Антикризисные меры: вся надежда на кластер?
YAKUTIA.INFO. Импортозамещение, местное производство, поддержка малого бизнеса – такие задачи поставлены главой государства перед властями на местах. Как эти замечательные понятия претворять в жизнь, зависит от инициативы и «фантазии» глав регионов. Тем временем по регионам распространяется новомодный тренд – так называемые центры кластерного развития. Якутия, как всегда, не отстает в «моды – у нас кластерное развитие предпринимательства началось еще пять лет назад.
СПРАВКА: что такое кластер
Кластер (в экономике) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций (компаний, корпораций, университетов, банков и проч.): поставщиков продукции, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Проще говоря, кластерное развитие – это когда на одной территории сосредоточены «родственные» предприятия, которые, с одной стороны, могут конкурировать друг с другом, с другой, могут друг другу содействовать. Основная цель государства – сосредоточить на одной площади эти компании, чтобы всем им предоставлять условия поддержки.
По сути, это большой бизнес-инкубатор, но в котором обязательно должны быть либо инновации (например, это «Сколково»), или производство. В условиях пресловутого импортозамещения производство – это одна из важных составляющих.
ЧЕМ УДОБЕН КЛАСТЕР?
В Якутии Центр кластерного развития был создан в 2011 году как институт развития бизнеса. База расположилась в здании «Сахамебели» - той самой обанкротившейся правительственной компании, о которой мы писали ранее. Логично предположить, что одним из основных направлений кластера стала деревопереработка. Как-никак, здесь все для этого было предусмотрено: цеха для хранения материала, производственные цехи, торговые помещения, а также офисы для компаний. Следовательно, одним из главных направлений стало производство мебели. Помимо этого, здесь работают домостроительные, швейные компании, производители пластиковых окон и ряд других.
Ключевым здесь является принцип цикла. То есть кластер ориентирован на то, чтобы резиденты были частью единого цикла. Если одно предприятие делает мебель, в сотрудничестве с ним заинтересовано другое предприятие, специализирующееся на производстве ламинированных покрытий для мебели. Плюс тут же есть возможность всю эту продукцию сбывать через торговые точки.
Придя в ЦКР, предприниматель получает поддержку. Во-первых, ему предоставляется имущество – можно заниматься производством в цехах, хранить материалы и товары, арендовать офисы. Во-вторых, здесь он получает организационную поддержку. Обычно бизнесмену приходится все делать самому – отчитываться по налогам и вообще бухгалтерским делам, продвигать свой товар через рекламу. Здесь он эти функции может передать на аутсорсинг управляющей компании.
ЧТО ПОЛУЧАЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ?
Естественно, главное для бизнеса – это деньги. Со слов руководства, именно их они помогают «выбивать» предпринимателям. «В 2015 году мы привлекли на поддержку наших резидентов федеральные средства в размере 4 миллионов рублей, - говорит директор Центра кластерного развития «Якутия» Сергей Ким. Это гранты, инвестиции, субсидии и некоторые другие финансовые меры поддержки, о которых рядовой или начинающий бизнесмен может быть не в курсе.
Более того, резидентам не надо заморачиваться насчет рекламы – средства на это выбьют через разные федеральные программы управляющие КЦР. Сами выбьют, а потом разместят информацию во всевозможные СМИ и каталоги.
Всего в кластере работают 42 предприятия. «Правда, в 2015 году, который мы считаем переломным, - говорит генеральный директор ЦКР Сергей, – От нас ушло 11 резидентов, но пришло 12. Кто-то ищет расширения, у кого-то не получилось с бизнесом – причины бывают разные».
Считается, что здесь низкие арендные ставки. Например, для производственников цеха сдаются по 400 рублей за «квадрат», складское помещение. «Мы считаем, что обеспечиваем максимально удобные условия для работы, - говорит заместитель директора ЦКР «Якутия» Михаил Степанов. – Это низкие арендные ставки, плюс кластерная политика – возможность складировать товар и материалы, заниматься производством (например, мебели) и тут же, на месте, реализовывать ее в торговых точках».
«Коренным нашим отличием является то, что мы не содержимся за счет бюджета, как некоторые другие институты развития, - говорит Сергей Ким. – В основном содержимся за счет сдачи в аренду помещений, а также оказания услуг предпринимателям. Целью является не заработать на этом кластерном проекте, но развитие бизнеса».
Сегодня одной из главных проблем является изношенное состояние фонда «Сахамебели», на котором работает кластер. Имущество не ремонтировалось с 80-х годов, состояние ужасающее. Компания несет большие энергозатраты в связи с обветшалостью фонда, а также отсутствия системы энергосбережения. Вопрос в том, как компенсировать затраты – либо повысить арендные ставки, либо привлечь кредитные средства (но это также скажется на аренде). С другой стороны, если ставки повысить – предприниматель начнет уходить.
По словам управляющих, для производственников сегодня есть более дешевые варианты. Например, известно, что сегодня многие сдаваемые производственные площади представляют собой фактически незаконные объекты. Поставил гараж, незаконно подключил ту или иную услугу – и все (так, кстати, работают некоторые производители «чистой воды»).
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ: НАМ ЗДЕСЬ ВЫГОДНО
Мы поговорили с резидентами Центра. Предприниматель Артур Габышев – директор компании, занимающейся производством мебели. По словам Габышева, для компании здесь созданы все условия. Можно хранить материалы складских помещениях, есть производственный цех, есть торговые точки, где изготовленный товар можно реализовывать.
«Это место мы нашли по объявлению. Нам, как самому крупному арендатору, предоставили хорошую скидку, - рассказывает Артур Габышев. – Когда-то переезжали в другое место, но потом вернулись обратно, поскольку здесь оказалось выгоднее. Нам нравятся условия. Например, хорошее расположение – можно не тратить время на перевозку товара. Брус и доски храним здесь, тут же их перерабатываем и тут же продаем. Плюс нам помогают с субсидиями и рекламой».
Другая компания занимается разработкой и изготовлением эксклюзивных напольных покрытий. В их основе лежат полимерные наливные полы. По словам директор компании Натальи Карбушевой, здесь же они находят клиентов – тех же вышеуказанных резидентов, которые и делают заказы на покрытия – например, для столов.
Работают здесь и текстильные фирмы – изготавливают фирменные якутские носки, платья халадай и прочие полезные вещи. Судя по отзывам представителей фирм, их здесь все устраивает.
«Если бы эти компании не выдерживали условия конкуренции, они бы обанкротились, - говорит замдиректора Михаил Степанов. – Конечно, производство в наших условиях – это достаточно дорогостоящее занятие. Те же предприниматели с Новосибирска находятся в более выгодных условиях. Закупка материала, налоги, тарифы – все это не способствует удешевлению товара наших производителей. Но мы стараемся сокращать их издержки – например, сокращаем такие затраты, как аренда площадей. Плюс к этому работающие в кластере предприниматели избавляются от транспортных расходов, поскольку им обеспечен полный производственный цикл».
НАСКОЛЬКО ОНИ РЕАЛЬНО КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫ?
В принципе, все это выглядит довольно жизнеутверждающе и многообещающе. Тем не менее, мы поинтересовались у сторонних предпринимателей, имеющих опыт работы в производстве: что они думают по поводу этих самых кластеров?
«С одной стороны, кластерное развитие – это хорошо, почему бы и нет, - говорит предприниматель и депутат Владимир Федоров. – Хоть как-то республика помогает бизнесу и тем самым демонстрирует поддержку федеральному центру. Вопрос в том, насколько эти предприятия реально конкурентоспособны в условиях свободного рынка? Работать на государственных субсидиях – это одно, но что будет, если их оттащить от государственной соски? Где гарантия, что эти бизнесмены не являются на самом деле недееспособными приспособленцами?
Я посмотрел сайт этой организации и там сплошь и рядом идет речь о государственном заказе, государственной поддержке, государственной помощи».
Со своей стороны отметим, что кластерное развитие, видимо, имеет свое право на существование. Все-таки эти инструменты придуманы не нашими чиновниками, а активно практикуются во всем мире. Другое дело, что они требуют определенного обсуждения и доработки.
И, самое главное, одного кластера на самом деле мало для развития производства. Как считает тот же Федоров, это всего лишь
«временные тепличные условия для отдельных предпринимателей».
Комментарии
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.