В московском пивзаводе обсудят борьбу с алкоголизмом с точки зрения религии
YAKUTIA.INFO. На территории завода Московской пивоваренной компании в подмосковных Мытищах в пятницу состоится круглый стол, в рамках которого религиоведы обсудят культуру распития алкогольных напитков, самоограничения и аскезы в условиях современных реалий. Арт-проект "Варочный цех" проводит образовательную программу для всех желающих, сообщили организаторы.
"Представление о религии как каком-то институте, который прежде всего ограничивает, не вполне правильно. Если человек ограничивает себя, чтобы похудеть, это не аскетизм - это диета. Аскетизм имеет целью духовное совершенствование, которое тоже не обязательно должно быть связано с религией", - рассказала ТАСС участница круглого стола кандидат культурологии, доцент Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Людмила Жукова. Она отметила, что есть устойчивая связь религии и ограничений: "Часто приходится слышать, что человеку трудно быть религиозным, потому что это предполагает много ограничений".
Иудеям предписано употреблять только кошерные алкогольные напитки, которые не составляет труда найти в специальных магазинах, а также в десятке кошерных ресторанах и кафе Москвы. Традиция ислама запрещает вообще распитие алкогольных напитков. "Этот запрет стоит рассматривать в одном разрезе с запретом на употребление свинины, и опять-таки к аскезе это не имеет отношения", - сказала Жукова.
Пить не вредно, но злоупотреблять — грех. Так вкратце можно изложить отношение религий к алкоголю.
Она отметила, что "ни одна религия пьянство не поощряет, разве что в некоторых религиозных традициях распитие алкогольных напитков становится способом вхождения в экстатическое состояние". "Но в исламе и христианстве такой практики легитимной нет", - добавила религиовед.
Кашрут и халяль
Наличие маркировки на продуктах питания "кошер" и "халяль" является приоритетным для выбора у иудеев и мусульман. Это связано с вполне конкретными диетарными ограничениями, которым следуют уже тысячи лет верующие. "Это запреты, которые относятся к сфере табу: это запрещено, но мы не всегда можем объяснить, по каким причинам", - отметила Жукова.
"В православии таких строгих запретов на какие-то виды продуктов в целом, вне ситуации поста, нет. Для православных людей важна маркировка продуктов, которая появляется во время поста: является продукт постным или нет", - сказала Жукова. Она уверена, что "введение православного бренда было бы избыточным", хотя в СМИ сейчас обсуждается возможность введения некого "православного стандарта" по типу "кошер" и "халяль". С инициативой выступил председатель комиссии по социальной политике Общественной палаты Владимир Слепак и даже направил по этому поводу письмо патриарху. В Русской православной церкви на инициативу отреагировали не без энтузиазма.
Священный синод РПЦ летом нынешнего года утвердил Концепцию Русской православной церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма. Текст документа был опубликован на официальном сайте Московского патриархата.
В документе подчеркивается, что злоупотребление алкогольными напитками является одной из главных угроз здоровью и самой жизни народов государств, составляющих каноническую территорию Русской православной церкви, поэтому "долг Церкви - возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни".
Сегодня пьянство является одной из основных причин высокого уровня смертности, заболеваемости, травматизма и преступности, а также кризиса семьи, снижения уровня нравственности и культуры, утраты уважения к труду. Церковь обеспокоена сложившейся ситуацией и считает пьянство безусловным злом, а распространенное мнение о том, что систематическое употребление алкогольных напитков не приносит вреда здоровью, - препятствием для профилактики алкоголизации. Просветительская работа в этом направлении должна стать основой утверждения трезвости в обществе, пишут авторы концепции.
В документе определены формы и методы деятельности по утверждению трезвости, которая должна вестись по трем направлениям:
Первое имеет целью утверждение идеала трезвости и трезвого образа жизни в современном обществе, особенно в семье, где происходит формирование личности.
Второе направление охватывает работу с лицами, систематически употребляющими алкоголь, и включает в себя просвещение этих лиц, формирование у них мотивации для обращения к специалисту, оказание им социальной и психологической помощи, в том числе в форме индивидуальных и семейных консультаций, вовлечение в общинную жизнь, деятельность общественных объединений, клубов (спортивных, военно-патриотических и тому подобных).
Третье - подразумевает социальную, трудовую, психологическую, медицинскую, семейную реабилитацию лиц, страдающих алкоголизмом, создание домов трудолюбия и центров реабилитации, групп само- и взаимопомощи, семейных клубов трезвости, индивидуальное консультирование лиц, страдающих алкоголизмом, и их родственников, курсы и школы по избавлению от алкогольной зависимости.
В каждой из этих форм работы применяются свои духовные, медицинские, психологические и социальные методы. При этом наибольшая эффективность достигается при их разумном сочетании, подчеркивается в концепции, где также указывается на важность в утверждении трезвости взаимодействия Церкви, государства и общества и на необходимость сотрудничества со средствами массовой информации.
Источник: newsru.com
Комментарии
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.