Захар Никитин: наши выпускники в республике нарасхват
YAKUTIA.INFO. Якутский колледж культуры и искусств является старейшим заведением Якутии по подготовке кадров в области культуры. В следующем году исполняется 80 лет с момента его образования. Нынешний директор заведения Захар Никитин руководит им на протяжении последних четырех лет. Он сам является ярким примером того, как можно совмещать профессии управленца и творческого работника и имеет, помимо опыта работы в этих сферах, еще и соответствующие профильные дипломы.
Будучи выпускником колледжа, он успел поработать и режиссером, и начальником управления культурой Мегино-Кангаласского района, и даже главой родного села. И вот, имея за спиной этот интересный опыт, он и возглавил колледж. О том, чем живет сегодня колледж и о своем трудовом опыте, а также и о том, как бывает непросто руководить культурой, рассказывает Захар Никитин.
Первые знакомства со сценой
- Я с рождения жил в небольшом селе Тарат Мегино-Кангаласского улуса. Когда я учился в третьем классе, к нам на гастроли приехал Саха театр. Это было мое первое знакомство со сценой. Я тогда даже не совсем понимал, что такое спектакль, насколько реально происходит это действие. Но мне кажется, что именно тогда случилось прозрение, что я хочу стать артистом. Это было осенью. После спектакля я прибежал домой и начал рассказывать маме о своих впечатлениях. А несколькими годами позже к нам приехали студенты колледжа культуры. К тому моменту я уже видел себя юристом, но мы пошли на этот концерт и там впервые я услышал, как поют песни под фонограмму и это меня увлекло. Вновь пришли первые детские воспоминания о театре. И с того момента я по-настоящему решил, что буду поступать в этот колледж. После этого и до поступления я занимался в драмкружке, где играл и мечтал о работе в театре и кино.
Учеба и первые профессиональные шаги
- Несмотря на то, что у меня было целевое место в ЯГУ, я все же выбрал Колледж культуры, куда и поступил в 1996 году на организатора социально-культурной сферы, педагога-режиссера театрализованных представлений. Конечно, я немного не знал всей специфики и думал, что буду играть и ставить, но оказалось, что профиль немного другой. За три годы учебы я получил азы по режиссуре, многое понял о том, как работает сфера культуры. И после окончания меня назначили главным режиссером районного дома культуры в родном Мегино-Кангаласском улусе.
Я попал в очень хороший коллектив и работа шла очень неплохо. Но я все же мечтал о театральной режиссуре, чувствовал свою нереализованность. Хотя мы ставили и КВН, даже получили гран при по республике, но хотелось большего.
И я заочно поступил в Восточно-Сибирскую Академию культуры искусств на театрального режиссера. После поступления меня назначили главным режиссером Маинского народного театра и я начал потихоньку ставить спектакли. Я создал там молодежную труппу, и многие наши постановки стали побеждать на конкурсах. Ставил Кулаковского, Алампа, Марию Обутову-Эверстову. А с одним из спектаклем участвовал в международном фестивале в Улан Удэ. Все шло вполне успешно, но потом моя театральная жизнь внезапно изменилась.
Два крутых поворота
- Каждое лето в своем родном селе Тарат я организовывал летний лагерь - мы и кино там снимали, и волонтерской деятельностью занимались. И вот в 2005 году в преддверии кампании по выбору глав поселений меня попросили в них поучаствовать. Я сначала не хотел - и работа мне моя нравилась, да и жил я уже в районном центре. Но в итоге документы отдал. И так случилось, что выбрали именно меня. Скажу честно - к административной работе я был не совсем готов. Такой опыт у меня отсутствовал. Сначала было сложно и я много учился. Ездил на семинары, изучал закон о местном самоуправлении. И еще поступил в Дальневосточную академию госслужбы на менеджера. Всего я проработал в на этой должности четыре года.
Достижения есть - сделали дорогу, провели водопровод, построили молокоприемный пункт и коневодческую базу, а также реконструировали заброшенный клуб, преобразовав его в школу совмещенную с клубом.
А в 2008 году глава района пригласил меня на должность начальника управления культуры района. И я опять по началу сомневался. Как же так - руководить своими недавними учителями-наставниками? Да и в родном селе уже обжился. Но меня все же и на этот раз уговорили.
О проблемах в управлении культурой на местах
- Придя на эту должность, я понял, что единой структуры в управлении культурой нет. В каждом районе все по-разному. И этот федеральный закон 131 о местном самоуправлении многие не понимали. Согласно ему муниципальная власть разделена на вопросы местного и районного значения. И вся культура вместе с деньгами находится на местном уровне, а на районе почти ничего нет.
И это из-за того, что отсутствует методика в распределении бюджетных средств в области культуры. И это самая главная наша беда. Нет методики и нет нормативов. Сколько стоит культура? Мы примерно знаем, сколько стоит школьник, студент, а в культуре такого нет.
Все культурно-досуговые учреждения отдали на баланс сельского поселения, а музеи и библиотеки остались в ведении района. И мое нововедение заключалось в том, что на уровне поселений клубы, библиотека и музеи объединили в одно юрлицо. И они до сих пор работают по такой схеме. И по финансированию так все намного проще.
В других районах получается так, что библиотека финансируется из одного источника, а работник библиотеки из другого и т. д. Но самый идеальный вариант - это одно учреждение должно подчиняться одному бюджету. И мне кажется, что эта модель работает.
Вообще должно быть так - на районном уровне должна быть центральная библиотека, музей и информационно-методический центр, работающий с клубами, и районный дом культуры. А на уровне поселений оставит одно юрлицо. И по России такие примеры есть - в Хабаровске и Белгороде, например.
Возвращение в родной колледж
- В 2014 году на меня вышла предыдущий директор нашего колледжа Аграфена Дмитриевна Макарова и предложила должность директора. Я, честно говоря, рассмеялся. У меня нет соответствующего педагогического опыта и опять же работа в управлении культуры идет нормально. Но потом меня пригласил к себе на разговор Андрей Борисов и я сам даже не заметил, как согласился (смеется). В общем, история повторяется - я уже в третий раз попал в ситуацию, когда все нужно начинать с начала. А тут меня еще и все знают со студенческой скамьи. И я, бывший студент, стал директором. Но у нас здесь что хорошо, сложились почти семейные отношения. С момента окончания не терял связь с колледжем и это помогло мне в начале работы.
Колледж. Несколько слов об истории
- День рождением колледжа считается 19 января 1937 года, когда восьмимесячная партшкола была реорганизована в двухгодичную школу работников культпросвета. В годы войны школа не работала, а в 1945 году снова открыла свои двери. Эта самая старейшая кузница кадров для культуры и имеет большое значение в развитии профессионального искусства. Многое начиналось именно здесь. Стоит только вспомнить некоторых директоров - Федота Никифоровича Васильева (первый директор), Гаврила Григорьевича Софронова, Степанова Ивана Дмитриевича и мою предшественницу Аграфену Дмитриевну Макарову - все они внесли огромный вклад в становление нашего колледжа. Можно вспомнить хотя бы некоторых выпускников - Алексей и Матрена Павловы, возглавляющие ТЮЗ, или вспомнить Аяала Аммосова,Иннокентия Луковцева или знаменитого режиссера Сергея Потапова - сейчас это все костяк Саха театра. Но не хочу кого-нибудь обидеть - наших известных выпускников по настоящему очень много.
У истоков возрождения национальной культуры
- У нас есть такое отделение - этнохудожественное творчество. В прошлом году ему исполнилось 25 лет. И вот именно эта кафедра внесла значительный вклад в возрождение национальных традиций.
Обряд встречи Солнца, как вообще провести Ыссыах - это разрабатывалось нашими специалистами и, в частности, Афанасием Федоровым. Все начиналось со студенческих экспериментов в Мегино-Кангаласском районе - оттуда и выросли современные традиции празднования.
Наша миссия
- Главная миссия нашего колледжа - это подготовка специалистов именно для сельской местности. И мы с гордостью несем эту миссию. Многие из наших преподавателей сами являются выпускниками данного образовательного учреждения и поэтому традиции сохраняются. Качество выпускаемых специалистов ценится очень высоко. Помимо этого, у нас идет практико- ориентированное обучение и к тому же мы стараемся подготовить многопрофильного специалиста - чтобы наш выпускник был всесторонне подготовлен. Многим работодателям нужны именно такие кадры, поскольку на селе не так много штатных единиц, а делать зачастую приходится много.
Культурный обмен
- Вообще культура развивается в сравнении. Чтобы почувствовать уникальность своей культуры, нужно почувствовать другую. И с тех пор, как я стал директором, мы ежегодно выезжаем за рубеж. Были в Швейцарии, Корее, Турции,а в этом году в Испании. И вот наши студенты имеют возможность погрузиться в другую культуру. Они выступают, обмениваются со сверстниками и все это дает им возможность понять свою культуру и почерпнуть что-нибудь из другой. У них формируется вкус, что тоже немаловажно. Также мы стараемся вывозить первокурсников в образовательные туры в Москву и Санкт Петербург. И там ребята ходят в театры, музеи - накапливают, одним словом, культурный багаж.
Учебный процесс
- Ежегодно мы набираем студентов в предметно-цикловые комиссии (ранее кафедры) по специальности "хореографическое творчество" и режиссеров театрализованных представлений - они очень востребованы. Это порядка 50-60 человек, а заявок около 300. Заочное отделение - порядка 40 человек. Всего на сегодняшний день обучается 280 студентов на очном отделении. Еще мы открыли новую специальность - это "аудиовизуальное творчество". Это техники, звукооператоры, машинисты сцены. Пока это в качестве эксперимента, но кажется, что у нас получается. В общем, со спросом на наше образование у нас проблем нет. Наших выпускников даже не хватает.
По статистике - примерно 50% выпускников продолжает обучение в ВУЗах, а 30% продолжают заочное образование. С некоторыми ВУЗами у нас есть договора - это АГИКиИ, Восточно-сибирская академия культуры, Орловский и Санкт-Петербургский институт культуры - то есть выпускники имеют возможность продолжить обучение там.
А идеальная модель нашего выпускника - поступить на работу и продолжить обучение заочно. И вообще, могу сказать, что качество подготавливаемых нами кадров ценится не только в Якутии, но и за ее пределами.
Не без проблем
- Целый год мы ведем кампанию по выявлению талантливой молодежи в улусах. И вот приезжают, поступают, а жить негде. У нас в общежитии всего 70 мест. И, к сожалению, некоторые бросают обучение. Не все могут позволить съемное жилье. Сейчас зритель меняется. Появляются более высокие требования и запросы к культуре. Люди имеют возможность сравнивать то, что им предлагают. И поэтому мы должны идти в ногу со временем. Конечно, мы не всегда успеваем - нам просто не хватает современной аппаратуры.
Например у нас нет LED-экрана, музыкальное оборудование нам еще в свое время подарил Первый президент Михаил Ефимович Николаев, но за двадцать лет оно уже порядком поизносилось.
И в этом смысле мы немного отстаем в техническом оснащении. Или вот взять наше новое здание. Мы переехали сюда только в 2014 году, но нам его не хватает. Оно рассчитано на 170 человек, а у нас почти в два раза больше! Многие помещения мы своими силами переоборудовали под свои нужды. Стараемся, тем не менее, работать. Да и 44-й закон разделил коллектив на основной и вспомогательный персонал. Некоторые штатные единицы убрали. А вообще идут разговоры о неких изменениях в статусе заведения. Быть может, в будущем мы станем частью чего-то более крупного. На мой взгляд, это пойдет только во вред. Колледж нужно сохранить в таком виде, в котором он есть.
В преддверии юбилея
- К юбилею мы готовимся уже третий год. В этом нам помогает Министерство культуры, но главная основа - это собственные силы. И вот 19 января мы организуем мероприятие "Колледж собирает друзей", где хотим видеть наших социальных партнеров, работодателей и выпускников. В этот день мы организуем мастер-классы и открытые уроки. Будем принимать поздравления - тем более, что это день Крещения. А в марте мы делаем большой отчетный концерт в Государственном театре оперы и балета, где покажем, все, что умеем. Также скоро выйдет вторая часть нашей книги об истории колледжа.
И еще немного о культуре. Творческий союз работников культуры
- В 2014 году мы создали Якутское региональное отделение Творческого союза работников культуры и искусств России, председателем которого я являюсь. У нас в союзе существует несколько секций по различным направлениями. Причем в союз могут вступать как организации, так и представители культуры. Главной нашей задачей является защита интересов творческих работников. Условием вступление в союз является занятие творческой деятельностью на протяжении пяти лет, а также организация двух значимых мероприятий на республиканском уровне. Желающих вступить очень много и каждый квартал наше правление решает судьбу кандидатов. Еще если говорить о деятельности союза, то мы провели форум, посвященный защите прав интеллектуальной собственности, пригласив специалиста из Хабаровска. Эта проблема очень актуальна и мы постарались на нашем форуме объяснить многие связанные с ней нюансы. И еще хочу сказать, что очень скоро - 26 декабря, состоится первый бал нашего союза, где мы впервые будем вручать нашу премию “Признание” по разным номинациям. А еще будет специальная премия - “Народное признание”, которая будет вручена выдающимся деятелям культуры Якутии.
Будни колледжа.
Комментарии
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.