Жизнь 18:03 / 13.9.2024 Просмотров: 3870

Краеведы нашли в Амге храмовую икону Смоленской Божией Матери

  • Текст: Александр ДЬЯКОНОВ

YAKUTIA.INFO. Совместными усилиями членов ЯГО ВООПИК Герасима Новикова (с. Чакыр - II), Александра Дьяконова (г. Якутск), Алены Доброскокиной (с. Амга) в семье коренных жителей села Амга была найдена храмовая икона Смоленской Божией Матери (размер 85х53) из Амгинской Преображенской церкви. Церковь была построена в 1824 году, сгорела в 1931 году.

В газете «Якутские епархиальные ведомости» №3, 1892 года в статье Амгинского священника Алексея Ясенецкого в материале «Летопись Амгинской Преображенской церкви» на страницу написано: «Великолепный иконостас, в три яруса с колоннами, позолотою, написанием икон на весь иконостас и окраской в известных местах.  – Верхнеудинский мещанин Мурзин работал, по тогдашнему времени за 10.000 руб».

Известно, что первыми иконописцами в Якутии были приезжие мастера Иркутского викариатства Тобольской епархии, куда относились якутские церкви. Так, иконописец Михаил Мурзин украшал стены и иконостас Свято-Троицкого кафедрального собора, Спасского мужского монастыря в Якутске в 1830-40-е годах. Иконы или, вернее, уже иконы-картины для иконостасов эпохи классицизма похожих на триумфальные арки, писались в экзальтированно-сентиментальном духе с элементами натурализма. В таком стиле в Восточной Сибири работал Михаил Мурзин, который написал иконы для церквей Иркутска, Якутска, Кяхты и др. Две иконы-картины его работы — «Рождество Христово» и «Благовещение» — сохранились до нашего времени и находятся в действующей Крестовоздвиженской церкви.

См. видео

В описи Церковного имущества Амгинской Преображенской церкви, составленной 23 февраля 1924 года на страницу 2, пункт 20, указан «Образ Смоленской иконы Божией матери в серебряной ризе с короной при трех вставках с мелкими срезами камней дорогой раме под потолком 1 1/2, при ней лампада».

По мнению ведущих специалистов иконописи, деревянной скульптуре, истории храмового строительства, духовной жизни в Восточной Сибири к.и.н. Крючковой Тамары Александровны (г. Иркутск) и Ноговицыной Ефросиньи Семеновны, данная икона написана рукой Михаила Мурзина. 

Реставрированная икона Смоленской Божией Матери «Одигитрия» будет представлена 21 сентября в часовне благоверного Александра Невского в селе Амге в день празднования 200-летия Амгинской Преображенской церкви.

Напомним, что в рамках 200-летия Амгинской Преображенской церкви в июле этого года силами Якутского городского отделения ВООПИК, Амгинского православного прихода, администраций Амгинского улуса и МО «Амгинский наслег» была проведена экспедиция по местам храмов Амгинского улуса. В ходе нее были установлены поклонные кресты и информационные таблички на местах утраченных церквей.

Иконы или, вернее, уже иконы-картины для иконостасов эпохи классицизма похожих на триумфальные арки, писались в экзальтированно-сентиментальном духе с элементами натурализма

История иконы Одигитрия Смоленская

По преданию, это икона Пресвятой Богородицы Смоленская "Одигитрия" написана святым Евангелистом Лукой. Греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконою дочь, царевну Анну, выдавая замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода Ярославовича. Так как эта икона  сопровождала царевну Анну в ее путешествии из Царьграда в Черниговское княжество, то отсюда и сама икона получила наименование " Одигитрие", т.е. "Путеводительница". После смерти князя икона по наследству досталась его сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху, который перенёс ее в Смоленск и поставил в Соборном храме Успения Богоматери, заложенном им 3 мая 1101 г. С этого времени икона " Одигитрия" стала называться ещё и Смоленской. В 14- 15м веках икона Одигитрия была перенесена в Москву и поставлена в кремлёвской церкви Благовещения. Смоленская Одигитрия - одна из наиболее почитаемых икон этого типа на Руси. Только чудотворных и особо чтимых списков с нее насчитывается более 30. Празднование этой иконе совершается 28 июля 10 августа по новому стилю.

Амгинская Преображенская церковь

Первые сведения о православной часовне в Амгинском селении относятся к концу XVII – началу XVIII веков.

По благословению епископа Иркутского Иннокентия (Неруновича) в 1742 году было начато строительство Амгинской церкви. По косвенным данным известно, что храм был беден как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству. К началу XIX века церковь требовала значительного ремонта, и прихожанами было принято решение о строительстве нового храма. Священник Амгинской церкви Алексей Дьячковский в 1818 году обратился с ходатайством к епископу Иркутскому, и в 1819 году было получено благословение епископа Михаила.

Новая Амгинская Преображенская церковь была построена в 1824 году на средства прихожан и священника Алексея Дьячковского, к 1826 году она имела два прихода и обслуживала 2 955 прихожан.

Здание храма деревянное, с колокольней над папертью. Храм двухпрестольный, обеспеченный церковной утварью. К концу XIX в. храм имел трехъярусный иконостас с колоннами с позолотой. Иконы были написаны верхнеудинским мастером Мурзиным. Кроме того, в храме были иконы в серебряных и вызолоченных ризах, серебряные кресты, вызолоченный ковчег.

При церкви действовала библиотека духовно-нравственной литературы. Службу нес один состав причта, который получал государственное жалованье и ружное содержание. В пользование причта в 1803 году было выделено 33 десятины сенокосной земли (межевых планов не было) и причтовые дома. Часовен и других церковных построек в Амгинском приходе не было.

В конце XIX века при храме была открыта церковноприходская школа.

Амгинский приход первоначально составляли русские поселенцы, а затем крещеные инородцы. В 1795 года в приходе проживало 2 498 прихожан, в 1816 году – 12 635, в 1826 -2 955, в 1866 году – 8 436, в 1890 году- 2 859 прихожан. В 1911 году – 2 713 прихожан – жителей Бетюнского, 2-го Чакырского и Эмисского наслегов Батурусского улуса.

Здание Амгинской церкви сгорело в 1931 году.

Храмовая икона Смоленской Божией Матери была найдена в семье коренных жителей села Амга 

Ссылки:

НА РС(Я). Д. 167. Л. 91; Ф. 12-и. Оп. 2. Д. 8013. Л. 6; Ф. 91. On. 1. Д. 182. Л. 34.

Якутские епархиальные ведомости. 1892. 16 января. № 2. С. 21-22.

Сафронов указывает, что первая деревянная Амгинская церковь была построена в 1745 г. - См.: Сафронов Ф.Г. Православное христианство в Якутии. С. 32-33.

ГАИО. Ф. 50. On. 1. Д. 142.

Якутские епархиальные ведомости. 1892. 16 января. № 2. С.41-43.

НА РС(Я). Ф. 1408. On. 1. Д. 6. Л. 74.

Церкви Амгинского улуса

1. Абагинская Николаевская. 1887 г. Закрыта в 1920. Состояние – Склад

2. Бологурская Николаевская.  1887 г. Закрыта в 1920. Состояние – Склад

3. Олом-кельская Васильевская (с. Эмиссы). 1852 г. Закрыта в 1921. Состояние – Склад. Сгорела в советское время.

4. Сулгачинская Покровская. 1880 г. Сгорела в 1932 г.

5. Амгинская Преображенская. 1824 г. Сгорела в 1931 г.

Материал дополняется.

Александр Дьяконов, отв. секретарь Якутского республиканского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ЯРО ВООПИК)