Жизнь 14:27 / 29.3.2020 Просмотров: 43278

Коронавирус и полумеры: Почему Айсен Николаев не вводит карантин в Якутии — ждет первых жертв?

  • Текст: Yakutia.Info

YAKUTIA.INFO. Резонансная ситуация с магазином «Кармен», работающего вопреки местному запрету в связи с коронавирусом, раскрыла суть сегодняшней проблемы в стране, республике и Якутске в частности. 

Напомним, несмотря на ограничительные меры в связи с коронавирусом, в Якутске отдельные предприниматели продолжают работать. В их числе магазин запчастей «Кармен», принадлежащий депутату Ил Тумэн Гаврилу Парахину

Предприниматель Афанасий Алексеев сообщил, что магазин Парахина работает в нарушение утвержденного нормативно-правового акта на уровне города, где запчасти не входят в перечень необходимых товаров. Однако Парахин оппонировал тем, что в список необходимо вносить изменения и включать туда в том числе запчасти — они на период ЧС могут быть необходимы. И фактически тут же вышло постановление председателя правительства РФ Михаила Мишустина о том, что запчасти в список необходимых товаров входят. Значит, де-юре магазин Парахина работает законно. Правда, тут тонкий юридический момент: в НПА Якутии запчасти еще не включены, поэтому на момент проверки «Кармен» все-таки работал в нарушение. 

Де-юре на момент проверки «Кармен» все-таки работал в нарушение

Но это все юридические тонкости. И, с одной стороны, ведь прав Парахин, когда возмущается: почему в «Кармен» нельзя, а в «Хозмаркете» и «Розторе» можно? Разве коронавирус по списку выбирает, где ему можно заражать людей, а где нет? Что в «Кармен», что в «Розторе», что в «Хозмаркете» - риск заражения одинаковый. 

Возникает вопрос — что делать? Ответ звучит просто — срочно вводить карантин в республике. С запретом работы ВСЕХ торговых точек, за исключением продуктовых и аптек. С ПОЛНЫМ запретом общественного транспорта, кроме такси. С ПОЛНЫМ закрытием въезда и выезда из республики. Это сняло бы все вопросы — кому можно, а кому нельзя работать в этих условиях. Карантин означал бы полный запрет для всех. Он прекратил бы споры и поводы для взаимных упреков и подозрений. 

Об этом уже заявляла мэр Якутска Сардана Авксентьева и даже просила главу республики разрешить ей сделать это на уровне города. Айсен Николаев отказал, заявив, на сегодня зараженных не так много, чтобы прибегать к такой жесткой мере - «всего» 14 официально подтвержденных больных. А также сказал, что в случае карантина «тысячи людей останутся без средств к существованию». 

На самом деле по состоянию на сегодня Якутск в лидерах по коронавирусу после Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Свердловской области. Цифры обновляются ежечасно, но уже сейчас точно и официально можно сказать: мы — одни из лидеров по заболеваемости коронавирусом. И это особенно учитывая, во-первых, нашу удаленность, во-вторых, замедленность диагностирования в том числе из-за расстояний — анализы отправляем в Новосибирск. Сколько реально заболевших — пока неизвестно, но очевидно, что больше 14. 

Полный карантин снял бы все вопросы — кому можно, а кому нельзя торговать 

Но Ил Дархан тянет. По нашей информации, ожидается рекомендация Роспотребнадзора, который тоже медлит. 

А в это время полный карантин уже введен в трех регионах — Чечне, Мурманской области и Карелии. При этом в Карелии нет ни одного (!) официально выявленного больного. Но глава Карелии Артур Парфенчиков заявил, что «несмотря на то, что у нас нет официально случаев выявления коронавируса, есть девять дней, чтобы не допустить распространение болезни, чтобы прервать возможные цепочки». 

Прибегнуть к более решительным мерам правительство России призывают известные экономисты. Так, обращение к российским властям подписали более 10 экспертов с международным признанием. Среди них профессор парижского университета Sciences Po Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов, профессор Парижской школы экономики Екатерина Журавская, профессор экономики Принстонского университета Олег Ицхоки и другие. 

Общее обоснование специалистов для введения карантина в стране можно свести к следующему: было бы очень глупо считать, что издержки от введения карантина и вызванного им спада производства и снижения потребления — это что-то большее по сравнению с потерями от эпидемии. Урон от эпидемии будет значительно выше. 

Поэтому сейчас вопрос стоит НЕ О ВЫБОРЕ МЕЖДУ «большими потерями» и «маленькими потерями». Сейчас выбор стоит между «ОЧЕНЬ БОЛЬШИМИ  ПОТЕРЯМИ» и «ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ БОЛЬШИМИ ПОТЕРЯМИ». 

В Карелии введен полный карантин при официальном отсутствии выявленных больных

Удар по всем экономикам мира уже нанесен — ущерб будет огромным в любом случае. Задача власти — выбрать вариант, в котором этот огромный ущерб будет меньше, чем при других худших сценариях. 

Что касается заботы о людях, которые лишатся средств к существованию, — здесь многое зависит от самой власти. Если на период и после карантина будут предусмотрены максимальные меры поддержки бизнеса и граждан в целом — он может быть перенесен не так тяжело. И чтобы сделать это, для начала нужно хотя бы отказаться о глобальных и затратных проектов вроде дорогостоящего Арктического центра и ряда других. Во-вторых, предложить предпринимателям внятные меры поддержки на сложный период. 

Но Айсен Сергеевич об этом умалчивает, прикрываясь мнимой заботой о людях. Между тем сегодня, по информации СМИ, в США после заражения коронавирусом скончалось уже более двух тысяч человек, в мире жертвами болезни стало уже более 30 тысяч человек. Первые умершие есть уже и в стране — в Москве, Санкт-Петербурге, Оренбурге. 

А мы сидим и ждем. Видимо, ждем большего количества зараженных и первых жертв? 

Многие аналитики и критики власти заявляют, что у эпидемии с коронавирусом в России есть один «плюс»: она раскрыла сущность нашей власти — равнодушие к людям и забота о мнимом рейтинге. И самое главное — извечное тяготение к полумерам в моменты, когда от власти требуется волевое решение.