Успех 9:43 / 28.8.2014 6513 1

Лучшие друзья девушек родом с Анабара

Лучшие друзья девушек родом с Анабара
Текст: ЯкутияИнфо
YAKUTIA.INFO. Поселок Маят, является режимной зоной. На входе, он же выход, как и положено, находится пост службы безопасности. Здесь проверяют наличие запрещенных к ввозу предметов в частности алкоголь, в поселке действует сухой закон.




Из Саскылаха добраться до Маята можно за сорок минут на вертолете или за два часа на катере с воздушной подушкой.

Разведка алмазов на речке Маят в Анабарском улусе началась в 1998 году. Вскоре на берегу вырос небольшой одноименный вахтовый поселок. Отсюда началась разработка других участков Моргогор, Хомолоох, «Исток», Ручей 53, Хара Мас, Верхний Гусиный, а с 2013 года – Тигликит и Биллях.

Добываются в Анабарском улусе россыпные алмазы, поэтому добыча ведется открытым образом в руслах рек. Бульдозеры снимают верхний слой – торфа, затем, вгрызаясь в мерзлый грунт, из него извлекают алмазоносные пески. Всю эту трудоемкую работу приходится вести зимой, в самые крепкие морозы. А уже в летнее время, когда появляется возможность ее промыть, экскаваторами начинают весь добытый материал прогонять через так называемый «Грохот» - проще говоря, большое механизированное сито.











Сито имеет несколько классов, соответственно и сортируется столько же раз. Вся порода тщательно просеивается и промывается. Затем этот отсортированный материал на многотонных самосвалах отвозится на сезонные обогатительные фабрики – СОФ.








Работа обогатительной фабрики - если очень грубо и коротко, основана на принципе центробежной силы. Добытую породу загружают в барабан, где сырьё раскручивается - всё лишнее, крупное или несоответствующее по плотности отсеивается в одну сторону, а всё нужное и ценное, нужного размера и плотности в другую.





Затем все это переходит уже в совершенно секретный, «важный», особо охраняемый так называемый Цех доводки, где процесс сортировки алмазов ведётся полностью автоматически. Камни просвечиваются на рентгенлюминесцентном сепараторе. Где алмазы отделяются от ненужных мелких частиц пустой породы. Окончательно сырьё доводят уже вручную, как говориться, - «зерна очищаются от плевел». Это кропотливая работа, требующая усидчивости, внимательности и развитой мелкой моторики рук. Складывают ещё необработанные камни в обыкновенные эмалированные мисочки - просто и функционально.







Стоит отметить, что каким бы мелким не был камешек, вынести ни чего не получится, на рабочих местах ведется строжайший контроль.
Специально для рабочей комиссии из АЛРОСА, посетившей прииск, продемонстрировали более крупные экземпляры.

А теперь о технике: в экстремальных условиях она требует особого ухода и обслуживания.

На ремонтной базе смекалистые мастера чинят и реставрируют бульдозеры и самосвалы.
Хотя техника выглядит внушительно, но и она не выдерживает суровых условий эксплуатации. Да и морозы делают металл хрупким.









Вот полностью восстановленный ковш. Его укрепили листовым металлом, поскольку покупка и доставка нового обойдется в немалые средства. А после такой менее затратной реставрации ковш прослужит ещё несколько сезонов.

Делают здесь и аналоги некоторых запчастей. Потому токари и фрезеровщики здесь – профессионалы высочайшего уровня, кстати, ремонтно-механический цех был создан на прииске с первых лет работы, и за это время здесь появились свои Кулибины и Левши каждый - на вес золота.




БелАЗы, как показала местная практика, уступают в надежности японским Komatsu. Но и они не идеал. Сейчас на прииске проходят испытание четыре самосвала “Perlini” итальянского производства. Привезли в Анабарский улус их в апреле 2014 года. По словам механика Андрея Душутина, пока машина демонстрирует себя с лучшей стороны.

«Я сам ездил в Италию и проходил обучение на предприятии. Этот самосвал отличается от остальных тем, что у него очень удобный доступ ко всем узлам и агрегатам, - говорит Андрей Бушутин. - Во-вторых, его очень просто разобрать на части и транспортировать всего в двух контейнерах. В-третьих, он экономичен, расходует в день на 200 литров меньше чем модели других производителей. Однако есть одно но, самосвал ещё не эксплуатировался в зимних условиях. Мы не знаем, как он поведет себя при настоящих морозах. Хотя специально для нас на машинах установлено двойное остекление, утеплены кабина и двигательный отсек».





Ну, а что происходит, когда на участке все уже добыто и извлечено? Его рекультивируют, в качестве примера участок Верхняя Кула: Почти не остается и следа от производственной деятельности, отвалы равняются бульдозерами и все зарастает как и прежде, а ведь четыре года назад, здесь добывали алмазы.




«Мы сотрудничаем с экологами. Они ежегодно проверяют работу приисков. После полной выработки участка мы под их контролем проводим рекультивационные работы. После этого экологи засевают многолетние травы» - комментирует технический руководитель прииска «Маят» Егор Игнатьев.





Жизнь и быт на прииске

Теперь ознакомимся с бытом алмазодобытчиков. На всех участках прииска одновременно работает полторы тысячи человек. В поселке Маят одновременно могут проживать более 600 человек. Другая часть живет в поселке Моргогор. Всего в Маяте поселке порядка 30 домов. Все дома благоустроены. Есть культурный центр (клуб), баня, прачечная, столовая и часовня.







В культурном центре уже 8 лет работает культорганизатор Алексей Холмогоров. А еще здесь с первых дней работы заведует КСК единственная женщина, кого допустили на прииск, это Валентина Божук. Она была первым поваром Маята, да так и осталась «Королевой Маята», весь досуг алмазодобытчиков проходит под ее руководством. Здесь есть бильярд, настольный теннис, тренажеры и библиотека.













В распоряжении библиотеки более тысячи книг, примерно столько же DVD дисков с различными фильмами. «Популярностью пользуются детективы, историческая литература, романы, периодика. Иногда соревнования проводим по настольному теннису, шахматам, шашкам. Этим летом Ысыах организовывал и летнюю спартакиаду. Но после того, как у нас в поселке Wi-Fi появился, народ в клуб реже ходить стал», - сетует Алексей Холмогоров.

В столовой кормят просто, но сытно. Мясо и гарнир на выбор рис, картошка, макароны. Так же есть разносолы, какао и чай. К хлебу обязательно дают масло.







За организацию питания всего прииска отвечает технолог питания Михаил Мисько.
- В год работники прииска съедают 18 тонн овощей и более 200 тонн мясной продукции. Это оленина, свинина, говядина, колбаса, тушенка, птица. Но больше всего мы закупаем местную оленину, более 50 тонн и более 30 тонн местной рыбы, чему очень рады местные производители. Меню я формирую сам лично, стараюсь, чтобы не было однообразия. Наши повара умеют готовить множество блюд. Если внедряю новое блюдо, то провожу обучение. Слежу за тем, чтобы питание было полезным. Использую йодированную соль или добавляю в салат морскую капусту. Есть теплица, летом на несколько месяцев обеспечиваю людей свежими овощами. Выращиваю огурцы, горох, свеклу, салат. А если какой праздник или день рождения у кого, то по заказу готовлю торт и другие вкусности.





Поскольку сейчас повсюду внедряются инновационные технологии, то тут без них тоже не обошлось. Воду для мытья посуды в летний период нагревает солнечная установка. Температура на выходе 60 градусов.



Три года назад в поселке стала доступна сотовая связь и беспроводной интернет. Теперь работники могут общаться по мобильному телефону. Некоторые по вечерам помогают своим детям решать домашнее задание. А до этого приходилось ждать в очереди у таксофона, и время разговора при этом было ограничено.

Таким образом, в плане обустройства быта, сотрудникам алмазного прииска можно даже позавидовать.

Тимофей ЕФРЕМОВ.

Продолжение следует…

Комментарии

  • литвинцев вларимр семенович
    22:35 / 25.3.2017

    Я работаю в прииске Маят с 2014 го года . И я очень горжусь , что работаю именно в Алмазах Анабарара в прииске МАЯТ ..

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров