Вопреки и благодаря коронавирусу: Как развивается туризм в Хангаласском улусе
YAKUTIA.INFO. Хотя лето уже и перевалило за середину, но туристический сезон ещё продолжается. Естественно, коронавирус вносит свои коррективы — не только отрицательные, но и положительные. Главный фактор — ограничения на выезд за пределы России. В тоже время стоимость путешествий в пределах страны заметно подорожали и в ряде регионов действуют свои ограничения, поэтому отдых внутри республики стал весьма актуален.
Один из наиболее развитых районов республики в плане туризма — Хангаласский улус. Здесь все говорит о том, что в эту сторону можно и нужно развиваться. «Якутия.Инфо» совместно с исполнительным директором ЯРО организации предпринимателей «ОПОРА РОССИИ» Александром Ариносовым посетили местные турбазы и сделали определенные выводы.
Тыгын Дархан, Куллаты и состояние туалетов
Стартовое место — остановка на границе у въезда в Хангаласский улус. Начнем с неприятных моментов. Во-первых, шаман-дерево, где путники оставляют дары, загажено. Беспорядочно раскиданные оладьи, сигареты, бумаги, бутылки, — не самое приятное зрелище. Далее, если основной туалет более-менее ухожен, то два соседних в крайне запущенном состоянии. Возникает вопрос — почему бы их попросту не снести, а на территории провести уборку?
Ладно, нам, якутянам, не привыкать. Но что подумают иностранные туристы, когда им предстанет такая картина? Отметим, что это не частная, а общая территория. Следовательно, ответственность за ее уборку несут районные власти.
А ведь рядом находится сакральное место народа саха — речка и одноименная местность Куллаты. С Куллаты открывается прекрасный вид на Хангаласский улус. Эту местность давно облюбовали пешие туристы — в прошлом году даже была открыта пешая тропа «Куллаты — Старая Табага (подробнее можно почитать здесь). Она соединяет две долины – долину Эркиэни в Хангаласском улусе и долину Туймаада в Якутске.
В Куллаты три века назад находилась стоянка Мунньан Дархана – отца Тыгын Дархана и хангаласского родоначальника народа саха. В этой же местности прошло детство Тыгын Дархана.
Позже по пути мы заехали в Краеведческий музей Хангаласского улуса, где нас встретил директор Алексей Третьяков. Сейчас музей закрыт в связи с коронавирусом, но Алексей Алексеевич согласился показать нам экспозицию Куллаты в музее. Здешний экскурсовод может подробно рассказать историю местности — в чем ее сакральность, какую роль она сыграла в государственности народа саха и многое другое. Очевидно, что посещение Краеведческого музея логично вписалось бы в туристический маршрут по Хангаласскому улусу.
Кстати, здесь же можно лицезреть фигурку Тыгын Дархана. В увеличенном масштабе она прекрасно смотрелась бы в самой местности.
Туристический кластер: «Орто Дойду», «Техтюр», «Заимка», «Маламут»
Далее мы попадаем на территорию, где расположились сразу несколько турбаз - «Орто Дойду», «Техтюр», «Заимка», «Маламут». Несколько лет назад власти Хангаласского улуса планировали открыть здесь туристско-рекреационный кластер.
Турбазой «Маламут» владеет предпринимательница Лидия Федорова. Вначале здесь была обычная придорожная кафешка, затем она плавно приросла базой отдыха. Поводом для расширения стало то, что водителям, заезжающим сюда перекусить, было негде переночевать в дороге. Федорова решила сделать из ночлежки круглогодичную базу отдыха. А чтобы домики не простаивали, стала сдавать их в аренду отдыхающим.
Предпринимательница говорит, что по программе ТРК землю с объектами должны были перевести в туристско-рекреационный кластер. Программу запускал Хангаласский район, Федорова вошла в нее как один из инвесторов.
— Даже электричество на свои деньги провела – итого обошлось в 1 млн 245 тысяч рублей. Турбазу запустили в прошлом году осенью. По ТРК землю обещали оформить в собственность, здесь также должна появиться инфраструктура – свет, газ, водопровод, а также асфальтированные дорожки. Мышиным шагом что-то делается. Программу ТРК вроде даже в Москве защитила администрация Хангаласского улуса. Но из-за кризиса программу свернули, - говорит Федорова.
Турбаза – это семейный бизнес: здесь работают дети, внуки и родственники Федоровой – всего около 10 человек.
К открытию бизнеса Федорову подтолкнул общеизвестный фактор - на одну пенсию попросту не выжить. Так, по её подсчётам после уплаты коммунальных платежей с её пенсии в день на жизнь остаётся около 180 рублей – разве на такую сумму проживешь?
«Берег легенд»: вход только для посетителей
Следующее место — турбаза «Берег легенд» неподалеку от села Булгунняхтах. Ею владеет чета Ильи и Марии Борисовых. В прошлом году здесь проходил фестиваль «Полевая кухня», о чем мы подробно писали здесь.
В этом году коронавирус внес коррективы в работу турбазы. Однако хозяева отмечают, что люди, устав от самоизоляции, к началу лета стали чаще выбираться на природу, в том числе и в «Берег легенд». Турбазам к этому времени уже разрешили работать.
Одной из проблем, с которой сталкивается турбаза, – это самоотдыхающие туристы «дикари».
Парк на время приема гостей закрывается для посторонних. Так удобнее и для гостей, и для хозяев – им проще организовать порядок на территории.
— Но все же иногда находятся «туристы-дикари», которые пытаются разбить лагерь на нашей территории. Однако мы исходим в первую очередь из удобства официальных посетителей, которые заплатили за аренду домиков и сафари-тентов, и отказываем желающим расположиться со своими палатками, - говорит администратор Берега легенд Лена Еремисова.
Цены приемлемые: в будни – 5 тысяч рублей за пяти-четырехместный домик, в сафари-тентах – от 3,5 тысячи рублей. В выходные немного дороже.
С «Берега легенд» можно вызвать лодочников с Булгунняхтаха, которые отвезут вас в ближайшие живописные места. А можно поехать и на саму лодочную станцию.
Электричества на базе пока нет, хотя заявку на проведение подали еще в марте прошлого года. Для электропитания используют солнечные панели.
— Первую заявку мы подали в ноябре 2018 года, а вторую – в марте 2019 года. Но «Якутскэнерго» все тянет, а наше недовольство остается без ответа. Поэтому пока приходится пользоваться солнечными батареями и генераторами. Мы возлагаем большие надежды на скорое техническое присоединение к электросетям для дальнейшего развития нашего проекта, - говорит Илья Борисов.
Лодочники Булгунняхтаха о проблемах в связи с коронавирусом
Перевозчик в Булгунняхтахе Сергей Омельяненко представляется как «круглый хохол – «о» с двух концов. Он главный среди местных лодочных перевозчиков, их здесь около 10-12 человек. У перевозчика несколько лодок и моторов, все разного предназначения.
— Во всех туркомпаниях меня знают – мы возим сплавщиков на Буотаму, туристические группы на Ленские столбы. Сезон начинается с 1 июня, но в этом году из-за коронавируса запретили возить людей. В этом году у меня 12 заказов на Буотаму висят. Самый большой идиотизм – люди идут на природу маленькой группой. Я понимаю, когда «Демьян Бедный» – там скопление, а когда три-пять человек едут и им запрещают – это же дурдом, - говорит Омельяненко.
Здесь можно за 15 тысяч взять однодневный тур на Ленские столбы. Вас не только отвезут туда и обратно, но и проведут экскурсию — покажут наскальные рисунки, пещеры и гроты Еланки, а потом и сами Столбы.
Еланка: Ленские столбы и Ямщицкий музей не работают
Едем дальше, на берег старого поселения ямщицких купцов – село Еланка. Здесь есть две базы отдыха — турбазы «Еланка» (Еловый лес) и «Берег Еланки». Турбаза «Еланка» (Еловый лес) расположились в живописном месте у ельника. В «Еланке» летние домики сделаны из дерева, здесь очень уютно. На вопрос – что нужно для развития? – владельцы говорят: чтобы была возможность работать круглый год.
— Мы сейчас работаем с середины мая до конца сентября. Это очень малый срок – пока раскрутишься, уже и зима пришла. Поэтому нужен зимний домик из бруса, но для этого нужны средства, - говорит хозяйка турбазы «Еланка» (Еловый лес) Оксана Третьякова.
Постоянных работников у Оксаны Третьяковой нет – турсезон короткий, поэтому она берет работников по договору на подряд.
— Если бы работала круглогодично, могла бы нанять на постоянку. Но опять же нужны зимние постройки, а это деньги. Но кредит брать не буду – если брать, то только грант, - говорит предпринимательница.
Вторая турбаза — «Берег Еланки». На турбазе домики сделаны из старых автобусов, в которых достаточно уютно, есть беседки, костровое место, баня на колесах. «Берег Еланки» может вместить до 50-60 человек. База работает также с мая по сентябрь, постоянных работников также нет в связи с коротким сезоном.
Лодочными перевозками в Еланке занимается Сергей Голоков. Он и его перевозчики — одни из немногих, у кого есть лицензия на перевозку, о чем говорит название лодки «Василий». Как рассказывает Сергей, с получением лицензии он стал капитанами судна, а у каждого судна должно быть имя.
Основной проблемой в этом году стало закрытие из-за пандемии НП «Ленские столбы».
— 75-80 процентов доходов — это перевозки на Ленские столбы, поэтому в этом году доходы сильно просели. Например, в прошлом году я только пять-шесть туров сделал на Тукуланы, все остальное — Ленские столбы. Поэтому в этом году мы потеряли много заказов, это большое проседание, - говорит Сергей.
Туризм в Еланке развивать удобно, так как она расположилась практически в центре Хангаласского района. От нее в одинаковой удалённости находятся Ленские столбы и Тулуканы, на Еланских скалах — основные наскальные рисунки и писаницы, а также красивейшие скалы с гротами. А напротив Еланки расположена песчаная пустыня, о которой мало кто ещё знает.
Музей «Ямщицкое подворье» разваливается
Раньше у гостей Еланки было другое познавательное развлечение – это посещение местного музея Ямщицкого подворья. Но сейчас музей, находящийся на балансе «Республиканской инвестиционной компании», простаивает. Ставни треснули, трещины пошли по всему зданию, никто за ним не ухаживает. Местные жители хотят, чтобы музей передали им на баланс, но властям до этого нет дела. Так музей, некогда торжественно открытый в присутствии высоких гостей, постепенно разваливается.
Отдельная история Еланки – это бесконтрольная раздача земельных участков, в результате чего возникают земельные войны. Оно и понятно — места шикарные и перспективные. Из-за бесконтрольной раздачи земельных участков негде развиваться туризму. За примером далеко ходить не нужно. Как рассказал Сергей Голоков, еще три года назад он начал оформлять земельный участок на берегу. Заказал выделение земельного участка, прошел согласование с лесничеством, но недавно выбранное им место передали в аренду по сомнительной схеме новым владельцам.
О проблемах с землей мы уже рассказывали в предыдущих публикациях.
Нужно поддерживать уже работающих
Подведем небольшие итоги нашего обзора туристических баз в Хангаласском районе. Они здесь развиваются практически самостоятельно и без какой-либо общего плана. Все турбазы разнообразны, с разными условиями сервиса и проживания.
Общей проблемой для всех является вопрос о содержании общих придорожных территорий. Которые для начала нужно прибрать и оборудовать. Но они не относятся к частному сектору – значит, за них несет ответственность муниципалитет, в данном случае Хангаласский район.
Второе – это необходимость обустройства туристических территорий указателями и памятными знаками в едином архитектурном стиле, с учетом истории Хангаласского района. Необходима единая турпрограмма, которая бы переплетала бы в себе легенды об Эллэе и Тыгын-Дархане, развитие Ямщицкого тракта, писаниц (наскальные рисунки), стоянку первобытного человека (Диринг-Юрях), красоты Ленских и Синских столбов и много другое.
— Например, в качестве идеи было бы очень интересно развивать местность Куллаты в виде исторического туризма, где можно было бы реконструировать стоянку Тыгын-Дархана, установить памятник Тыгын Дархану по образцу макета, который стоит в Краеведческом музее Покровска, - говорит исполнительный директор ЯРО «ОПОРА РОССИИ» Александр Ариносов. – Рассказывать о самом Тыгын-Дархане, как об одном из родоначальников народа Саха. Или о его внуке Мазары Бозекове, известного тем, что он дважды был в Москве, добился многого для своего народа и получил от самого царя титул князя. О правнуке Тыгын-Дархана Софроне Сыранове, который также был князем и стал депутатом Уложенной комиссии Екатерины II. При этом при развитии местности Куллаты необходимо оградить ее от дикого туризма, защищая основные священные места и облагораживая территорию самой местности.
Третье — средства на расширение. В ходе поездки мы выяснили, что фактически все турбазы хотят работать круглогодично, но не могут себе это позволить. Для расширения нужны средства, а короткий летний турсезон не позволяет их накопить.
— Недавно Минпред Якутии сообщил, что с этого года будет оказывать грантовую поддержку предпринимателям, работающим в сфере туризма. Пока речь идет о небольшой сумме в размере около 15 млн рублей, - комментирует Ариносов. – Но весь вопрос в том, как распределить эти суммы. Можно раздать по 500 тысяч всем, а они их проглотят и не заметят. А можно разыграть среди тех, кто уже встал на ноги, проработал какое-то время и планирует расширяться до круглогичной работы. Работа круглый год требует определенных вложений — в первую очередь это теплые домики.
Отдельного внимания заслуживает ситуация туристко-рекреационного кластера, куда входят «Орто-Дойду», «Техтюр», «Заимка» и «Маламут». Было бы правильно вернуться к некогда созданному туристско-рекреационному кластеру и возобновить работы по коммунальной инфраструктуре.
Про Ленские столбы, кластеры и дороги
И наконец, отдельного разговора заслуживает ситуация с Ленскими столбами, посещение которых сейчас запрещено.
— Ленские столбы недополучили большое количество туров. Объяснение очевидное – коронавирус. Но неужели крупному федеральному учреждению нельзя было подготовиться и провести все антиковидные мероприятия? Ведь Ленские столбы – это просто смотровая площадка и там соблюсти дистанцию в полтора метра вовсе не проблема. Но сегодня мы наблюдаем, что все турбазы и перевозчики работают, а Ленские столбы закрыты. В итоге страдают как туристы, так и предприниматели, - говорит Александр Ариносов.
Недавно министр предпринимательства, торговли и туризма Якутии Ирина Высоких сообщила, что в настоящее время разработан туристический кластер «Лена», который выдвинут для участия во Всероссийском конкурсе на создание туристско-рекреационных кластеров и развития экотуризма в России. В него входят строительство гостиниц, создание и развитие объектов транспортной и культурно-развлекательной инфраструктуры в населенных пунктах, расположенных рядом с НП «Ленские столбы»: с. Тит-Ары, п. Батамай и др.
В силу нехватки времени мы не смогли посетить данный кластер, поэтому судить о его перспективах пока нет возможности. Однако отметим, что сама декларация о кластере ни о чем не говорит. Подтверждением этому служит история с другим туристическим кластером Хангаласского улуса, о котором мы рассказали в самом начале статьи. И что мы имеем в итоге? Как не было газа и света, так и нет. Поэтому новые кластеры новыми, но, может, все-таки стоит вернуться к недоделанным проектам?
И последнее. Известная беда Якутии — это дороги, и Хангаласский улус в этом плане не исключение. В той же Еланке подъездные пути находятся в печальном состоянии.
— Люди смотрят по инстаграму, видят, что дорога ужасная, и отказываются к нам ехать, - говорит владелец «Берега Еланки» Оксана Третьякова – А будет хорошая дорога — будет и турист.