Айсен Николаев: не надо превращать пункт передержки в зону строгого режима
YAKUTIA.INFO. Не надо превращать Пункт передержки животных в зону строгого режима – он должен должен быть максимально открытым. Об этом заявил глава администрации Якутска Айсен Николаев во вторник 29 ноября на встрече с общественниками-волонтерами, отстаивающими права четвероногих бродяг.
Поводом для встречи стал накопившийся шквал негатива в отношении сотрудников пункта, в том числе через местные СМИ. Встреча проходила в простом формате — сначала общественники изложили свое видение решения проблемы. А потом мэр высказал, какие предложения и замечания администрация принимает, а какие нет. Плюс добавил что-то от себя.
Вкратце позицию общественников можно описать так: власть, в принципе, порядок с безнадзорными животными наводит. Но — нужно делать это: а) более гуманно; б) более открыто. И то, и другое касается как отлова животных, так и их содержания в Пункте передержки.
«Чтобы не было недоразумений по части работы Пункта передержки животных, необходимо создать наблюдательную комиссию за его работой, - высказал мнение член Общественной палаты Якутска Александр ЯКНК-Захаров. – Чтобы ребята-волонтеры имели возможность беспрепятственно посещать, кормить животных, оказывать помощь сотрудникам и в целом контролировать деятельность пункта. А то до сегодняшнего дня постоянно происходили какие-то конфликты, есть недопонимание. Также я хотел бы обратить внимание на уровень профессионализма работников пункта передержки. Очень много вопросов нравственно-морального плана.
Мне недавно показали видео, где сотрудники пребывают на рабочем месте в нетрезвом виде. А Максиму Алексеевичу (Львову — директору ППБЖ – авт.) надо подобрать иную работу, а на его место поставить более профессионального работника».
ЯКНК-Захаров также подчеркнул, что девушки-волонтеры каждую неделю вкладывают около 15 тысяч рублей на питание животных. «Кучу денег тратят, а в пункте передержки считают, что они привозят помои – запрещают домашние каши. Это нелогично и даже негуманно, теперь уже к людям», - подчеркнул ЯКНК.
Представитель общественной организации «Преданные сердца» Елена Кулинская от имени волонтеров признала, что проблема с безнадзорными животными коренным образом переломлена в лучшую сторону.
«Но на сегодня пора перейти к гуманной составляющей. Никто из зоозащитников не говорит, что не нужно убивать животных — это неизбежно. Но для отлова следует применять релаксирующие и усыпляющие, а не умертвляющие препараты. Конечно, многие люди довольны, что бродячих собак стало меньше, но массовое жестокое убийство — это не выход. Также нужно увеличить количество мест в пункте передержки.
Жестокое обращение с животными — это проецирование жестокого обращения с любыми слабыми. Сегодня это собаки и кошки, завтра могут быть люди — дети, бомжи, больные», - отметила она.
Журналист Марина Сантаева пояснила, почему в последнее время вокруг Пункта передержки так много негатива. «Потому что это не столько негатив, сколько повышенное внимание. Ведь изначально у нас никогда таких пунктов не было, и его появление многие восприняли как решение проблемы. И конечно, никто не предполагал, что мы встретимся с такими картинами, как окровавленные клетки. Отсюда и весь негатив. Поэтому нужно в первую очередь наладить взаимоотношения сотрудников пункта с общественниками. Ни чинить препятствий, не конфликтовать, не пытаться угрожать ни с той, ни с другой стороны. Должен быть диалог в мирном русле», - были слова Сантаевой.
Также Сантаева поддержала слова ЯКНК-Захарова о том, что с животными не должны обращаться как со смертниками, которых нет смысла кормить и нормально содержать — мол, все равно пойдут в утиль. Также она добавила, что в Якутске нужно практиковать не только и не столько отлов и утилизацию, сколько программу «ОСВВ» - «отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск на свободу».
Волонтер Аяна Ксенофонтова заявила, что волонтеры готовы взять на себя проект по социальной рекламе в поддержку бездомных животных. Также она попросила изменить режим работы пункта и поинтересовалась, почему не работает сайт, где по идее могли бы размещаться фотографии животных.
По словам Айсена Николаева, многое из прозвучавшего он поддерживает. Но при этом подчеркнул, что «мы должны вместе работать над повышением культуры нашего населения. Пока она не будет подниматься, проблема с безнадзорными животными не решится».
Глава города признал обоснованными доводы волонтеров о том, что бродячие собаки сохраняют в городе определенную экосистему.
«Если мы всех собак уничтожим, то «свято место не бывает» — в некоторых мегаполисах, где собак массово уничтожили, вместо них появились крысы. Поэтому программу «ОСВВ» я, в принципе, не отрицаю. Тем более наш город вполне подвержен распространению крыс, а собаки служат для этого каким-то барьером. В любой точке мира, даже в самом цивилизованном мегаполисе есть бродячие животные», - резонно заметил Николаев.
Тем самым глава города как бы согласился с тем, что в будущем мы должны не тупо уничтожать бродячих животных, а действовать в рамках той самой «ОСВВ» - отловить, содержать, вакцинировать и выпустить. Звучит, конечно, хорошо. Вопрос в том, как скоро мы придем к более цивилизованной практике.
Важный момент – мэр одобрил создание общественного совета или общественной комиссии. Эта структура создается с целью наблюдения и контроля за работой как бригад по отлову, так и пункта передержки.
Вопрос в том, по какому принципу она будет формироваться. Айсен Николаев считает, что «чем больше в нем будет членов, тем лучше». Теоретически звучит хорошо. Но, как показывает практика, часто в такие советы пристраивают чиновников, сотрудников своих ведомств и послушных общественников – вот тебе и вся «общественность». Вывод: совет будет рабочим и действующим только в том случае, если в нем будут представлены люди независимые, со своим мнением, неравнодушные к проблеме и обладающие «матчастью» в такой непростой сфере, как работа с животными.
Важно подчеркнуть: работа пункта передержки должна быть максимально открытой.
«Я считаю, что 90 процентов проблем ваших отношений с работниками пункта сложились из-за отсутствия открытости. Мы на эту тему разговаривали с Дмитрием Дмитриевичем (замглавы Садовниковым – авт.). И решили, что пункт передержки нужно оснастить камерами, которые будут работать 24 часа в сутки.
И в любое время любой гражданин сможет зайти на специальный сайт и наблюдать за состоянием животных – как их кормят, как за ними ухаживают. Чтобы было максимально прозрачно и публично, чтобы люди видели, сколько животных идет на эвтаназию, сколько остается. До конца года вопрос необходимо полностью решить», - прокомментировал мэр.
Также Николаев сказал, что кошек в пункте содержать бессмысленно – как показывает практика, они там в большинстве случаев не выживают. Значит, освободившиеся помещения надо выделить для собак.
На встрече прозвучало предложение о создании частного приюта. Создавать частный приют мэрия, конечно, не будет, но поддержать, в принципе, может. «Мы готовы работать с частным приютом, передавать туда собак», - отметил мэр.
Не обошли вниманием и недавний скандал с запретом на домашнюю еду. Напомним, кому-то «сверху» вдруг взбрело в голову, что кормить животных-смертников собственноручно приготовленными супами и кашами нельзя – не дай бог отравятся. И ввел запрет: никаких каш и супов – только сухие корма.
В общем, мэру пришлось вмешаться и в эту бредовую ситуацию.
«Если люди приносят еду, причем достаточно качественную, то почему нет? Если выстроить правильные отношения с общественниками, как раз они и смогут это лучше всех контролировать, какую еду возить можно, а какую нельзя», - как юных и неопытных, наставлял мэр своих подчиненных.
Тут директор пункта Максим Львов высказал претензию: «Я работаю уже год, но ни разу не видел, чтобы кто-то из волонтеров помыл посуду после кормежки или почистил вольеры». На что в ответ прозвучало: «Я не могу говорить за всех, но я вижу по фотографиям в вацапе и в соцсетях, что многие волонтеры там убираются. Значит, сами плохо смотрите».
Мэр еще раз подчеркнул, что пункт должен быть максимально открытым, публичным местом.
«Сделайте воскресенье рабочим днем, чтобы людям было удобнее приезжать, а выходной перенесите на понедельник. Не надо делать из пункта передержки зону строгого режима. Мне тут докладывают, что в СИЗО зайти проще, чем к вам», - упрекнул глава администрации своих подчиненных.
Не был обойден вниманием и главный вопрос – по части профессионализма сотрудников пункта. «Я понимаю, что мы здесь не совершенны, - были слова мэра. – Но специалистов не так-то просто найти – не всякий согласится пойти работать на эту непростую и не самую оплачиваемую работу…»
Кадровый вопрос, естественно, витает в воздухе. Уволить Львова за некомпетентость – в принципе, самое простое решение. Вопрос в том, кто, в случае чего, готов его заменить? И справится ли он?