Жизнь 13:00 / 5.12.2018 Просмотров: 7352

Что будут сжигать власти Якутии - деньги или мусор?

  • Текст: Тимофей ЕФРЕМОВ

YAKUTIA.INFO. Простое, доступное и эффективное техническое решение по сжиганию мусора изобрели в Якутии. Но, как это часто бывает, его внедрению мешают обстоятельства, а возможно и чьи-то интересы. 

ЯПОНИЯ - НАШЕ ВСЕ

На кону как-никак более миллиарда рублей. Именно такую сумму федеральный бюджет направит в виде субсидии на утилизацию всего мусора, собираемого в республике. Отвечать за сбор и утилизацию с 1 января 2019 года будет Единый региональный мусорный оператор. По итогам конкурса в центральной зоне Якутии на срок не менее десяти лет таковым стала компания «Якутскэкосети». 

Единый оператор будет отвечать за сборку и утилизацию мусора на территории Горного, Намского, Хангаласского районов и Якутска со всеми пригородами. 

Объем собираемого только в Якутске мусора за месяц составляет порядка 56 тысяч кубометров. А теперь представьте, что ко всему этому прибавится ещё и мусор из Намского, Горного, Хангаласского районов. Загруженные отходами машины ежедневно будут проезжать по Покровскому и Намскому трактам, а далее через город до свалки на Вилюйском тракте.

Мусорная свалка город Якутск (фото news.ykt.ru)
Мусорная свалка город Якутск (фото news.ykt.ru)

Республиканские власти, понимая, что существующая свалка уже не сможет вместить весь поток этих отходов, приняли решение о создании нового полигона на 26 километре Вилюйского тракта. Ранее на городском и республиканском уровнях власти неоднократно говорили о необходимости строительства мусоросортировочного или мусороперерабатывающего предприятия, но его организация требует немалых вложений.

Время шло, мусорный вопрос то поднимался, то забывался. И так продолжалось, пока не был принят закон о региональных мусорных операторах. Под его реализацию заложили немалые федеральные бюджетные средства. Как только появились деньги - появились предложения. Точнее, предложение от иностранных соседей. 

В мае 2018 года МУП «Жилкомсервис» торжественно представили японскую мусоросжигающую печь для уничтожения медицинских отходов от японской компании «Хоккайдо Корпорейшн». Печь работает на керосине, способна сжигать 50 килограмм медицинских отходов в час. 

Запуск японской мусоросжигающей печи для медицинских отходов

Отметим, что инвесторы из Страны восходящего солнца уже известны в республике своими круглогодичными теплицами и ветроустановками в Тикси. Всё это вызывает ощущение некого особого расположения республиканской власти к островным бизнесменам. И вполне логично, что в мусорном вопросе японцы также стремятся продвинуть своё предложение. Ведь с ветряками в Тикси и теплицами в Якутске получилось - почему бы теперь не освоить весьма прибыльное мусорное направление? Можно считать, что маленькая японская мусоросжигающая печка была пробным камнем.

И здесь возникает вопрос: а как же заявленное импортозамещение и отечественные технологии? Неужели даже в деле сжигания мусора нам самим нечего предложить? Оказывается, есть, причем более оригинальное решение, чем у заграничного варианта.

Более шести лет в Якутске работает компания ООО «Эко-Энергия». Её директором является наш местный изобретатель Андрей Хиль. С группой специалистов-исследователей он разработал и создал собственную автономную мусоросжигающую печь, способную утилизировать любой вид твердых бытовых отходов. И, что весьма важно, не требующую дополнительного топлива для поддержания процесса горения, в отличие от зарубежных аналогов.

ОЧИЩАЮЩЕЕ ПЛАМЯ

О ключевых преимуществах своей технологии Андрей Юрьевич рассказал в интервью «Якутия.Инфо». 

- В чём главное отличие принципа работа вашей печи от импортных и других российских аналогов? 

- Наша печь не требует использования дополнительного топлива для поддержания горения отходов. Всё, что требуется, - загрузить текущий мусор, причем перед этим его не надо сортировать, и разжечь огонь — для розжига могут быть применимы газ, бензин, ДТ, бумага, картон, древесные отходы и прочее. Всё сгорает в печи за счет содержащихся в самом мусоре горючих компонентов. 

- Напрашивается вывод, что печь вашей конструкции позволяет экономить на топливе. 

- Да, для её работы не требуются мазут, бензин, газ и прочее топливо. Мусор сгорает сам, процесс горения не требует дополнительной подпитки энергоресурсами. Согласитесь, что если печь, к примеру, использует газ или жидкое топливо, то его стоимость должна будет учитываться в стоимости сжигания (обезвреживания) отходов. Наша технология исключает такую наценку. 

- Значит, это полностью автономная система? 

- Не совсем. Для работы регулирующего подачу нагнетательного воздуха механизма и КИПа требуется электроэнергия. Но потребляется совершенно незначительное количество электроэнергии - от 1,5 до 8 кВт/час. По сравнению с затратами на топливо - это копейки.

- Как насчет экологичности, какие отходы возникают после сгорания в печи вашей конструкции, как они утилизируются? Существует ли возможность их вторичного использования? 

- Мусор в зависимости от своего содержания сгорает в печи при температуре от 800 до 1250 градусов. При такой температуре в первую очередь происходит обеззараживание отходов. После полного завершения цикла термического окисления загруженного мусора остаются зольные остатки. После сортировки на виброситах и дробления зольные остатки становятся товарным продуктом, на который имеются разработанные ТУ и сертификаты соответствия. Это смеси для бетонов и растворов, технологический грунт, щебень стеклянный, которые используются в строительства и озеленении. А металл можно прессовать в брикеты и сдавать в пункты приема черного металла. Все зольные остатки после сжигания относится к самому низкому четвртому классу химической опасности, а в некоторых случаях - к пятому классу. Эти отходы по своим химических свойствам безопасны для потребления в данных видах товарного продукта - это подтверждается, кроме вышесказанного, и экспертными заключениями. 

Опытная установка в ГО МО посёлок Жатай

- Любой процесс горения сопровождается выделением дыма, насколько он безопасен?

- Мы неоднократно проводили различные проверки и инструментальные замеры. Содержание различных веществ в дыму от печи нашей конструкции не превышает предельно допустимых концентраций (ПДК). Отмечу, что те же испарения от свалки, а летом дым от открытого горения отходов, гораздо вреднее - по оценкам экспертов, например, по диоксиновым соединениям он превышает ПДК В 600 раз! При этом надо учитывать, что весной на свалке тает снег. Летом - дождевые осадки. Вода, просачиваясь через наслоения мусора, накапливается там, соединяясь с продуктами разложения отходов, и превращается в жидкий концентрат с опасными концерагенами — это, по сути, отравляющие вещества (токсичный фильтрат, все экспертное сообщество об этом знает), которые попадают в пищевую цепочку. Поэтому государство пытается, хоть и поздно, регулировать этот процесс. И все это находится на возвышенности над населенным пунктом.

Не знаю почему, но я наблюдал такую картину во многих российских городах и поселках. Почему-то везде свалки находятся выше уровня расположения населенных мест и весь вредный дым, испарения и фильтрат в большинстве случаев идет на города — это какой-то заговор против здоровья россиян. Сжигание отходов посредством новых технологий не допускает образование фильтрата и не провоцирует бактериалогическую и эпидемиологическую опасность. 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРОЖНЯК

Обсудив техническую сторону изобретения, мы поинтересовались у Андрея Юрьевича, что он думает о внедренном по всей России принципе единого мусорного оператора. И о давней мечте горожан мусоросортировочном предприятии.

- Мусоросотировка в условиях Якутии абсолютно невыгодна и небезопасна. 

- Почему? 

- Потому что сортировать мусор на свалке нормальный человек не пойдет — это верная смерть. Летом мусор от жары разлагается более интенсивно. Кроме химической опасности возникает бактериальная и вирусная. Там среди отходов может быть что угодно. Получается, работник, занимающийся сортировкой, после работы поедет домой на автобусе, - скольких людей он по пути заразит? Дальше, мусор перед сортировкой надо где-то складывать - в помещении или на улице? Поскольку у нас зима долгая, то надо строить помещение. Летом в нём нужно поддерживать вентиляцию, фильтрацию и прочие энергоемкие меры безопасности, чтобы не задохнуться и не подцепить заразы, так как мы знаем, органический мусор при складировании, тепловом воздействии выдает нам аммиак, сероводороды и прочие вредные вещества. Оставьте у себя дома отходы с кухни, например на два-три дня - потом домой не зайдете. Тайга, поля, реки - это тоже наш дом. А зимой отходы нужно, кроме прочего, обогревать. Чтобы рассортировать смерзшийся мусор, его нужно будет какое-то время подержать в тепле, чтоб он отошел. Такая сортировка будет требовать дополнительных средств на своё содержание и станет финансовым бременем, скорее всего, для населения.

К сортировке можно вернуться, но только после того, когда мы себя к этому приучим и сделаем привычкой. Ни глава республики, ни мэр города, ни кто то другой за нас этого не сделает, при всем своем желании. 

- Но ведь за рубежом сортировка мусора есть и развивается. 

- Там немало сил и времени затратили на развитие культуры обращения с отходами. В основе их успешной сортировки — сортировка в месте накопления отходов, то есть каждый житель должен сам разложить свои ТКО по раздельным емкостям. Сколько времени уйдет у нас, чтобы люди сами складывали мусор как надо — бумагу с бумагой, пластик с пластиком, стекло со стеклом и прочее. Для того, чтобы привить такую культуру, надо потратить время и деньги и, возможно, не меньше, чем в других странах, где сортировка практикуется. А у нас в городе уже сейчас назрел мусорный кризис, решение требуется для борьбы с уже поступающим мусором. Разве приятно смотреть на растущую в высоту свалку на Вилюйском тракте, которая уже выше деревьев? Мы предлагаем свое решение по текущим отходам. 

- С 1 января в центральной зоне республики, а это Якутск его пригороды и три близлежащих района, начнет действовать единый мусорный оператор. Насколько рациональна, на ваш взгляд, такая схема работы? 

- Спорить с уже принятой системой смысла нет. Но что мешает оператору использовать предложенную нами технологию? Посудите сами, практический каждый день на машинах буду свозить мусор в город из трех районов и пригородов. Обратно машины будут ехать порожняком . Считайте, что это впустую сожженный бензин. Топливо у нас каждый год дорожает. Эти затраты будут входить в тариф на вывоз мусора. Тариф тоже будет увеличиваться. А если поставить наши установки на местах — в пригородах, в районных центрах, в Якутске — то уже выпадают затраты на топливо. Не надо будет повышать тариф на вывоз мусора. 

Второе: наши установки и технология позволят полностью сжигать весь собираемый ТКО. Значит, отпадает потребность в строительстве нового полигона. Зачем там на Вилюйском тракте лес рубить - природу губить? Там на 26 километре люди грибы и ягоды собирают, а свалка вокруг себя всё загрязнять начнет. Мы себя лишаем самого ценного — живого леса, природы. А так мусор будет сгорать с минимальным вредом для экологии. И перестанет накапливаться на действующей свалке. Можно будет заняться её рекультивацией опять же путем сжигания накопленных отходов, а не закапыванием. Потому что толку от этого нет, как нам будут вспоминать будущие поколения? Накопившиеся там яды слоем земли надолго не изолируешь. Можно изучить опыт Германии, где программа ухода от полигонного захоронения отходов заканчивается в 2022 году. С этого времени полигоны будут запрещены законодательно. Хочу заметить, что Германия шла к этому 40 лет.

Конечно нашу технологию надо дальше оттачивать. В Якутии, например, проблему накопления текущего мусора можно решить за 10 лет полностью и с более низкой нагрузкой на бюджет.

Есть ещё один момент, который меня беспокоит, — это создание перевалочного пункта по вывозу всего собранного мусора из республики. Собирать и вывозить мусор намереваются из Нижнего Бестяха. Мост в ближайшей перспективе не построят. Значит, мусоровозы будут съезжаться на переправы, стоять в общей очереди на паром и так ежедневно. Это будет очень не приятно для ожидающих — запахи всякие. В отличии от Японии, у нас нет мусоровозов с откачкой токсичной жидкости от уплотнения ТКО в кузове. И даже нет стандартов и нормативов. В этом году на федеральном уровне мусоровозы обязали только оборудовать системой "Глонасс". Пока мусоровозы будут ждать паром на берегу, а так же при переправе, то из мусоровозов будет подтекать эта жижа от мусора и всё это в итоге будет уходить в реку. Повторюсь, так будет в навигационный период ежедневно! Во что мы реку превратим? Она и без того не справляется с нашим попустительством. Не думаю, что такую схему одобрят надзорные инстанции. 

А в итоге мусор, который собирали таким образом в республике хотя бы в радиусе 300 км, станет крайне нерентабельным. Просить еще субсидии у государства? Его переработка будет очень затратной. Посудите сами. Требования к бумаге и картону - сухой, без загрязнений. К пластику - вымытый, бутылки без крышек, дробленный на фракции не более 50 мм и рассортированный по цвету. Не вымытое стекло тоже не примут. Дальше делайте вывод сами, какие затраты понесет оператор или кто-то еще. Хочу особо отметить, что в Распоряжении Правительства РФ от 25 января 2018 года № 84 - р "Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года" все обо всем хорошо сказано. Например, плечо доставки ТКО до полигона или МСЗ свыше 50 км не рентабельно! Отсюда вывод - не то время, "качнуть" кому-то дотаций и/или повесить все расходы на население не получится. Нужно принять правильное решение. 

Поймите, со следующего года тариф на вывоз мусора будет составлять примерно, если не ошибаюсь, 300 рублей на семью из трех человек. И если мусор дальше будут копить на свалке и потом вывозить оттуда за пределы республики, то тариф будет только расти и расти. А с нашей технологией повышать уже существующий тариф не придется.

- Ключевой вопрос — сколько стоят ваши установки в сравнении с аналогичными? Сколько их нужно чтобы закрыть потребность города. Какой срок их окупаемости?

- Одна установка обойдется примерно в 30 миллионов в зависимости от объема и комплектации. Но хочу заметить, что высокотехнологические заводы в РФ уже готовы брать на себя ответственность за качественное изготовление нашего модельного ряда только из отечественных материалов и вкладываться. Для обслуживания города понадобится 15 наших установок — 450 миллионов рублей. Срок окупаемости — два года. Зарубежные стоят на два порядка дороже. Для их эксплуатации требуется строительство капитальных сооружений. А это дополнительные и немалые затраты. Нашу же установку можно использовать практически под открытым небом, разве что навес поставить и всё. Посмотрим, как покажет себя эксплуатация в -40С и -50С. Потом сделаем выводы.

Кроме этого наша установка компактна и может перевозиться на машине. Таким образом можно решать проблему с мусором в отдаленных деревнях и поселках. Чтобы сжигать в ней мусор, никаких специальных навыков не надо, любой справится. Машина может поочередно по расписанию объезжать деревни, поселки и сжигать накопленный там мусор. Ведь свалки в деревнях - тоже большая проблема. Ну, а в больших деревнях наши печи можно будет ставить возле котельной. Тепло от печи будет использоваться как дополнительный источник теплоэнергии. А это уже будет экономия на топливе для местной администрации и жителей. Надо пробовать, есть основания полагать, что там наша технология приживется. 

Так что выгодных факторов у нас много. Но нас почему-то не замечают и не принимаю всерьез. Возможно, ответственные лица в руководстве республики не знакомы с нашим техническим решением. А вот иностранцев, напротив, примечают - всюду приглашают и контракты с ними заключают. Вот только выгода для Страны от таких проектов, на мой взгляд, сомнительна.

***

После беседы вспомнилась повесть Николая Лескова «Левша». Кажется, что, как и в известном произведении, во властных кругах нашей республики нет веры в собственных изобретателей и технологии. Можно считать, что на такое отношение вызвано стереотип о том, что всё иностранное — высокотехнологичное и очень хорошее.

С другой стороны, не секрет, что зарубежные бизнесмены умеют заинтересовать российских партнеров. Именно в тех случаях, когда речь идет о компаниях с государственным участием. Ведь при таких сделках решающее слово стоит за чиновниками, а не за деловыми людьми, которые тщательно просчитывают выгоду от проекта. Потому что в случае с госкомпаниями дело чиновника - подписать бумагу. Дальнейшую ответственность за эффективность работы вверенного предприятия он не несет. А если, что — виноват назначенный директор. 

Однако в случае с мусором неэффективная технология может выйти боком для здоровья и кошельков всех жителей республики. Поэтому чей-то частный интерес не должен идти вразрез с интересами общества.