Культура 9:00 / 9.2.2015 4014

Казнить нельзя помиловать: рецензия на «Левиафан»

Казнить нельзя помиловать: рецензия на «Левиафан»
Текст: Люмьер ПОЕЗДАТЫЙ

YAKUTIA.INFO. Андрей Звягинцев снял фильм, мимо которого не пройдет никто. Ведь, пожалуй, лучшей рекламой для «Левиафана» послужило резкое неприятие ряда высших чиновников, а также духовенства, и последовавшее после этого бурное обсуждение фильма.

Якутия.Инфо рассмотрит фильм с двух позиций двух — почему кино смотреть не стоит и почему нужно.

Часть первая, почему не стоит

Если фильм не цепляет сразу, то есть ли смысл тратить на него время? Конечно, нет. Тем более, если фильм не несет в себе ни одной светлой, позитивной мысли. "Левиафан" именно таков - затянут, в нем матерятся, много пьют и находятся в такой мрачной реальности, что жить может расхотеться.

Рашка - парашка (с) Владимир Мединский

Конечно, для ряда западных политиков и так называемой либеральной общественности хотелось бы, чтобы в России всегда было так. Они просто не приспособлены увидеть лучшее, что есть в нашей стране. Как говорится, пчелы летят на мед, а мухи сами знаете куда.

С точки зрения Запада все кино, что снимается в России или про водку, или про дураков, или про тоталитаризм. Звягинцев (по собственному признанию), взяв историю, происходившую в США, перенес ее на территорию России. Почему? Да потому, что реальная история — это героизм. Если делать кино про «Рашку», то надо снять так, чтобы ее максимально очернить. «Художественный вымысел» позволяет играть действительность, и действительность эта кошмарна - тут и водка, и дураки (в этом фильме «маленький человек») и тоталитаризм.

Ма́рвин Джон Химе́йер (Marvin John Heemeyer; 28 октября 1951 — 4 июня 2004)— сварщик, владелец мастерской в Грэнби, штат Колорадо, инженер, в прошлом аэродромный техник ВВС США, ветеран войны во Вьетнаме. После длительного конфликта с компанией Mountain Park (цементный завод) по поводу территории, на которой находилась его мастерская, оборудовал бульдозер Komatsu D355A-3 бронёй и разрушил 13 административных зданий (в том числе все здания, принадлежавшие цементному заводу), после чего покончил жизнь самоубийством. Это происшествие также известно в СМИ и интернете как «Война Марвина Химейера», а его бульдозер как KillDozer (бульдозер-убийца англ.).

Общий ущерб, причинённый городу, составил около 7 миллионов долларов, заводу компании Mountain Park — около 2 миллионов долларов. За исключением самого Марвина, пострадавших не было.

Кино обласкано кинокритиками и «креативным классом», им приятно, когда простому человеку плюют в лицо и заставляют его просить: еще, еще! Спасибо, господин хороший, что показал нас с голой попой в туалете, а не в библиотеке с книжкой. Спасибо, что есть на свете такие смелые люди.

В общем и целом фильм не стоит смотреть всем, кто знаком с реальной жизнью и ее аспектами. Пусть художественный вымысел останется вымыслом, а «маленьким» людям пора поднимать производство.

Часть вторая, почему нужно

"Левиафан" стоит посмотреть только потому, что будет что обсуждать с коллегами. И не важно, какой точки зрения вы будете придерживаться после просмотра. Тот факт, что за первый день проката «Левиафан» собрал семь миллионов рублей, говорит о многом.

Да, кино «не для всех», тяжелое, но разве бывает все только в красочных тонах? Не бывает такого. Да и для того чтобы понять, что творится на душе, не надо вымученных улыбок, а нужны силы взглянуть в себя без фальши. Позиция «не читал, но осуждаю» как с Пастернаком тут неприемлема.

"Я бы перестал стесняться того, что нашу организацию обвиняют в попрании свобод. Мы не должны ни перед кем оправдываться. "Левиафан" — это зло, а злу не место в прокате, — уверен глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов. — Мы попросим Министерство культуры не допустить выхода фильма на экраны и приступить к созданию "православного Голливуда"".

По мнению активистов, режиссёрами православной "фабрики грёз" могли бы стать Никита Михалков, Иван Охлобыстин и архимандрит Тихон (Шевкунов), сообщает МК»

Кстати, интересен момент, что во время травли резко вырастает и сочувствие. Так было с Солженицыным, так было с Булгаковым. В те времена процветал самиздат, сейчас на помощь приходят «пираты» и противостоящий им Никита Михалков. Михалков, который снял «патриотичный» фильм «Цитадель» со сворой «обиженных авторов» против действительно достойного внимания фильма. Но не будем о плохом, поговорим о хорошем кино.

Даже то, что по уверению режиссера «такое могло происходить в любой другой стране», не оставляет в зрителе и шанса от желания начать перемены. Позитивный момент, его позыв в том, чтобы перестать оставаться «маленьким» человеком. Механизмы системы куются в нас самих. И когда в реальной жизни мы столкнемся с Левиафаном, то уже не останемся безучастными.

Запретный плод сладок. Если бы не «эмбарго» на фильм в якутских кинотеатрах, то можно было бы судить о его успехе или провале. Ведь даже его провал сказал бы нам, что срез, показанный в «Левиафане», не верен. Что общество еще не готово взглянуть на себя со стороны. Посмотреть, оценить и стать лучше.

З.ы.трейлер:

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров