Жизнь 19:25 / 16.1.2019 Просмотров: 5220

Как из меня не получился антисемит: воспоминания о Леониде Левине

  • Текст: Денис АДАМОВ

YAKUTIA.INFO. Сегодня ровно девятый день, как не стало крупнейшего издателя России, медиа-менеджера и, можно сказать, одного из основоположников якутской прессы Леонида Ирмовича Левина. Личности легендарной и, возможно, до конца в полной мере еще не оцененной. 

О существовании такой личности, как Леонид Левин, я узнал, когда только-только пришел в журналистику в начале «нулевых». В те годы мой профессиональный путь начался со скандально известного на тот момент, а ныне подзабытого издания «Якутская газета». Одной из главных специализаций газеты было методичное охаивание личности Левина. 

Я, как новичок в профессии и на тот момент крайне дремучий человек, не знал о Левине ровным счетом ничего. Поэтому нездоровый интерес к персоне Леонида Ирмовича мне был не понятен. В тех «авторских» публикациях её герой был представлен этаким злым гением, кукловодом, манипулирующим общественными настроениями в республике, что само по себе привлекало внимание. И вызывало интерес к его личности. Так что на тот момент они вызвали во мне обратный эффект. Помню, Левину было посвящено сразу несколько публикаций, в которых, чего греха таить, разыгрывалась антисемитская тематика. Что плохого в том, что Левин – еврей, мне как тогда и сейчас не понятно, но коллеги по газете попытались меня на этот счет просветить. После ряда «просветительских» бесед и ознакомления с его личностью возникло подозрение, что Левин очевидно, очень неглупый человек, и в этом его главная беда. Ум всегда вызывает уважение, и после этого я Левина, напротив, зауважал.

Ум всегда вызывает уважение

Спустя несколько лет, уйдя из «Якутской газеты», я наконец познакомился с Ирмычем лично. Было это в 2007 году на его 70-летний юбилей в Усадьбе Атласовых. На торжественный ужин с Левиным меня пригласила генеральный директор медиа-группы «Ситим» Мария Христофорова. На встрече присутствовали московские журналисты, одним из которых был секретарь Союза журналистов России Павел Гутионтов. Помню, Левин во время застолья упомянул, что недавно проходил обследование, которое выявило, что у него организм 40-летнего. Показалось, что все поверили – действительно, в его 70 лет язык не поворачивался назвать Левина стариком.  

Между собравшимися возникла беседа, к которой я подключился и весьма азартно стал высказывать свои суждения о журналистике, об обществе, власти и так далее. Правда, мне показалось, что меня особо не слушают и, судя по всему, всерьез не воспринимают.

Спустя где-то год мне довелось встретиться с Левиным на одном из мероприятий «Молодежки». Леонид Ирмович сказал, что помнит меня со встречи в усадьбе Атласовых. А я к тому времени уже и забыл, о чем я там вещал, но Ирмыч помнил. Он весьма подробно изложил тезисы той беседы и, к моему удивлению, даже высказался, в чем конкретно он со мной согласен.

Так мы с Ирмычем стали хорошими знакомыми. Потом мне кто-то передал, что Левин хорошо отзывался о моих статьях. Мне было приятно, а затем я узнал, что он очень расстроился, узнав, что я ранее работал в «Якутской газете». Всё это время я хотел высказаться Леониду Ирмовичу, что никак не разделял мнение авторов тех самых статей, направленных против него. И вообще случайно оказался в лагере его противников по ряду жизненных обстоятельств. Просто нужно было жить и работать, и так уж получилось, что первым изданием на моём творческом пути стала эта одиозная газета. 

К слову моей специализацией в «Якутской газете» была тема духовности. А поскольку я был малоопытен и на тот момент не знал о Ирмыче ровным счетом ничего, то мне статей в стиле чёрного пиара о ком-либо попросту не доверяли.

Левин на пресс-конференции по поводу фильма «Должники Госдепа», март 2016 года

Не знаю, держал ли он зло на меня по этому поводу или нет, но во время встреч я не ощущал негатива с его стороны. Даже наоборот, на один из Дней печати он высказал очень теплые слова в мой адрес. Так что оправдываться не имело смысла. 

В последний раз мы плотно общались с Ирмычем года два назад в рамках интервью нашему изданию. Тогда бушевали страсти по поводу печально известной «бесплатизации», против которой он яростно выступал. 

Потом была истерия вокруг «агентов Госдепа». Леонид Ирмович в последние годы и без того испытывал проблемы со здоровьем, но шумиха с агентами Госдепа, на мой взгляд, серьезно его пошатнула. 

Тем не менее, «бесплатизацию» в итоге отменили, а «агенту Госдепа» Левину вручили премию правительства в области СМИ за 2018 год. Правда, увы, уже посмертно.

Левин сильно радел за гражданскую активность населения – по сути, за эти заслуги его и наградили. Ирмыч рассматривал СМИ не просто как информационную услугу – он сформулировал и развил в республике понятие «независимое СМИ со своим мнением, влияющее на процессы в обществе».

Выступление Левина форуме предпринимателей Вместе мы - сила, сентябрь 2016 года

И я уверен, что во многом корректное отношение к журналистам в Якутии со стороны властей и восприятие обществом местных СМИ в полновесном понимании словосочетания «четвертая власть» сложились благодаря личности Леонида Ирмовича. 

Ведь во многих регионах журналистика подминалась губернаторами. Критика власти оборачивалась созданием невыносимых условий для свободомыслящих журналистов и возвышением лояльных к власти. Мы не знаем всего масштаба давления, которое оказывалось на него, как владельца независимого печатного издания. Но я отдаю должное, что без такого человека якутская журналистика могла бы скатиться в провинциальный формат в самом худшем его виде – полная лояльность к власти и отсутствие критики в её адрес.        

В последние годы Якутия проявляет себя как регион с высокой гражданской активностью именно благодаря выстроенному с помощью СМИ диалогу между обществом и властью. Я считаю, что в этом большая личная заслуга Леонида Ирмовича.