Жизнь 13:29 / 23.11.2017 Просмотров: 5995

Ирина Котенко: мы не хотели лезть в политику, но взгляды меняются

  • Текст: Денис АДАМОВ

YAKUTIA.INFO. Независимый форум предпринимателей «Вместе мы — сила», прошедший 16 ноября в Якутске, стал знаковым событием не только для бизнеса, но и в целом для общественности республики.

Предприниматели — члены одноименного движения — организовали мероприятие самостоятельно, без какой-либо указки или под диктовку «сверху». В этом, да и по многим другим показателям, оно превзошло официальный форум предпринимателей республики, ежегодно организуемый властями в сентябре. При этом если на проведение официального форума идут какие-то нереальные деньги, то здесь уложились в бюджет меньше 100 тысяч рублей.

Примечательно, что нынешний независимый форум «ВМС» - уже второй по счету. То есть это не случайно организованное действо, а мероприятие, организованное по итогам исполнения резолюции предыдущего форума «ВМС», прошедшего в 2016 году. Налицо стремление выйти на некую системность.

Конечно, не все прошло гладко — были свои огрехи. Но, тем не менее, мероприятие состоялось и есть планы дальнейшей работы по резолюции, которая будет обнародована на днях. О прошедшем событии мы поговорили с лидером общественного движения «Вместе мы — сила» Ириной Котенко.

«Призывать к повальному вступлению — у нас такой задачи нет» 

- Ирина Владимировна, давайте вспомним форум «Вместе мы — сила» 2016 года и его резолюцию. Можно ли сказать, что тот документ продолжает реализовываться? Мы помним, там было два ключевых направления работы — по тарифам и по вмешательству государства в бизнес.

- Действительно, было два направления. К сожалению, по проблеме вмешательства государства в бизнес у нас больших изменений нет. Как они занимали определенные ниши, так и продолжают их занимать. Плюс к тому же расширяются. Взять, к примеру, ФАПК «Якутия» - компания расширила линейку вино-водочных изделий, у нее увеличился выпуск продукции на 20 процентов. У них великолепно идет вода, а линию по розливу они поставили всего два года назад. Они отобрали у предпринимателей приличный объем рынка, потому что плотность населения в Якутске маленькая, а в республике в целом большая. А мощностей и логистической доставки ФАПК намного больше, чем у обычного предпринимателя. По ГУП «Комдрагмет», ОАО «РИК» все так же - они как работали, так и работают. Единственное, что мы узнали, что у «КДМ» намного больше площадей, чем мы предполагали и они сдают их не только под торговлю, но и под другие виды деятельности. Они никуда не ушли с рынка, и как правильно было замечено самим представителем «КДМ»: «Да, работали и работаем, но мы же платим налоги!» По сути, это единственная «отмазка». Но мы, предприниматели, считаем, что это неправильно.

- Но вроде как власти заявили, что будут акционировать ГУПы и МУПы. Можно сказать, что есть определенные подвижки.

- Это связано с федеральной политикой по выходу ГУПов и МУПов с рынков — на уровне России звучит, что 2018 год должен стать предельным сроком. Но опять же не факт, что это в лучшую сторону. Когда они были госучреждением, то были прозрачны и обязаны показать свой баланс публично. А сейчас они, будучи акционерными обществами, будут обязаны выставлять свои балансы только акционеру в лице Министерства земельных и имущественных отношений. То есть будут полностью закрыты для общества.

- Какой вывод отсюда следует?

- Я думаю, что дорогу осилит идущий — все равно будем дальше работать. Есть интересные наметки, на которых можно и дальше развивать эту тему.

- То есть не хвататься за все, а взять какие-то аспекты, например, по работе конкретных государственных институтов развития. 

- Да, цель в том, чтобы сосредоточиться на изучении конкретных институтов господдержки — той же венчурной компании «Якутия», к работе которой у нас есть определенные вопросы. Мы хотим их прозрачности и финансового раскрытия информации — кому дали деньги, как те в итоге работают, сколько приносят налогов. И вообще ВК «Якутия», Технопарк «Якутия» и ТОР «Кангалассы» следует вывести отдельно из институтов господдержки по предпринимательству — это совершенно другая помощь, чем рядовым бизнесменам. В общем, надо вникать в то, как они работают, изучать документы.

- Вопрос по тарифам. Если по электроэнергии вопрос решился на федеральном уровне, а по газу вопрос застрял на уровне региона. Но вроде после беседы с президентом «ОПОРЫ России» Александром Калининым глава республики сказал, что тарифы снижать будет. Вы в это верите?

- Мне хотелось бы верить, но не от того, что приехал Калинин и пальчиком Ил Дархану пригрозил. Просто есть объективные причины, есть определенный мониторинг по регионам. Я думаю, что вопрос по уменьшению все-таки решится, и к июлю следующего года тарифы снизятся. Я считаю, что на этот раз «Сахатранснефтегазу» не удастся все свои затраты по привычке необоснованно включить в тариф.

- То есть если снижение если произойдет, то благодаря не только приезду Калинина, а тому, что местное бизнес-сообщество стало вникать в составляющие тарифов на газ?

- Мы стали вникать и будем отслеживать. Рабочая группа «ВМС» во главе с Ириной Высоких и Олегом Маклашовым отработала очень хорошо. Компания «СТНГ» должна знать, что следим за ней, позиция «кручу-верчу — делаю, что хочу» не пройдет.

«Рабочая группа «ВМС» во главе с Ириной Высоких и Олегом Маклашовым отработала очень хорош»

- Третьим направлением в нынешнем форуме был блок, посвященный проблеме нелегального бизнеса. Пока, насколько мы знаем, проблема только обозначена и озвучена.

- Единственное, чего мы успели добиться в 2017 году, - это обозначить проблему. Она есть и она глобальная в масштабах республики. Я не устаю повторять, что соотношение легального и нелегального бизнеса у нас, увы, не в пользу первого — 40 к 60. Единственное более-менее равное соотношение — только в общественном питании. Проблема еще и в том, что меры контроля у нас применяются только к легальному бизнесу. Борьбой с нелегалами у нас не занимаются, на том основании, что незаконный бизнес равняют по применению законов к легальному в плане проверок, якобы не имеют права (мораторий), с другой стороны предпринимателям говорят, мы не имеем права их проверять они не в реестре, с ними должны работать полиция и Роспотребнадзор. А чиновникам это не нужно — они отрабатывают свою зарплату, борясь только с легальными предпринимателями.

Мы не призываем всех нелегалов повально закрывать. Но легальный бизнес при таких неравных условиях задыхается и закрывается, ведь с нами экспериментируют все, кому не лень (система «Платон», кассы онлайн, «Меркурий», тахографы, перечислять можно долго). 

Полиция говорит, что с мигрантами проблем нет, но не понимает, что приехать законно — это одно, а работать нелегально, имея патент на разнорабочего, и стоя за прилавком — это совсем другое. Это нарушение не только республиканских, но и российских законов! Вот посмотрите, что творится с китайцами — они без знания языка торгуя запчастями выписывают на китайском кассовые чеки, лечат, торгуют, ремонтируют машины, кормят. Единственный, кто нас услышал — это представитель ОБЭП МВД Эльдар Губайдулин. Он признал, что проблема есть. Посмотрим, получится ли сотрудничество.

- Вопрос по налогам. Президент «ОПОРЫ России» сказал, что надо снижать ставку налога по УСН (упрощенной системе налогообложения) с 3 до 6. Но последней новостью было то, что в Якутии власти будут снижать ставки только для производственников, живущих в городах. Мол, поскольку для остальных снижение ставки УСН большой выгоды не несет.

- Мне всегда интересны такие заявления наших властей. Я бы, например, задала им встречный вопрос — а можно посмотреть расчеты других, которые сидят на «упрощенке» и сколько они приносят налогов в казну? И если они такие незначительные, что же вы так боитесь их снизить? Это не такой глобальный масштабный налог, та же торговля на нем не сидит. Так почему бы всех, кто на нем работает, не освободить от него? В чем проблема? Ну хорошо, снизите вы производителям налог на три процента — но насколько для них эти три процента будут значительными? Производителям надо сбывать свою продукцию, но не все имеют свои магазины. А чтобы сбыть продукцию в больших магазинах, работающих на НДС (налог на добавленную стоимость) — нужно самому платить НДС. А многие наши производители не работают с ним, а на упрощенке — сложно попасть на полки ритейла, не примут продукцию, поскольку ритейл в таком случае должен платить двойной налог — входящий и выходящий, и они тогда вынуждены будут повысить цену на продукцию, в конечном итоге она будет не конкурентоспособной.

- То есть если местный мелкий производитель пойдет сбывать свой продукт в крупную сеть, у него товар не принимают?

- Либо не примут, либо у него цена будет неконкурентоспособная, потому что к нему будет применяться двойной налог по НДС. Нужно сделать поправку в Налоговый кодекс, чтобы те, кто работает по УСН, могли работать с ритейлом, но уже по новым правилам.

- Но в целом по УСН если и вводить, то тогда уж для всех, а не только для производителей, которые этого особо не заметят.

- Я считаю, что в таком случае попутно нужно решать и другие вопросы. Ну хорошо, производитель будет платить не 6, а 3 процента — что ему это даст? Он что, выйдет на какой-то другой объемный рынок?

- Сколько предпринимательских организаций на сегодня состоит в движении «Вместе мы — сила»?

- В движении 15 организаций. Вообще цель в том, чтобы помочь предпринимательству развиваться. От количества ничто не зависит — все зависит от качества, кто как работает. Если в дальнейшем люди будут вступать в наше движение, мы их с радостью примем. Но призывать к повальному вступлению — у нас такой задачи нет. Мы решаем такие задачи, как общие, глобальные для всех, - проблемы с тарифами, с вмешательством государства в бизнес, господдержка, и т. д. Мы занимаемся проблемами, возникающими в связи принятием тех или иных законопроектов на уровне региона и страны. Мы добиваемся, чтобы эти законы были не ужесточающими, а смягчающими. Согласитесь, когда человек один на один со своей проблемой — это трудно. Но когда человек не один, а в связке, где его проблему разделяют другие — это уже не палец, а кулак. А кулак всегда сильнее одного пальца.

«Когда человек один на один со своей проблемой — это трудно»

- Как вы оцениваете в плане участия в форуме работу нового Министерства инвестиционного развития и предпринимательства?

- Не очень хорошо. Министерство, вместо того, чтобы помогать и консолидировать совместные усилия с нами, на протяжении последних двух недель до форума приняло все усилия, чтобы сорвать мероприятие. И даже в день проведения форума они предупредили многие предпринимательские сообщества, что в этот же день будет семинар по вопросам финансирования. В результате многие чиновники, ответственные за вопросы бизнеса, встали и ушли во время мероприятия. Но все равно мы будем искать точки соприкосновения с министерством, чтобы не работать как лебедь, рак и щука. Мы хотим, чтобы нас и наши проблемы хотя бы слышали, а не создавали новые проблемы. К сожалению, пока проблемы только создаются.

- Изначально движение «Вместе мы — сила» позиционировало себя как строго неполитическое. Это в принципе правильно. Но, с другой стороны, если предпринимателей не устраивают какие-то политические решения, принимаемые властями — тогда, возможно, им стоит взять политическую волю в свои руки? И делегировать своих людей во власть?

- Первоначально, когда создавалось движение, все приняли решение не лезть в политику. Но через полтора года у многих изменились взгляды и мнения по этому поводу. Поэтому какое решение примет по этому поводу оргкомитет — это очень интересно. Тем более следующий год будет очень интересным и насыщенным в политическом плане. Я думаю, мы примем консолидированное мнение по поводу политики. 

Первый независимый форум предпринимателей Якутии