Жизнь 12:11 / 16.3.2015 7615

Блокнот путешественника: по тропам ветерана труда, оленевода Молота Никитина

Текст: Егор Макаров

YAKUTIA.INFO. Известный путешественник и предприниматель Егор Макаров совершил очередную поездку по Якутии. На этот раз маршрут Макарова проходил по тропам ветерана труда, выдающегося оленевода Молота Никитина. Предлагаем вашему вниманию отрывки из блокнота путешественника.

Из блокнота (дневника) путешественника: «… Сегодня, 22 февраля 2015, третий день нашей поездки, уже проехали 155 километров и остановились только вечером около 21:00. Нам очень повезло, что олени нашли старый след оленьей нарты, поэтому всю дорогу олени шустро шли… Эти следы остались от оленевода из Намы, который ехал в отпуск на Новый год домой в село Кюсюр.

Шел снег, поэтому было не так холодно и ехали мы как в песне, а вокруг, куда не посмотри - сказочно красивые места. На ночь мы поставили палатку, разожгли костер и вскипятили чай, пожарили оленье мясо и поели строганину. Из рыбы у нас был морской омуль, муксун, ряпушка, нельма, еще ребята взяли печень налима и много всякой еды. Кюсюр – рыбацкий поселок, поэтому там много рыбной продукции. Оленей на ночь мы не стали отпускать, так как в этом месте нет кораля, а ловить утром оленей очень сложно.

Ранним утром, 23 февраля, проснулся от того, что на лицо упал иней от палатки. Утро предвещало начало холодного дня. Над горами стояло синее небо, на улице мороз под минус сорок, а мы лежим на оленьих шкурах. Нужно отметить, что к этой поездке все тщательно подготовились: у всех пуховые спальники, у ребят все из оленьей шкуры и горного барана. Можно сказать, что из него изготавливают самые теплые вещи в мире. На часах 6:30, мы быстро встали, вскипятили чай, разогрели замерзший хлеб, который за ночь стал как каменный, собрали палатку, вещи и двинулись в путь…

Наш маршрут проходит по Верхоянским хребтам, по карте и GPS мы насчитали 450 километров. По этому маршруту ездил домой Никитин Молот Павлович, который с 1943 года в 12 лет стал бригадиром оленеводческого стада. Он умер в прошлом году, однако мне посчастливилось проехать с ним на оленях две сотни километров. И эту экспедицию я посвящаю славному, отважному ветерану труда - Молоту Никитину, чтобы он навсегда остался в памяти народа и был примером для молодежи, чтобы всегда на белом чистейшем снегу бескрайних просторов нашей необъятной земли, лежали следы оленьих нарт для путешественников и странников!

Итак, нас пятеро: Петр Никитин, младший сын Молота Павловича, который является старшим бригадиром стада, Вячеслав Винокуров – оленевод и бригадир стада, оператор Юрий Бережнев, я и японец Кенжи Йошикава, гражданин США, профессор Аляскинского университета, известный путешественник, член Эксплорер- Клаб (Нью-Йорк). У него большой опыт по восхождениям, походам в Антарктиде, Гренландии и т.д. Ради нашей поездки и, несмотря на недельную пургу в Тикси, Кенжи поменял билеты и поехал с нами.

Всего у нас 10 нарт, мы их разделили на 3 упряжки, 2 по 3 тропят дорогу, а я на 4 нартах везу груз экспедиции, поэтому у меня так мало качественных фотографий. Сегодня у нас длинный и сложный путь, нам нужно преодолеть около 100 километров, чтобы добраться до оленеводов Намы в горах, где у них имеется небольшой дом. Мы выбрали путь через более прямую и безлюдную местность и в большей степени мы надеемся на оленей. По своему опыту знаю, что Кюсюрские олени очень мощные, выносливые и постоянно ездят на дальние расстояния, благодаря дедушке Молоту. В прошлом году он приезжал в Кюсюр приблизительно аж на 100 нартах! Представьте себе, какая колонна!

Так как в верховьях рек очень сильные ветра и все замело, мы практически сразу потеряли старый след. И сегодня, как назло, насквозь продувает встречный ветер, снег местами очень жесткий и глубокий. Наши упряжки, меняясь, тропят дорогу. А впереди нас ожидает очень длинный и ветреный перевал. Примерно через час небо становится совершенно чистым, сразу чувствуется, что мороз становится крепче. Время от времени нам приходится передвигаться пешком, из-за того, что переворачиваются нарты или олени прыгают то вправо, то влево. Зато мы согреваемся. Вообще, очень трудно управлять оленями, постоянно мешает наледь, а нарты очень тяжелые и оленям очень трудно идти по скользкому льду, поэтому часто приходится обходить наледь по глубокому снегу…

Только к 16:00 мы дошли до самой высокой точки перевала и остановились попить чай. В термосе «Арктика» у нас был горячий чай, а вот бутерброды, к сожалению, все замерзли, хотя мы их укладывали в самое теплое место. Пришлось кушать маленькими кусочками, чтобы они оттаивали во рту. Как только солнце ушло за гору, стало еще холоднее, поэтому мы двинулись дальше, да и при таком сильном ветре на морозе долго не посидишь. Снова глубокий снег… острый холодный ветер, все сильно устали, ребята обморозили лица, и нам немного досталось. Сколько преодолели оврагов, сколько проскочили ям, - сбился со счета, а сколько раз подымали тяжелые нарты, даже не в счет. Время от времени приходится менять уставших в упряжке оленей на запасных. А ребята оленеводы без устали, без остановок прут и прут, я просто удивляюсь их выносливости, такое ощущение, что они не знают усталости. Поразительные люди, а ведь у них такой склад жизни день ото дня, очень тяжело…попробуй погоняться по горам за тысячным стадом! Наш японец молчит, явно пораженный таким экстримом, но он молодец – не сидит без дела, все время помогает. За несколько дней пути он столько увидел из жизни сурового оленевода, как вручную получают электричество, чтобы поговорить по рации, как в Буран втыкают факел, чтобы завести и т.д...

Правда, очень тяжелые условия и оленеводы очень суровые ребята, но в то же время очень простые, душевные, сильные духом от природы люди. В таких условиях жизни, слабый - не выжил бы даже одного дня.

На часах уже 21:00, но нам еще далеко до оленеводов, а наша задача, во что бы то ни стало как можно быстрее добраться до теплого дома. В нетерпеливом ожидании, как будто мерещится лай собак. Обычно, так и бывает, когда приближаешься к стаду, можно издалека услышать собачий лай. Как только спустились с перевала, сразу же начались бесконечные наледи, а по краям и под снегом вода…

Уже стемнело и ничего не видно, поэтому время от времени Петр и Слава проверяют, тыкая палкой в снег, несколько раз пронесло. Но вот, на полном ходу мы прошли по мокрому снегу, по очень узкому месту – не развернуться, ни повернуться! Пришлось по кустам, с большим трудом, развернуть нарты и выйти на сухое место. Ноги и нарты из-за мокрого снега промокли, такое ощущение, что нам одели тяжелые кандалы, поэтому пришлось доставать топоры и чистить все от мокрого снега… А на часах уже 23:00. И тут, в небе началась игра цветов, аж треск стоит, все небо в СЕВЕРНОМ СИЯНИИ! Такого я еще нигде не видел, и эта красота стояла целых два часа. А у нас даже не было сил вытащить аппараты, да и не было смысла, - вся аппаратура уже давно замерзла. Но Кенжи все-таки сделал несколько уникальных снимков на телефон.

Северное сияние нам помогло, осветив нам дорогу, но мы еще дважды попадали в мокрый снег. Приходилось идти по совершенно густому лесу, чтобы избежать наледей, в общем, все это не передать словами… Наконец, в 3 часа ночи мы издалека услышали лай собак, олени из последних сил, почуяв отдых - устремились вперед! Вот так прошел для нас День Советской Армии (защитника Отечества).