Экономика 12:58 / 23.4.2014 12223

Григорий Васильев: «Я подозреваю «РТК» и «ТТК» в ценовом сговоре»

Григорий Васильев: «Я подозреваю «РТК» и «ТТК» в ценовом сговоре»
Текст: ЯкутияИнфо
YAKUTIA.INFO. Страсти, бушевавшие в республике по тарифам за интернет в 2013 году, поулеглись. Тарифы в итоге немного снизились, но в первую очередь они подешевели для физических лиц. Однако местным провайдерами были предоставлены завышенные цены. Есть мнение, что причина – в сговоре «Ростелекома» и «ТрансТелеКома», которые создали условия, при которых с рынка услуг ушли местные провайдеры. Вопрос в этом месяце будет рассматривать Антимонопольная служба республики.

Подробно о перипетиях тарифообразования нам рассказал директор «Экспресс-сеть» Григорий Васильев:
- Чтобы всем было понятно, я начну с истории вопроса. Широкополосный интернет у нас появился в 2001-2002 годах. Его предоставляла компания Оптилинк, они первые в 97-98 годах установили небольшой участок оптики. «Ростелеком» тогда назывался «Сахателеком», они предоставляли доступ в интернет по технологии ASDN, но она была дорогостоящая и не массовая. Помимо «Сахателеком» были такие провайдеры как Альбион, Эльф, ВЦ «Якутавиа», «Альфа», «Сахаспринт» и другие. Всего их было около десяти. Магистральных сетей тогда не было, «внешка» была через спутник. Скорость была низкая, и цена была дорогой – почти два рубля за мегабайт. (Тогда тарифы считались по объему трафика прим. ред.). Я тогда работал в «Гелиос Тв» и тогда мы запустили широкополосный интернет через модем. Человек получал 2 мегабит/с внутри сети.

Потом вслед «Сахателеком» запустил свой ADSL, но так как внешка была дорогая и медленная, мы сделали городской бекбон. Провайдеры объединились и сделали доступными для всех местные ресурсы. Ykt.ru и другие популярные ресурсы начали развиваться в городском бекбоне. Получилось очень удобно, скорость составила 10 мегабит внутри города, человек внутри сети мог играть, общаться, качать фильмы.
Раньше «Сахателеком» считали, что они крутые, поскольку имели ресурсы сети «Эльф». Но ситуация со временем их перестала устраивать, поскольку за переход между сетями мы платили друг другу пиринговый платеж (за переход между бекбоном и ресурсами «Ростелеком»). Из-за того что абоненты РТК начали активно качать с наших ресурсов, "Сахателеком" с 2012 года выплачивал по одному миллиону в год. «Сахателеком», как всегда, отказывался с нами сотрудничать, и только в январе этого года, подключился к бекбону. Сейчас у нас есть соединение с «Ростелеком», с ними установлена гигабитная сеть, без всяких пиринговых платежей.

- Как изменилась ситуация на рынке, когда в Якутск пришли оптоволоконные сети?

- До оптики «Ростелеком» запустил радиорелейную линию, и Якутск отказался от спутникового подключения. Наземный канал был более скоростным, и задержка в передаче пакетных данных была гораздо меньше. Этот канал к 2012 году был забит практически на 100%. Мы заарендовывали у них канал и не могли расшириться. В конце 2012 года пришел «ТрансТелеКом» с такими же ценами, как и «Ростелекома», но с большей скоростью. В прошлом году вторую оптоволоконную линию провел «Ростелеком».

- Что тогда произошла с более мелкими провайдерами?

- Помните, приезжал министр связи РФ Никифоров, кнопку нажимал в спорткомплексе «Триумф»? Приезжали вице-президенты «ТрансТелеКома», обещали в 40 раз снизить тарифы. Договор был подписан. Но как только руководство уехало, нам предложили совсем другие цены. Они отказались от более-менее нормальных цен, которые нам предъявляли ранее. Видимо, посчитали, что можно заработать много денег. И нам выставили непомерно большой ценник. Конечно, это подкосило мелких провайдеров. Кто-то вообще перестал там заниматься этой деятельностью. Не все пережили это время. Из местных операторов осталось только три, в то время как изначально их было 10. На рынке остались только: мы («Экспресс-сеть»), «Оптилинк», который услуги интернета уже не оказывает, и «Сахаспринтсеть».

Я в течение двух лет боролся с ценами. Главная проблема – в непонимании правительства. Им сказали, что тарифы снизятся, и они посчитали, что снижение произошло. Чиновники в нас видели врагов. В это время мы писали в Федеральную антимонопольную службу, обращались в Ил Тумен, президенту.

- Так какие же тарифы вам предоставили «РТК» и «ТТК»?

- Есть три категории пользователей – физические лица, юридические лица и операторы связи. Мы являемся операторами связи, и цены между этими тремя группами тарифов сильно различаются. В 2013 году, когда ТТК запустили тарифы для провайдеров, цены на рынке сильно не снизились. Разница у ТТК составила всего 20-30%. Если «Ростелеком» продавал по 35-40 тысяч рублей за мегабитный канал, то ТТК начал продавать за 30-25 тысяч. То есть снижения практически не было. Для сравнения: такой же канал для оператора в Иркутске стоит 600 рублей.

- С чем связана такая большая разница в цене?

- Такие высокие тарифы обеспечены спекулятивными «хотелками» провайдеров и отсутствием нормального законодательства. Есть федеральный закон «О связи», там практически даже не упоминается такое понятие, как «интернет». Он заточен под телефонистов. Также в законе нет такого понятия как лицензия магистрального оператора, есть только оператор связи, провайдер интернета. Сейчас мы через организации «Деловая Россия», «Опора России», через Федота Тумусова пробиваем инициативу по внесению дополнений к федеральному закону о связи, чтобы было две лицензии – оператора «последней мили», которые работают непосредственно в городе, и с операторами магистральными, которые не должны иметь права продавать дороже, чем себе, уже как оператору последней мили. «РТК» и «ТТК» являются одновременно операторами магистральными и операторами последней мили.

Они пользуются своим монопольным положением и, занимаясь спекуляцией, убивают местный бизнес. Сейчас мы инициируем поправки, чтобы оператор не мог продавать каналы подключения другим операторам дороже, чем себе. Это нормальная мировая практика, которой в России пока нет.

- Можно ли говорить о сговоре, раз у них были одинаково завышенные цены?

- Да, некоторое время у «ТТК» и «РТК» были одинаковые цены по 24 тысяч рублей. Я в этом усмотрел факт сговора и написал заявления в Антимонопольную службу Якутии и России. 28 апреля оно будет рассмотрение в Якутском УФАС и позже в федеральном.

- Цены остались на прежнем уровне?

- Я не знаю, что этому послужило причиной, может быть и моя деятельность, но подвижки пошли. Сейчас цены упали до пяти тысяч за мегабитный канал.

- Расскажите подробнее об операторах, которые ушли с рынка.

- Оптилинк прекратил предоставлять услуги связи как провайдер. Они просто сдают аренду свою сеть другим операторам. С 2005 года до сегодняшнего дня «умерло» много провайдеров, которые ранее предоставляли услуги: «Альбион», «Эльф», «Альфа», а также мелкие сети на уровне кварталов или нескольких домов. Помимо таких провайдеров были домовые, квартальные, но все не выдержали конкуренции.

Сейчас мы говорили о столице Якутии, а в улусах связь вообще не развивается как отрасль. Нет никаких стимулов для его развития со стороны власти, хотя там тоже хотят быть на гребне волны коммуникаций. И как без наличия интернета в улусах удержать там молодежь? И не надо говорить про районные центры, когда речь идет о селе.

Дмитрий МИХАЙЛОВ

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров