Город 8:00 / 10.1.2022 Просмотров: 36031

Кинолог Максим Белодедов: Выделенные средства на бродячих собак в Якутске использовались не должным образом

  • Текст: Иван БАРКОВ

YAKUTIA.INFO. 29 декабря на городском ипподроме произошла трагедия – женщина погибла от нападения стаи бродячих собак. Городские власти отреагировали незамедлительно, в Якутске начался усиленный отлов этих животных. Помимо специальных бригад по отлову, в мероприятиях принимают участие и сотрудники Службы спасения из специальной кинологической службы.

Сотрудник Службы спасения Максим Белодедов имеет стаж работы кинологом более двадцати лет. В интервью «Якутия.Инфо» специалист объясняет, почему, на его взгляд, в отношении бродячих собак нужны более радикальные меры. В то же время кинолог считает, что при должном расходовании средств, которые выделяются ежегодно на отлов и стерилизацию таких животных, даже в рамках нынешнего законодательства, согласно которому их нужно отлавливать, стерилизовать и выпускать на волю, проблему в Якутске можно решить в течение трех лет.

Кинолог Максим Белодедов

— Произошла трагедия накануне Нового года. Вам, как кинологу, специалисту с большим опытом в этой сфере, что пришло первое на ум, когда вы узнали о случившемся?

— Я подумал о том, что где-то что-то не сделано. Есть задача уменьшить количество животных, а этого не сделано. Вопрос, почему. Только на отлов собак выделяется 60 миллионов. Убивать их по закону нельзя. Можно стерилизовать – хотя бы отловить и стерилизовать. Если это делать систематически, на протяжении, например, трех лет, то количество бродячих собак должно уменьшиться. Они перестанут плодиться. Но нужно это делать постоянно. Сейчас, очевидно, что все эти деньги тратились не на то, что нужно. И если бы средства тратились как нужно, я уверен, что трагедии могло не случиться. Кстати, на содержание Пункта передержки и стерилизацию идут другие средства.

— Cтерилизация  это эффективная мера?

— Скажу о том, что происходит сейчас. За все эти дни мы выловили более 300 особей. Каждую из них нужно стерилизовать и за всеми ними нужно ухаживать. Могу сказать, что на каждую собаку-суку уходит около 14 дней, на кобеля – около трех дней. Все-таки речь идет о хирургической операции. Уход нужен серьезный.

— Как вы относитесь лично к этим собакам на улице? Ведь подавляющее большинство из них в общем-то безобидны. 

— Одно дело, когда речь идет об одиноких собаках, а другое дело, – когда они находятся в стае. Та же чипированная собака может попасть в такую стаю и там будет работать стайный инстинкт. Скажу откровенно, я за то, чтобы их травить ядом. И не будем углубляться в вопросы этики. Будем думать о том, что будет безопасно для людей.

— То есть как травить?

— Разбрасывать яд, например, возле помоек. Да, может, отравятся домашние животные. Но это вина их хозяев – почему их животные находятся без присмотра? Считаю, что это самый эффективный метод и это точно лучше, чем пострадают люди.

 Это мера радикальная. Странно, ведь вы же кинолог и, наверное, любите собак. Почему это самый эффективный метод?

— Так можно будет решить проблему очень быстро.

 Но ведь погибнут и неагрессивные животные.

— Да. Но я уже говорил, что если эта добрая собака попадет в стаю, то она перестанет быть доброй. Стадный инстинкт превратит ее в злую. Есть еще другой момент – такие собаки всегда выбирают самую слабую жертву. А это кто? Ребенок или пожилой человек. И это не собака, это хищник. И этот хищник выбирает самую слабую жертву. В случае этой трагедии случилось именно так.

— Но все-таки это не повод, чтобы всех бродячих собак обвинять в агрессивном поведении. Как Служба спасения занимается отловом? Берете всех или как-то выбираете.

— Мы можем поймать только ту собаку, которая к нам подходит. Конечно, можем поставить силки или использовать парализующие пули для агрессивных особей, но Служба спасения не имеет на это право.  Дикая собака к нам не подойдет и в итоге мы вылавливаем по сути добродушных. Усыпляющие дротики могут применять только сотрудники специализированных служб по отлову. А при режиме ЧС силу могут применять и сотрудники силовых структур. Мы как будто боремся с ветряными мельницами – берем самых безобидных, а самых агрессивных взять не можем. Таков закон. Самые дикие к нам просто так не подойдут, нужно применять силу. А этого по закону делать нельзя.   

— Меры, которые приняли городские власти, на ваш взгляд,  эффективны? Даже ввели режим  повышенной готовности в одном районе.

— Все это, я считаю, показуха. Нужно подходить к этому вопросу системно. Я уже говорил. Не хочу, чтобы меня восприняли как монстра, но считаю, что собак нужно утилизировать. Такие трагедии происходят и будут повторяться.

— Вы так долго работаете с собаками, неужели не жалко?

— Нет, не жалко. Ситуация слишком запущена. Нужно, к сожалению, травить и усыплять. Это все-таки дикие животные. Люди немного недопонимают, что собака собаке рознь. Животные, которые растут в природе, видят в человеке соперника. Собака – это стайное животное, а стая живет своей жизнью. Охраняет свою территорию и потомство. И нужно будет каждый раз выделять деньги, чтобы стерилизовать. Надо быть адекватным.

— Но ведь нападений немного. Или это не так?

— Их много. Просто это не афишируется.

— Кстати, об отлове. Не слышал никогда о том, что сотрудники Службы спасения занимаются отловом бродячих животных.

— Мы этого делать не должны. Мы их скорее спасать должны. Спасать людей и животных. Но нас это делать призвали.

— Вот тем более. Что должны спасать, а не отлавливать. Когда этим занимаетесь, не переживаете?

— Мне неприятна эта ситуация. Почему спасатели должны этим заниматься и почему довели эту ситуацию до такого состояния? Еще хочу добавить, что учитывая то, что, как я уже говорил, на одну суку нужно 14 дней для проведения стерилизации и ухода, то я не верю, что всех этих особей действительно стерилизуют. Скорее всего, поставят чип и отпустят на волю.

К тому же,  по моему мнению, если не изменится федеральный закон, по которому собак нельзя травить и усыплять, случаи нападения будут повторяться. Давайте будем честными. Вот простая ситуация. У вас ощенилась собака, и куда денутся щенки? Далеко не все найдут хозяев или будут усыплены.

Еще существует серьезная проблема регулирования собак в частном секторе. К примеру, берут крупную собаку на лето, а потом хозяева уезжают на квартиру. Собака остается и может во время собачьих свадеб убежать и покрыть этих дворняжек из стаи. А потом от них рождаются крупные собаки, которые не боятся людей и могут даже в одиночку загрызть человека. И это никак  не регулируется. А нужно бы обязать чипировать всех этих животных. Поскольку по  федеральному закону хозяин несет ответственность за действие своего животного. В общем, с этим тоже что-то нужно делать. Принимать какие-то меры.

Еще опасность скопления бездомных животных состоит в том, что они могут покусать каких-то диких животных – грызунов или лис, ведь Якутск находится рядом с лесным массивом. А гипотетическая эпидемия бешенства – вещь очень серьезная.

— У нас есть приют – Пункт передержки безнадзорных животных. На ваш взгляд, он эффективен?

— На мой взгляд, приют для собак должен быть  для собак с ошейниками. Когда хозяин может прийти и забрать найденное животное.

— А если ваша собака убежит и ее отравят?

— Это моя проблема, значит, виноват я. Так должен думать каждый человек – хозяин животного. А мы часто поступаем очень безответственно. И еще один принципиальный момент состоит в том, что если моя собака проявит агрессию в отношении человека, то ее нужно усыпить.

— Что имеем на данный момент?

— Если собак хотя бы по нормальному отлавливать и стерилизовать, то ситуация изменится. На данный момент в Якутске поймано около 300 особей из, насколько я знаю, шести с лишним тысяч бродячих собак. О чем это говорит? Что собак не отлавливали. Если не заняться этим, то покусанных будет много. У меня у самого дочь боится собак. Такой нонсенс – дочь кинолога боится собак.

***

Напомним, что в связи с гибелью сотрудницы СВФУ Сарданы Слепцовой в результате нападения безнадзорных собак в Автодорожном округе Якутска Управлением Следственного комитета по Якутии возбуждено уголовное дело по статье «Халатность». 

Позже в редакцию «Якутия.Инфо» поступила информация о том, что от работы временно отстранены руководитель Службы эксплуатации городского хозяйства Айал Егинов и глава Автодорожного округа Александр Иванов. Как сообщили в пресс-службе мэрии, временное отстранение проведено в связи с проведением служебного расследования.