Кто ты, будущий директор? Инновационные поиски руководителя НХМ выходят на финишную прямую
YAKUTIA.INFO. Инновационные поиски директора Национального художественного музея продолжаются. Теперь уже на очном этапе, первая часть которого состоит в презентации своей концепции развития музея в 2020-2022 годах.
В минувший четверг на базе Высшей школы инновационного менеджмента, главного оператора этого конкурса, были организованы все условия для этой конкурентной борьбы. Этим кандидаты на эту ответственную должность и занимались – рассказывали, отвечали на вопросы экспертов, всячески доказывая свою компетентность в музейных вопросах. Заявки на участие, надо сказать, подали всего 17 человек, а до очного этапа дошло 11, которые собственно и рассказывали, скажем так, о своем видении будущего НХМ. Немного как-то выходит со всей России. Но, с другой стороны, учитывая, что в первый раз конкурс вообще был отменен (летом нынешнего года) из-за отсутствия желающих, то данное количество конкурсантов – это уже что-то.
Премьер Якутии Владимир Солодов, курирующий вопросы этих «инновационных поисков», на этот счет замечает, что количество конкурсантов вполне приемлемо, учитывая, что требования к ним были довольно высокими – все-таки это будущий директор НХМ.
«Этот музей – флагман музейного дела и нам очень важно, чтобы он динамично развивался и соответствовал современным стандартам музейного дела», - отметил он.
А насчет высоких требований любопытно узнать мнение самих кандидатов. То есть насколько сложным был этот заочный этап. По мнению, к примеру, Галины Кутугутовой, которая кстати, проработала в НХМ почти десять лет, требования по документам вполне приемлемые: «Собрать документы на ипотеку намного сложнее».
Что касается других аспектов – решение интеллектуальных тестов и т. д., то все это тоже, на ее взгляд, было не очень сложным. Поэтому, конечно, странно, что поступило так мало заявок. Но что имеем, то имеем.
Что касается конкурсантов, то из одиннадцати двое представляют другие регионы. Этим иногородним, хочется сказать предоставляется общежитие. Но нет. Им для связи с Якутском предоставили новые технологии – онлайн-эфир с экспертным советом. Таким образом эти участники также защищали в режиме конференции свои проекты. А еще онлайн находились и несколько сторонних экспертов из разных субъектов РФ.
Если говорить о профессиональной принадлежности кандидатов, то ожидаемо, что больше половины – это музейные работники. Остальные – управленцы. Кстати, в конкурсе участвуют сразу три нынешних сотрудника НХМ. И как уже написали выше – один бывший. Впрочем не сотрудники, а сотрудницы. Да, в гендерном отношении кандидаты процентов чуть больше чем на 50 женщины.
Надо заметить, что уровень и статус комиссии, которая офф-лайн, то есть вживую оценивала кандидатов, росли на глазах. К комиссии из шести человек во главе с упомянутым Владимиром Солодовым по мере работы сначала присоединилась зампред правительства Ольга Балабкина, а последним место за столом занял министр культуры Юрий Куприянов. И это учитывая, что рабочее время уже кончилось (шел седьмой час) – то есть работали сверхурочно! Кстати, особенно много вопросов кандидатам задавала как раз Балабкина, но Солодов, впрочем, тоже не отставал.
Что касается самих презентаций, то по большей части они были весьма похожи между собой в отношении предложений по развитию. Таких концепций точно уже придумано много. А музеев в Российской Федерации хватает – и национальных, и федеральных. Единственное отличие, пожалуй, в том, что те, работающие или работавшие в НХМ знают немного больше о музее и о том, как он функционирует. Поэтому иногда было странно слышать от кандидатов предложения о том, что и так уже есть в НХМ.
А в целом говорили о посещаемости, новых формах, мультимедийности и виртуальности, открытости, привлечении молодежи, расширении коммерческой деятельности и внешних связей, продвижении якутских художников, о реставрации и так далее. Кто-то делал акцент на классическом искусстве, кто-то на современном, кто-то на художественной деятельности, кто-то на управленческой, а кто-то вообще не делал никаких акцентов.
В ходе дискуссии несколько раз даже вспомнили о несчастной разноцветной «голове раздора», которая теперь скрыта от мира на заднем дворе НХМ (кстати, теперь эта голова, наверно, стала самым известным арт-объектом Якутии). И кто-то предлагал в этой связи открыть эти пространства для посетителей. Но такие предложения звучали уже давно, но до сих пор и этот двор, и тот небольшой парк в Галерее зарубежного искусства для людей закрыты.
Но в общем-то все происходило довольно живо, хотя почти все участники выходили за рамки отпущенного им регламента. Но это ничего. Создалось впечатление, что тот же Солодов видит будущее НХМ как музея, выходящего за рамки республиканского. Но может, так просто казалось.
А вообще, конечно, основной задачей будущего директора станет поиск средств для реализации тех или иных проектов. А с этим, как всегда, все очень не просто. К тому же, к сожалению, НХМ находится не на самом лучшем этапе своей истории. Но так или иначе конкурсный процесс идет.
Стоит напомнить, что директор ГТОиБ Сергей Юнганс благодаря этому конкурсу вот уже второй месяц работает в должности. И в скором будущем такие открытые конкурсы на замещение управленческих должностей будут не только в сфере культуры. Да, была игра «МИНИСТР», а теперь это уже не совсем игра.
Что касается нынешнего конкурса, то его итоги будут оглашены 25 декабря. А перед этим кандидатам еще предстоит показать свои качества на другом конкурсном мероприятии.