Олег Сендецкий: "У меня 320-350 концертов в год!"
YAKUTIA.INFO. Известный российский виолончелист Олег Сендецкий выступит 21 февраля на концерте "Содружество талантов" Филармонии Якутии. Один из старейших музыкантов оркестра Мариинки, концертмейстер группы виолончелей Олег Сендецкий рассказывает в своем интервью о программе концерта, о том бешенном ритме, в котором живет их прославленный театр, а также делится своими наблюдениями об уровне подготовки молодых музыкантов.
- У вас, насколько я понимаю, визит несколько незапланированный.
- Должен был приехать виолончелист Давид Герингас, которого я настоятельно рекомендовал пригласить сюда в Якутию - это такая величина, и музыкальная и педагогическая. Было бы хорошо, чтобы он пообщался с местными музыкантами, поделился с ними своими знаниями. Он ученик Ростроповича, в общем, очень хороший музыкант. Но сейчас он приехать не смог, но должен будет приехать осенью. А у меня как раз сейчас образовалось свободное время, и вот я здесь.
- Что будете исполнять?
- Для концерта мы отобрали произведение Прокофьева "Концертино" - очень захотелось его сыграть. К тому же его крайне редко исполняют. Во-первых, это последнее произведение Прокофьева, которое он, к тому же, не успел дописать. Только вторая часть написана им с начала и до конца. Его заканчивали Ростропович с Кабалевским по наброскам композитора. И в этом произведении, несмотря на то, что оно короткое, чувствуется определенная легкость, как говорят - все гениально и просто. Может, к концу жизни он пришел именно к этому.
- Помимо концерта каждый раз, когда вы приезжайте, дайте свои мастер-классы.
- Да. Вчера я занимался со струнным квартетом - очень хорошо играют ребята. Потом поеду еще и ВШМ, поработаю с молодежью. Знаниями наужно делиться. Вообще могу сказать, что здесь хорошие музыканты, очень приличный уровень. Но не хватает оркестру некой свежести, чтобы у людей появлялся интерес. В том смысле, что сюда должны приезжать значимые фигуры. Это очень важно для оркестра. Всегда должно быть какое-то вливание со стороны. И если приедет тот же Давид Герингас, то оркестр и заиграет по другому. Они поймут, что могут играть по другому. И это не будет другой уровень, а будет затронута другая грань - обязательно нужно, чтобы приезжали дирижеры, солисты.
- Говорят, что зачастую в репертуаре филармоний присутствуют одни и те же имена композиторов и произведений. Делается это для того, чтобы залы заполнялись. Так ли это, на ваш взгляд?
- Это справедливо отчасти. Нельзя говорить о всей Москве и Санкт-Петербурге. Но, конечно, Рахманинов, Чайковский, Мусоргский, Шостакович - их все знают и на них пойдут. Но все зависит, конечно, от дирижера. И если взять Петербургскую филармонию, то у них репертуар не такой богатый, как у Мариинки. У них всего две-три программы в неделю и залы, к сожалению, остаются полупустыми. И поэтому им нужно брать такие произведения, которые привлекут публику или хотя бы иметь в программе одно известное произведение. У нас в театре три зала и программы очень разные. И все эти залы всегда заполнены, несмотря на программы.
Если взять меня, то это около 320-350 концертов в год. Иногда играем по два концерта в день. Цифра кажется дикой, но живем в таком ритме. Почти без выходных.
И за год мы переигрываем огромное количество репертуара. Валерий Гергиев подходит к программам неординарно - играем много и разнообразия хватает. Но это Гергиев. И на его программы пойдут в любом случае. А когда дирижеры не очень уверены в себе и в оркестре, то играют Пятую симфонию Чайковского в надежде, что придут люди. А когда есть уверенность в оркестре, то играть можно все, что угодно и зал заполнится.
- У нас, к сожалению, залы тоже далеко не всегда заполняются, несмотря на то. что слушатель не избалован приездом величин.
- Нужно заинтересовывать людей. И это непростая работа. Взять, к примеру, открывшуюся недавно Приморскую сцену Мариинки. Пока не понятно, как будет там развиваться. Сейчас людей приходит мало. Наши из Питера туда ездят, делают вливания, подтягивают оркестр. Наш коллектив Гергиев собирал по крупинкам. Я там с 1999 года и теперь я там чуть ли не самый старший. Оркестр последнее время обновился. Пришло очень много молодежи - только они могут выносить такой бешенный ритм, в котором мы работаем. Один Пасхальный фестиваль чего стоит. Играем иногда по две программы в день и, бывает, и в разных городах. А Гергиеву не интересно играть одно и то же. Бывают, конечно и сбои, не без этого. Но зато есть ощущение такого драйва и это держит нас на плаву. Но, повторяю, выдержать такой ритм могут далеко не все.
- Вы упомянули о смене поколений в Мариинке. Насколько, на ваш взгляд, изменился уровень подготовки по сравнению с тем временем, когда Вы учились?
- Конечно всегда говорят - в наше время было лучше. Но, тем не менее, и это мое мнение, - раньше уровень был выше. Сейчас зачастую музыканты заканчивают консерваторию с таким уровнем, с которым раньше в консерваторию не принимали. Да и то, что касается нас, педагогов, то и тут ситуация изменилась. Раньше бывало, что ученики даже жили у своих профессоров - всегда были "под боком". А сейчас этого нет. В нашей жизни другой ритм. Ни у кого нет времени. Похоже на какой-то конвейер. Приходят-уходят. Да и многие студенты вынуждены работать уже с первых курсов. И это понятно - на такую стипендию не проживешь. В наше время она была 40 рублей и этого худо-бедно хватало. И вот они думают не о том, как лучше сыграть и развивать свое мастерство, а как и где заработать. И преподаватели тоже должны постоянно думать о заработке. Бегать туда-сюда. А это все сказывается на качестве преподавания.
Да и учебных заведений стало очень много, а их уровень очень низкий. В Берлине есть школа, где конкурс 60 человек на место! И туда едут со всего мира. А у нас все разрастается и непонятно зачем. Даже в Московской консерватории уже четыре скрипичные кафедры, а раньше была одна. А зачем они нужны?
В некоторые учебные заведение есть даже недобор и берут всех подряд, чтобы только укомплектовать. Потом такие музыканты становятся не очень профпригодными и как раз поэтому и играют Пятую симфонию Чайковского -больше ничего не могут. Но талантливых музыкантов, тем не менее, много. Другое дело, что не все могут развить свои способности из-за тех проблем, о которых я говорил.
И к тому же оркестрам, конечно, нужны спонсоры, которые могли бы дать музыкантам возможность спокойно заниматься в оркестре. В той же Америке почти все оркестры живут за спонсорские деньги. И там, в программках, указывают имена тех, кто дает эти деньги. И вот если это будет развиваться, то придаст хорошую динамику и коллективу. У нас все на госдотациях, но их не хватает.Но, несмотря ни на что, я смотрю в будущее с оптимизмом.
Концерт "Содружество талантов" состоится 21 февраля в ДШИ. В сопровождении симфонического оркестра "Symphonica ARTica" под руководством Натальи Базалевой выступят: заслуженный артист РФ, артист большого симфонического оркестра Мариинского театра Олег Сендецкий, виолончель (Санкт-Петербург), заслуженная артистка РФ и РС(Я) Марина Силина, сопрано (Якутск) и заслуженный артист РС(Я) Дмитрий Швецов, балалайка (Алдан).
Комментарии
Шото завирает товарищ 350 концертов нереально. Переезд тоже время занимает.
На самом деле так и есть. 320-50 концертов... мариинка только за первые 10 дней января 2х концертов дают, т.к оркестр в новогодние дни пашут, а люди ходят в театр семьями отдыхать...
Не завирает, утром переезд, днем концерт, вечером концерт, вот вам 2 штуки в день, и без выходных. Мариинка на пасхальном фестивале на поезде по всей стране колесит, там и по 3 концерта в день может быть. Как это люди выдерживают, отдельный вопрос.
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.