Масштаб вреда разный, а наказание несоразмерно: Почему в Якутии спрос с рыбака строже, чем с недропользователя?
YAKUTIA.INFO. Простой человек в Якутии наносит вреда природе больше, чем любая добывающая компания. Такое впечатления складывается, если сравнить информацию из СМИ о размерах штрафных санкций в отношении простых жителей республики и недропользователей за нарушения природоохранного законодательства.
Неодобрительную реакцию в социальных сетях вызвала информация о том, что жителю Верхневилюйского улуса был подвергнут наказанию в виде выплаты ущерба в сумме свыше 160 тысяч рублей. Также у него было конфисковано имущество в виде велосипеда, болгарки, мотоблока, переносного деревообрабатывающего станка, мотоцикла и инвалидной коляски. И всё это за вылов одного сибирского осетра на реке Лена в сентябре минувшего года.
Но мало того, Верхневилюйский районный суд, огласивший вердикт 18 января, кроме конфискации имущества и выплаты ущерба приговорил гражданина С. к 80 часам обязательных работ. Это какое-то комбо-правосудие.
Да, вылов осетровых считается браконьерством. Но неужели за вылов всего одной рыбы адекватно назначать такое наказание?
Редакция «Якутия.Инфо» решила по публикациям в СМИ навскидку сравнить, насколько соразмерно в республике за нарушение природоохранного законодательства наказывают простых людей и добывающие компании. Напрашивается вывод, что с обычного жителя республики спрос гораздо строже, чем с промышленных организаций.
Якутские экологи-общественники уже давно ставят вопрос о том, что к добывающим компаниям в республике в случае возникновения факта нарушения применяются слишком лояльные меры ответственности. Применяемые к ним штрафы на фоне их доходов смотрятся откровенно смехотворными.
Да и в целом судебная система при рассмотрении дел, связанных с нарушением природоохранного законодательства недропользователями, не спешит их наказывать по всей строгости законов.
В августе 2018 года, когда произошел прорыв дамбы на дражном полигоне в Мирнинском районе, принадлежность которого АК «АЛРОСА» не признает, республиканское Управление Росприроднадзора весьма оперативно отреагировало на происшествие. Инспекторы собрали на местах пробы воды. Был проведен анализ и расчет ущерба реке Вилюй по специальной методике. Причем информация об итогах проверки и сумма рассчитанного ущерба – 22 миллиарда рублей были опубликованы на сайте ведомства. Но на следующий день данная информация с сайта пропала.
Как оказалось, претензии к «АЛРОСА» были отозваны самим руководством федерального ведомства из Москвы. Причиной этого стали нюансы законодательства.
Объясним простым языком. Оказывается, имеется пункт, в котором указано, что расчёт ущерба водным объектам, что называется, «по полной программе» не применяется, если происшествие было следствием обстоятельств непреодолимой силы. Иначе говоря, форс-мажорные обстоятельства.
Поскольку причиной прорыва дамбы стали обильные дожди, ситуация переквалифицировалась в «последствия природной стихии». Что и позволило списать произошедшее на форс-мажорные обстоятельства. Таким образом, алмазодобывающей компании удалось избежать крупный штраф.
Всё свелось к выплате административного штрафа в сумме 50 тысяч рублей. Но даже его «АЛРОСА» решила оспорить через Арбитражный суд. Что создает неблагоприятную юридическую практику в сфере защиты окружающей среды Якутии.
По мнению члена Общественной палаты Якутии Афанасия Алексеева, лояльное отношение к нарушениям добывающих компаний в республике создаёт социальное напряжение в обществе.
— В республике давно наблюдается весьма несправедливая тенденция, когда компании-недропользователи, деятельность которых однозначно оказывает большее воздействие на окружающую среду, чем отдельно взятый человек, в случае совершения нарушений природоохранного законодательства несут несравнимо меньшую ответственность, чем обыкновенные люди. Мы все были возмущены тем, что компания «АЛРОСА», допустившая крупнейшее в истории республики загрязнение реки Вилюй, в итоге отделалась мелким для неё административным штрафом в 50 тысяч рублей. И в то же время жителей республики за вылов редких видов рыб штрафуют на миллионные суммы. Все помнят, что один такой оштрафованный рыбак из Усть-Алданского улуса совершил самоубийство, потому что сумма штрафа в 10 миллионов рублей оказалась для него непомерной. Это натуральное издевательство над людьми.
Причина несоразмерности в применении санкций за нарушение природоохранного законодательства, по мнению экологов-общественников в том, что в Якутии по неясным причинам в отношении недропользователей редко применяется методика нанесения ущерба. При том, что штрафы за нанесение ущерба на порядок выше, чем административные.
Как отмечает отличник охраны природы Якутии Анна Мигалкина, для расчета ущерба необходим сбор проб с места происшествия. Он должен осуществляться по специальной методике лицензированными специалистами.
— Общественники не имеют права на сбор материалов для проб. Чтобы получить на это разрешение, необходимо пройти обучение и получить лицензию. Всё это не бесплатно. Но, кроме этого, приборы, которыми проводятся замеры – метровка, дальномер и прочее – должны быть поверенными в соответствие с законом о единстве мер. Это тоже требует средств. Также должны быть лицензированная лаборатория, которая будет исследовать предоставленные пробы. Расчет ущерба – дело сложное и кропотливое. На сегодня у нас в республике всего один лицензированный специалист – заслуженный эколог России Любовь Киприянова. Поэтому пока практика штрафования недропользователей именно за нанесение ущерба у нас не применяется, - отметила Анна Мигалкина.
В то же время в России существует пример должного воздействия на крупное промышленное предприятие, виновное в нанесении серьезного ущерба окружающей среде. Речь идет об аварии на объекте дочерней компании «Норникель», когда в местную речку Амбарная в Красноярском крае из-за повреждения топливного хранилища вытекло более 20 тысяч тонн дизельного топлива. Расследование Росприроднадзора завершилось внесудебным решением о взыскании административного штрафа и возмещении ущерба природе со стороны ответственной за произошедшее компании «Норникель». В итоге добывающая компания выплатила рекордный штраф в размере 146,2 млрд рублей.
***
Напомним, что после масштабного загрязнения реки Вилюй в августе 2018 года первым указом Главы Якутии Айсена Николаева, избранного на осенних выборах, стал Указа N2 от 27.09.2018 года «Об экологическом благополучии Республики Саха (Якутия)».
Однако когда 12 ноября 2023 года в Якутске эко-активистами был организован Круглый стол по итогам реализации данного указа и обсуждению последствий техногенной аварии на реке Вилюй, ни Ил Дархан, ни министр экологии Евгений Перфильев, ни представители АЛРОСА, будучи официально приглашенными, на мероприятие не явились.
Видимо для руководства республики ситуация, когда обычного жителя республики за нарушения природоохранного законодательства обдирают как липу, а недропользователей наказывают практический символически, выглядит нормально. При том, что негативные последствия от деяний отдельного человека и целой добывающей компании различаются весьма значительно.
Публикации по теме:
Тишина в ответ: «АЛРОСА», Ил Дархан и министр экологии не явились на обсуждение последствий аварии на реке Вилюй
Министерство экологии Якутии и "Колмар" подписали мировое соглашение по загрязнению ручья Дежневка
За сброс фекальных вод в реку Амга ООО «ОРИОН» вынесено предупреждение
За 33 осетра браконьер из Усть-Алданского района заплатит 10 миллионов рублей
Любомир Михайлов: У компании «АЛРОСА» сформировалось безответственное отношение к природе Якутии