.

«Ювелир должен быть психологом»

Ювелирное искусство основано на природном чувстве красоты, гармонии, линий. Но одного чутья мало – чтобы стать мастером, нужен каждодневный труд.

«Ювелир – он как мелодист, ты постоянно, каждодневно находишься в творческом поиске. Как в той рекламе: мучаешься, ждешь, - смеётся Лукич. – Даже в автобус заходишь и непроизвольно начинаешь высматривать вокруг, какие у женщин украшения. Вечером поздно приходишь домой, сидишь, кушаешь, думаешь о незаконченном изделии. В голове мысль: быстрее бы лечь спать, чтобы скорее встать и сесть за верстак. Это уже фанатизм, и дело не в деньгах, а творческом выражении. И это самое большое удовольствие».

По словам Лукича, главный принцип ювелира – создать заказчику именно его изделие. Вопрос в том, как угадать скрытые душевные течения человека и в то же время сделать красивую вещь, созвучную с его вкусом, с его внутренним миром.

«Если ты работаешь с заказчиком напрямую, это самая лучшая школа, - говорит ювелир. – Ты не только человек, который делает украшение. Ты – психолог. Смотришь, как, допустим, женщина разговаривает, как она одета, беседуешь с ней и чувствуешь: ей подойдет такое-то украшение. И если все правильно просчитал, на завтрашний день она приходит и говорит – как красиво! И это самое большое счастье!».

Главный принцип ювелира – создать заказчику именно его изделие

Конечно, молодым и неопытным такое не сразу удается. Но это приходит со временем.

Сращение с гранильной отраслью и что из этого вышло

Но просто сделать хороший товар недостаточно – нужно еще уметь его преподнести и выгодно продать.

В Якутии продукция ювелирной отрасли долгое время держалась на одном уровне, не превышая 600-700 миллионов рублей в год. Казалось, это был потолок – ну никак не могли ювелиры его преодолеть. Тогдашний президент республики Вячеслав Штыров удивлялся – почему отрасль все время топчется на одном месте? Как дать ей импульс?

И перелом произошел. «Это был качественный скачок. Произошло это в 2006-2007 году, когда «ЭПЛ Даймонд» взялся за ювелирное направление, - вспоминает Татьяна Кырбасова. – До этого времени гранильная отрасль развивалась сама по себе, экспортируя бриллианты в Израиль, Бельгию, Индию, Америку. А как только якутская ювелирная отрасль, в лице ЭПЛ, перешла на производство ювелирных изделий с бриллиантами, произошел резкий скачок в развитии ювелирной отрасли республики. Это было совершенно новое направление».

Презентация ювелирного цеха (2009 г.)

Начался новый этап - массовый выпуск ювелирных изделий с бриллиантами. Глава «ЭПЛ» Петр Федоров взялся за строительство совершенно новой конструкции ювелирного дела, способного не только догнать и перегнать известные российские ювелирные центры – Кострому, Кусу, но и составить конкуренцию мировым ювелирным брендам. В принципе, амбиции были небезосновательными – его гранильное производство уже выпускало бриллианты мирового стандарта.

Шел 2007 год. Федоров со скрупулезностью набирал команду профессионалов.

«В 2007 году, волею судьбы, я пришел в «ЭПЛ Даймонд» с просьбой, чтобы мне профинансировали ювелирный цех, - говорит Лукич. – Мне повезло, что меня принял сам Петр Федоров (основатель и председатель Правления группы компаний ЭПЛ – авт.) Поговорили. Сразу поняли друг друга, как производственник производственника. Я заключил договор с ЭПЛ, купили самое передовое в то время ювелирное оборудование, набрали кадры и понеслось! Это было совершенно новое в якутской ювелирке – массовое производство ювелирных изделий с бриллиантами! Наряду с серийным производством начали выпуск эксклюзивных ювелирных изделий с бриллиантами! Стали поступать крупные заказы, многие из которых выставлены в Сокровищнице драгоценностей Якутии. Например, большое панно с бриллиантами, которое стоит в Гохране России, делали мы».

Когда в 2010 году был взят исторический рубеж - 1 миллиард рублей продаж, ювелиры и продавцы ЭПЛ устроили фейерверк по улице Ойунского. А в целом по отрасли было продано порядка 1,5 млрд якутской ювелирки. Затем были взяты отметки 2, 3 миллиарда. А прошлом 2014 году уже свыше 4 млрд рублей.

Сегодня по индексу промышленного производства (ИПП) ювелирка с гранилкой занимают 5 место после крупных сырьевых производств – нефтегазовой, алмазодобывающей, золотодобывающей и угольной.

Самостоятельность идет на пользу

Вопрос в том, что дальше? Все ювелиры мечтают, чтобы Якутск стал мировым ювелирным центром. К этому всё и идет шаг за шагом. Якутяне с гордостью восприняли новость об открытии ювелирных салонов ЭПЛ в Вене, Берлине, Загребе и ряде городов Казахстана в этом году.

Салон в Берлине

Если Гильдия ювелиров России отмечает резкий спад и упадок в российской ювелирной отрасли, то они же отмечают стабильность и даже рост в ювелирной и гранильной отрасли Якутии. и это несмотря на общероссийский кризис.

Малые и средние предприниматели от ювелирки и гранилки отмечают, что в период кризиса не была бы лишней поддержка со стороны государства, допустим, в части обеспечения сырьем.

Но ничего этого нет. Впрочем, возможно, это и на пользу. Ведь именно самостоятельное преодоление трудностей и сделало частников сильными. «ЭПЛ», «Уран Саха», «Оhуор Утум», «Симэх», «Саха Дизайн», «Айар Уус», «Жемчуг» и другие – список героев отрасли достаточно широк. Эти компании, не получавшие от государства ни рубля, добившиеся всего своим талантом и трудом, и подняли ювелирную отрасль.

Открытие салона в Астане, Казахстан

Радует то, что с каждым годом всё больше молодых людей хотят стать предпринимателями ювелирами и гранильщиками. У них перед глазами успешный пример их старших братьев, отцов – известных всей республике Федоровых, Егоровых, Осиповых, Заболоцких и других. Среди победителей и призеров всероссийских ювелирных конкурсов много новых имен молодых мастеров.

«Молодежь видит, что, став классным огранщиком или ювелиром можно, обрести самостоятельность и жить нормально за счет своего труда и таланта. Поэтому и идут к нам в отрасль. Именно в подготовке кадров, а затем в закреплении кадров после учебы и нужна в первую очередь поддержка со стороны государства. Почему-то есть программа поддержки молодых специалистов в бюджетной сфере жильем за счет государства, а мы порой теряем настоящие молодые таланты из-за бытовой необустроенности», - говорит Татьяна Кырбасова.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров