Скопцы – старожилы Якутска
В Якутию ссылали не только политических. В «тюрьму без решеток» отправляли и тех, кто не придерживался традиционного вероисповедания: старообрядцев, духоборов, скопцов. Они прочно осели и обосновались в Олекминске, а также близ Якутска – в Мархе и Магане. Их отличали трудолюбие, сила духа и веры.
«Скопцы, сами себе резавшие концы…»
Сама по себе эта религиозная секта с изуверскими наклонностями – мальчиков и девочек еще в детстве оскопляли, лишая их потомства. Путем физического воздействия скопцы таким образом боролись с плотскими утехами, укрепляли свой дух и веру.
В силу физического воздействия у мужчин не росла борода, на фотографиях тех лет лица скопцов гладкие, в отличие от бородатых крестьян и усатых помещиков.
Скопцов, религиозных фанатиков, не отвечающих официальной вере, преследовали власти. Массовые гонения против скопцов и других религиозных раскольников начались во времена Петра I, реформатора Церкви и государственного строя. В первые годы скопцов вместе с другими раскольниками ссылали в Сибирь, но затем гонения усилились, и их начали ссылать еще куда подальше.
Вообще, отношение окружающих обывателей к скопцам было своеобразным. Их считали алчными до наживы, лицемерами, жестокими и мстительными. Но на самом деле это было не так. Может, люди просто завидовали хозяйственным скопцам, у которых и урожай был богаче, чем у других, и деньги всегда водились...
С ссылкой скопцов в Якутии развилось хлебопашество, освоились ремесленные дела, скопцы были послушными и кроткими домработниками.
Урезанные права
Впервые предложение о массовом поселении скопцов в Якутской области прозвучало в 1852 году, но первая партия скопцов прибыла в Якутск только спустя 9 лет, в 1861 году. А до этого Якутское областное правление разработало правила относительно скопцов, религиозных ссыльных. Так, ссылаясь на случаи отрицательного поведения скопцов, предлагалось поселить их в отдаленные районы Якутии.
Местных жителей, которые в cилу каких-либо обстоятельств могли иметь контакты со скопцами-поселенцами, предлагали предостеречь от близкого общения с ними, запретив при этом нанимать их в домашние работники, ночевать в их селениях.
Особо должны были предупреждаться бродячие тунгусы из-за их крайней наивности. Самим же скопцам строго запрещалось оставлять на ночлег инородцев без уважительных на то причин.
Исследователь ссылки скопцов, кандидат исторических наук Екатерина СТРОГОВА отмечает, что на местах поселений устанавливался жесткий полицейский контроль. Кроме того, Якутское духовное правление приняло меры, направленные на установление особого надзора за поведением ссыльных сектантов, чтобы предотвратить их вредное влияние на прихожан.
Для предупреждения обращения якутов в скопческую веру священники рассказывали о вреде скопчества.
Религиозные ссыльные
Учитывая мнение окружных исправников, чиновников областного правления, духовного начальства, 20 июля 1861 года Общее присутствие Якутского областного правления определило ряд мест возле г. Якутска для поселения скопцов, в том числе урочище Марха, по речке Маган (с 1874 года - с. Доброе), местности Кильдям.
В 1861 году, кстати, в год отмены крепостного права в России, в Якутск доставили 570 скопцов обоего пола, из них в Мархе было поселено 268 человек. Им разрешались временные отлучки в город для закупки хлеба и кратковременных заработков. Как видим, не всех скопцов скопом поселили в Мархе или Магане, часть из них вообще проживала среди местных жителей, что было несомненным нарушением правил поселения ссыльных.
Ссыльным скопцам выдавались особые билеты с описанием их примет и знаков оскопления.
То, что на старых фотографиях скопцы запечатлены с детьми, не значит, что скопчихи рожали детей. Просто в свою веру скопцы обращали многодетные семьи, детей которых оскопляли. Но есть факты, когда после оскопления женщины рожали детей. Правда, скорее всего, от физически нормальных мужчин.
Первые хлебопащцы и мастеровые
Хлебопашество стало единственной отраслью хозяйственной деятельности, в которую скопцы могли безбоязненно вкладывать свои средства. К тому же Якутское областное правление было заинтересовано в развитии земледелия в крае, хлебопашество благодаря скопцам приобрело торговый характер с использованием наемного труда.
Например, в сезон жатвы одни только мархинские скопцы нанимали до 1500 работников - местных жителей. В 1890-е годы областное интендантство трижды заготавливало хлеб для нужд расположенных в Якутской области войск, у скопцов же закупался хлеб для служащих чиновников в отдаленных местах.
Скопцы также внесли весомый вклад в развитие ремесел.
Среди прибывших в 1861 году скопцов было немало мастеровых. Так, только в Якутском округе поселились 25 плотников и сапожников, 51 ткачиха и прядильщица, 21 горничная и прачка, 8 кирпичников и печников, 6 слесарей, 6 поварих, 4 кузнеца, 4 строителя мельниц, 9 столяров, 1 часовщик, 3 кружевницы.
Каменщиков из числа скопцов привлекали к постройке каменных зданий и даже церквей. Но для этого надо было получить разрешение областных властей, духовенства.
Ремесло развивалось и в самих скопческих селениях. Это было связано со все возраставшей ролью земледелия. Так, по данным подворной переписи 1886 года, в Мархинском скопческом селении было 4 ветряных, 3 водяных и 16 конных мельниц. 2 кузницы и кожзавод.
Скопцы в домах горожан
Якутский губернатор Ю. Штубендорф в нарушение всех правил разрешил проживание в г. Якутске скопцам, занимающимся ремеслами. Жителям города разрешалось нанимать прислугу из скопцов, но взамен бдительного надзора за ними, чем горожане активно пользовались. Из архивных документов можно привести такие интересные факты: чиновница Плотникова просила оставить у нее нанятого в услужение скопца Петра Лобачева. Вольнопроживающий финляндец Г. Пеконен для своих занятий фотографией нанял скопца И. Никифорова. Наемных работников-скопцов держали и.о. инспектора медицинской части Якутской области, статский советник И. Петухов, городской врач Шавцов, купец III гильдии П. Леонтьев, столоначальник Якутского земского суда Н. Бекенев и другие.
Сила их веры
Между тем и в ссылке скопцы продолжали придерживаться основных требований своего вероучения. В ссылке отмечались случаи повторных оскоплений. Иногда религиозный фанатизм доводил скопцов до самоубийства. В архивных документах приводится такой случай.
В 1883 году в Якутск сослали 24-летнего крестьянина из Уфимской губернии Федора Лихачева. До 1895 г. он работал в типографии, а затем его переселили в Марху. Здесь Лихачев основал свое учение. Жизнь человека он почитал сплошным грехом, а лучшим способом искупления считал смерть через повешение.
Основатель нового учения Лихачев отрицал всякую власть над человеком - как государственную, так и церковную. Лихачев сумел заинтересовать своим учением часть жителей Мархи.
После разоблачения властями Лихачева сослали в Среднеколымск. После этого недалеко от Мархи в лесу нашли четырех его последователей, повесившихся на кресте.
Скопцы – купцам и местным жителям
Взаимоотношения скопцов с местным населением носили неоднозначный характер, отмечают исследователи.
Во-первых, на это влияли пропаганда священников и местных властей. Во-вторых, на отношение к скопцам влияло и то, что они наделялись лучшей землей, отрезанной от местных жителей. Но местные не сильно обижались в силу своего понятия о законности администрации, властей, которым они особо не перечили. Впрочем, местные жители - русские и якуты - видели несомненную пользу в развитии хлебопашества и огородничества, ремесел и обучении им. В городе прислуга из скопцов считалась лучшей: непьющие, честные, дисциплинированные.
Правом проживания в городах Якутской области пользовались мужчины-скопцы, владевшие редкими по тем временам для области профессиями: типографский рабочий, кузнец, мастер мыловаренного производства, часовщик.
Жители г. Якутска пользовались услугами фотографа из скопцов Ересько. Сейчас его фотографии хранятся в фондах Краеведческого музея им. Ярославского.
Тесные деловые связи скопцов были налажены с купцами И. Громовой, А. Кушнаревым, И. Никифоровым. Они закупали у скопцов хлеб и в течение года торговали им.
Городские чиновники среднего ранга часто ездили в Марху, чтобы взять в долг деньги у скопцов.
Сектанты, несмотря на поражение в правах, участвовали в общественных мероприятиях, проводимых правлением области.
* * *
После скопцов в Мархе и других селениях остались крепкие дома. Такие же крепкие, как и их прошлые хозяева. Жилые дома скопцов стоят до сих пор, и они продолжают служить людям.
Потомки скопцов до сих пор живут в Якутске, в пригородах – Мархе, Магане, Кильдямцах и Тулагино, там, куда сослали их предков.
Комментарии
Аркадий Лебедев, разве фотограф Ересько жил в Якутске??
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.