Жизнь 12:00 / 7.5.2015 6889

Рассказ якутянки о землетрясении в Непале

Рассказ якутянки о землетрясении в Непале
Текст: Надежда Припузова

YAKUTIA.INFO. Классический сюжет триллеров о природных катаклизмах: молодые люди с добрыми намерениями против бушующих сил взбунтовавшейся природы. Вот только этот сюжет приобретает абсолютно другие черты, когда ты находишься в эпицентре событий.

Наши коллеги из «Умного города» связались с Аиной Мачаховой – девушкой, несколько дней назад прилетевшей из путешествия в Гималаи и пережившей то самое землетрясение в Непале. Аина рассказала все с самого начала: о том, что искала в горах, какой смысл обрела и чем в итоге эта поездка для нее обернулась.

Подготовка – как мы на это решились

Я и моя двоюродная сестра Айгерим давно мечтали поехать в горы, но в связи с неблагоприятным курсом рубля решили пока отложить Гималаи и почти полгода грезили об Алтае. Все произошло неожиданно, однажды сидели с сестрой и рассматривали туры на горный Алтай, но в апреле и мае не было таких туров, которые нам бы понравились, — в общем, не сезон, а уехать в путешествие хотелось уже в апреле. Ради забавы решили посмотреть билеты в Непал, и тут нам выходит: Москва-Катманду за 25000 рублей, хотя зимой такой же билет стоил около 50000. Решено – едем! Получается, мы решились и купили билеты за 20 дней до поездки. После этого начались приятные хлопоты подготовки к поездке: оформление отпуска, проезда до Москвы и обратно, ну и, конечно, мы много читали про трекинг в Непале. Целью поездки мы обозначили базовый лагерь Аннапурны (высота 4130 м), изучили документальные формальности, поверхностно определили план действий, забронировали гостиницу в Катманду на одну ночь, а что касается маршрута и всех тонкостей нашего предстоящего трипа, мы оставили на потом — «на месте разберемся».

Самое необходимое

Из Якутска мы взяли с собой только 6 фотографий 3*4, личные принадлежности и обувь для трекинга (все-таки обувь должна быть своей, проверенной), а все остальное решили купить по приезду, так как на форумах мы прочитали, что все можно приобрести в самом Катманду и по хорошей цене. Так мы и сделали и не прогадали.

В Катманду очень много как фирменных (Marmot, The North Face и т.п.), так и фейковых специализированных для трекинга магазинчиков. Я купила все снаряжение (рюкзак на 35 л, куртку непромокаемую, термобелье, штаны, теплую кофту) в магазине Sonam – собственная марка Непала, соотношение цена/качество отличное, уложилась в 10 тысяч рублей.

Виза и другие формальности

Визу оформляли уже по приезду в аэропорту Катманду, требуется лишь 1 фотография и 25$, если планируешь провести 15 дней в Непале. Прилетели днем и в тот же день, оставив вещи в гостинице, пошли оформлять документы: Пермит и Тимс. Для оформления нужно 2 фотографии и 2000 рупий для каждого документа (примерно 1100 рублей). Также тут нужно указать маршрут, по которому, если что случится, будут искать тебя. Оформление этих документов — обязательное дело, так как без них не дают разрешения на трекинг, и к тому же с помощью них в чрезвычайных ситуациях ищут тебя и могут эвакуировать на вертолете.

Оформление этих документов — обязательное дело, так как без них не дают разрешения на трекинг, и к тому же с помощью них в чрезвычайных ситуациях ищут тебя и могут эвакуировать на вертолете.

Первая остановка – город Покхара

На следующий день мы уже отправились в город Покхара, ехали на «нормал басах» (normal bus) около 6 часов вместе с местными жителями, так гораздо дешевле и интереснее: поездка обошлась всего в 200 рублей. Гостиницу мы нашли по приезду (300 рублей на двоих, за такие деньги очень даже приличное место) и весь оставшийся день просто отдыхали и мысленно готовились к трекингу. Кстати, в этом городе мы купили карту трека до базового лагеря и наконец разобрались с окончательным маршрутом. Решили идти через еще одно излюбленное трекерами место – ПунХилл.

Трекинг мы начали с поселка Ная-Пул (1,5 часа езды на автобусе за 50 рублей). Там отмечаешься, показываешь документы и все, — да начнется трекинг!

Первые впечатления

Гималайские пейзажи завораживают, всё настолько красиво, что это надо увидеть самим, никакие слова не опишут всего того, что чувствует человек, смотря на такое совершенство.

Я была поражена силой духа и волей местных жителей. Такие хрупкие и маленькие на первый взгляд непальцы, с легкостью таскают на спине тяжеленые баулы с разными вещами, которые так необходимы для жизни, о чем мы и не задумываемся в своей повседневной жизни, в общем вся логистика возложена на хрупкие плечи самих непальцев. Кстати, многие трекеры нанимают портеров – это люди, которые несут за туристов их чемоданы, рюкзаки, а иногда и детей, которые приехали вместе с родителями. Мы не стали брать ни портера (мы же девушки молодые, сильные), ни гида (да тут же одна тропа!), а на пути встречали взрослых мускулистых парней, рядом с которыми шли худощавый непалец, несший его огромный рюкзак, и гид, с умным видом что-то рассказывающий. На самом деле путешествовать самостоятельно достаточно безопасно: все непальцы очень дружелюбные, все расскажут и покажут, да и туристы здесь особенные люди, никогда еще у меня не было столько приятных знакомств, как за этот трекинг.

На пути встречали взрослых мускулистых парней, рядом с которыми шли худощавый непалец, несший его огромный рюкзак, и гид, с умным видом что-то рассказывающий.

Встречи

Каждый день новые приключения, новые места, новые люди, это все завораживает и возбуждает. Ты идешь один, и тут только ты и природа Гималаев, время от времени встречаешься с местными или с такими же трекерами, как и ты, и здороваешься со всеми подряд: «Намасте». Бывает, встречаешь людей, с которыми уже виделись на каком-то промежутке трека, ну или в гестхаусе за ужином, встречаешь их как старых друзей и делишься впечатлениями. А вечера в горах особенные. Закат, горы, а рядом люди, которые также, как и ты, решились на это приключение, и у каждого своя история.



За эти 10 дней трекинга я будто бы пережила целую жизнь, жизнь, полную приключений и новых эмоций, я напрочь забыла про все то, что оставила где-то там далеко внизу.Вечера в горах особенные. Закат, горы, а рядом люди, которые также, как и ты, решились на это приключение, и у каждого своя история.

Распорядок дня

Распорядок дня был таким, что встаешь вместе с рассветом, потому что в горах рассветы уникальны, и их не стоит пропускать. Затем – завтрак, и начинается трекинг, обычно он у нас длился 5-9 часов каждый день. Так как мы были вдвоем и нас никто не торопил, мы шли медленно, любовались видами, фотографировали.

На каждый день у нас был план, план – это деревни, на которые мы должны были прийти к концу дня. Конечно, мы могли в случае чего остановиться пораньше в более ближней деревне, потому что все здесь зависит только от тебя, от того, чего ты сам хочешь.

Бытовые нюансы

Чем выше поднимаешься на гору, тем все дороже, и некоторые повседневные вещи: вай-фай, горячий душ, зарядка устройств, — становятся «not free». Например, если в Катманду, мы могли пообедать за 40 рублей (да, именно 40 рублей, а порции огромные), то в горах за такой же Мо-Мо (непальские пельмени) нужно отдать 150 рублей (тоже немного, но для самих непальцев это большие деньги). Ночевали в деревушках, там специально для трекеров есть гестхаусы, просто приходишь, спрашиваешь есть ли у них комната и все. Обычно за ночь, завтрак и ужин отдавали за двоих 1000-2000 рублей.

Горная болезнь и физподготовка

В течение года я бегала, наверное, благодаря этому в плане физической подготовки у меня не было проблем, все давалось легко, не считая адаптационный период. На высоте 2800, я подумала, что меня настигла горная болезнь, потому что уже с обеда у меня начала болеть голова, а ночью болели коленки, трясло и тошнило. Но к концу следующего дня все прошло, и больше сбоев не было. Что касается моей сестры, у нее не было адаптационного периода (очень легко справилась с высотностью), как и не было никакой физической подготовки, но и она достаточно хорошо справилась с трекингом, да и к тому же мы не спешили, могли спокойно позволить себе остановиться, передохнуть.



В начале пути мы встретили пожилую пару из Австралии, которая тоже шла к ABC (сокращение Annapurna Base Camp), а когда спускались уже с отмеченной точки, вновь их встретили: медленно, но верно они достигали свою цель. Я считаю, что в горах не столь большую роль играет физическая подготовка, — нет, она нужна, но самое главное — это сила воли человека. Если человек хочет, он обязательно этого добьётся.
Когда шли, мы все время повторяли фразы: «береги калории», «не трать энергию зря», это действительно смешно, потому что в обычной жизни мы, наоборот, думаем, как бы сжечь лишние калории. Если человек мечтает похудеть, думаю, это еще один повод поехать на трекинг в Гималаи. Лучше горы, чем потный и душный фитнес-клуб.

Землетрясение

В день землетрясения мы уже были в Катманду, у нас был обычный туристический день, и мы как раз были на священной ступе Буднахт, наверное, нам повезло оказаться именно там в момент землетрясения. Потому что все-таки это самое священное место, и здания там были достаточно прочными. И вот мы как раз шли к выходу и забрели в переулок, и вдруг я чувствую головокружение, мне кажется, я вот-вот упаду. В этот момент меня схватила сестра и говорит: «Землетрясение». И только тут я поняла, что происходит.

В этот момент меня схватила сестра и говорит: «Землетрясение». И только тут я поняла, что происходит.

Здания начали двигаться, земля уходила из-под ног, мы еле стояли на ногах, к тому же за правую руку меня схватила непальская женщина и начала молиться, а в левой руке у меня был телефон, я не растерялась и начала снимать, о чем я только думала.
На самом деле в тот момент я думала, что в Непале землетрясения бывают часто, к тому же, когда мы были в горах, случились два несильных толчка, которым мы не придали особого значения. Я подумала: «закончится, и мы дальше пойдем исследовать Катманду», что мы и попытались сделать. Правда, выйдя «из ступы» мы ужаснулись: здания обрушены, на улице хаос, в голове уже крутятся фильмы о конце света, было действительно жутко.

Ошарашенные, мы шли к Пошупати, нам просто на тот момент нужна была хоть какая-то цель, мы не знали, куда идти, что делать. Пришли, увидели процесс кремации и с ужасом побежали в гостиницу, ибо больше потрясений я уже не могла выдержать. По дороге мы видели последствия землетрясения и ужасались, но до конца не осознавали всю опасность происходящего.


Так как шли пешком, пришли в гостиницу уже вечером. В голове на тот момент крутилось: если об этом хоть где-нибудь напишут в интернете и моя мама прочитает, как же она будет волноваться. Мне срочно надо было выйти на связь, но, к сожалению, нигде вай-фая не было. Как только поздно вечером появился вай-фай, мой телефон начал разрываться от сообщений в Whatsapp: жива ли я. Родные были в курсе всего, знали больше, чем мы сами, и, наверное, боялись больше, чем мы.

Мы ужаснулись: здания обрушены, на улице хаос, в голове уже крутятся фильмы о конце света, было действительно жутко.

О жизни и смерти

В тот вечер мы вместе с нашим другом Владом, он, кстати, йог и долгое время живет между Индией и Непалом, пошли ночевать у ступы Буднахт, где мы и встретили первые толчки. По дороге он попросил зайти в Пошупати, не знаю, почему, но судьба снова предоставила нам шанс увидеть кремацию еще раз.

На этот раз мы были спокойны и просидели перед горящими телами часа полтора. Оказывается, Будда и все самые просвещённые монахи приходили медитировать во время кремации.

Поехала на трекинг только из любопытства, но в итоге обрела нечто большее.

Вы знаете, отношение к жизни и смерти здесь совсем другое. Если у нас все это «аньыы», то там люди радуются (и даже в день землетрясения) и проводят в мир иной усопшего. Если бы я прочитала подобное до поездки, я подумала, что я сумасшедшая, но на самом деле тут нет ничего неестественного, все ведь не вечно, и, наверное, я рада, что именно в тот день мне довелось это все понять. Поехала на трекинг только из любопытства, но в итоге обрела нечто большее.

Дорога домой

Моя старшая сестра, она сейчас в Москве, тщательно следила в интернете за всем происходящим. Она сообщила мне о Русском культурном центре, и мы сразу побежали туда. Там нас очень хорошо встретили, накормили, напоили. Когда мы сидели там, было несколько толчков, но было уже не так страшно. Вечером на посольской машине отвезли нас в аэропорт, у нас как раз был рейс на 27 апреля (землетрясение было 25 апреля в 12 часов дня по местному времени).


Аэропорт был забит, все пытались вылететь хоть куда-нибудь, не было даже места спокойно постоять, что там — посидеть. Задержали рейс на 5 часов, но — слава богу -вылетели. Весь полет спали, все-таки почти двое суток мы были на ногах, и даже не заметили, как прибыли в Москву.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров