Южная Якутия: угля много, а суп сварить некому
YAKUTIA.INFO. Парламент Якутии готовит к принятию законопроект о Социально-экономической ответственности компаний-недропользователей на территории республики. Очень важный документ, во многом определяющий, как будет развиваться жизнь на местах. Будет ли «достояние республики» в виде природных недр действительно служить народу или просто пополнять бюджеты самих компаний-недропользователей — во многом могло бы зависеть от этого законопроекта.
ЛЕГКО НА БУМАГЕ – ТЯЖЕЛО НА ПРАКТИКЕ
Но, как говорится, одно дело — сидеть в кабинетах и решать, что же обязаны будут делать компании-недропользователи на местах, для развития того же малого бизнеса. И совсем другое — суметь выступить грамотным регулятором отношений промышленников и местного населения. Чтобы те и другие были довольны и помогали друг другу.
Но одними декларациями этого не добьешься — для этого надо хотя бы узнать ситуацию на местах. В рамках проекта «Якутия.Инфо-районы» мы побывали в Нерюнгринском районе, где попытались выяснить — как происходит взаимодействие между крупными промышленными компаниями и местными предпринимателями. И чего не хватает тем и другим.
Нерюнгринский район называют южными воротами Якутии. Когда-то с Южной Якутией связывали большее будущее. Между тем в последние годы сюда стали заходить другие крупные промышленные игроки. Помимо угольного гиганта «Мечел» сюда пришли такие компании, как «Колмар», «Газпром», «Транснефть». С «Колмаром» ситуация интересна вдвойне в связи с тем, что именно под эту компанию в республике будет создана целая Территория опережающего социально-экономического развития. А это означает особый налоговый режим в ТОСЭР «Южная Якутия» на протяжении пяти лет — нулевая ставка по налогу на имущество и на прибыль.
Официально расчет сделан на то, что все дивиденды будут впереди. «Запас углей на наших месторождениях составляет миллиард тонн. То есть даже если через два года «Колмар» выйдет на добычу в 20 миллионов, то нетрудно представить, что запасов хватит на 50 лет», - пояснил «Якутия.Инфо» директор по производству компании «Колмар» в Якутске Артем Лёвин.
Огромный плюс от статуса ТОСЭР в том, что он позволяет предприятию не только получить какую-то выгоду от льгот, но и наиболее быстро развиваться — начиная от решения по проектным работам и кончая стройкой. «Без статуса ТОСЭР мы проходили бы экспертизу по Денисовской фабрике почти полтора года, тогда как по в рамках ТОСЭР это займет всего около двух месяцев», - говорит Лёвин.
Изначально ТОСЭРы задумывались как тягловая сила для всей экономики района, в первую очередь — для малого и среднего бизнеса. Что же от этого получают местные предприятия – малые и средние?
Главный момент — на ГОКах компании задействовано много местного малого и среднего бизнеса. На одном только ГОКе «Денисовский» около 20 местных фирм, участвующих в строительстве фабрик, шахт и текущем обслуживании. Есть еще ГОК «Инаглинский» — там тоже работает порядка 10 предприятий малого бизнеса. На субподрядах работают небольшие строительные компании — поставляют щебень, бетон. Есть местные филиалы сервисных центров, обслуживающие оборудование — такие как Caterpillar, Sandvik, Joy.
«Мы в свое время планировали пригласить с Кузбасса сильные строительные компании, которые непосредственно завязаны на строительстве объектов по переработке угля. И когда все посчитали — перебазировку с Кузбасса, командировочные — там такая кругленькая сумма вышла, что мы приняли решение создать свое строительно-монтажное управление и взять на субподряд местные компании», - рассказывает Лёвин.
В июне прошлого года «Колмар» сдал в эксплуатацию Инаглинскую обогатительную фабрику. На фабрике буквально все — освещение, электрика и прочие инженерные коммуникации за исключением автоматики — сделано совместно с местными подрядчиками. «Конечно, многие специалисты уехали, но костяк инженерно-технических работников пока остался. Они показывают, что умеют строить и качественно выполнять возложенные на них объемы», - отзывается о профессиональном уровне местных компаний Артем Анатольевич.
СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ – СТОЛОВАЯ НА ГОКЕ
Но дело не ограничивается подрядами для строительства объектов. На обогатительных фабриках «Колмара» в перспективе будут трудиться до 800 человек. Все этих людей нужно обслуживать, в первую очередь – кормить.
В практике разных компаний этот процесс организуется по-разному. Кто-то создает свою подрядную организацию, а кто-то прибегает к помощи внешнего аутсорсинга – есть специальные российские и международные компании, специализирующиеся на предоставлении таких услуг.
«Колмар» поступил иначе, заключив договор с местным средним бизнесом.
На «Денисовском» ГОКе мы заключили договор с компанией «Айгуль». Вместе с ней организовали столовую — здание построили мы, оборудование приобретала Флида Габбасова (генеральный директор ООО «Айгуль» — «ЯИ»). Благодаря этому сотрудничеству нам удалось запустить столовую, которая на сегодня в Нерюнгринском районе, на мой взгляд, одна из лучших — и по комфорту, и по оснащенности. Это первый наш проект, сделанный в сотрудничестве с местным средним бизнесом», - рассказывает Артем Анатольевич.
«Мы выступили с предложением объединить усилия по предоставлению услуг питания. Наша компания выступила соинвестором проекта. Лично для меня данный проект дает большой опыт. Дальнейшие планы «Колмара» - создать территорию опережающего развития. А для нашего района территории опережающего развития — это подход, который будет привлекать инвесторов. Мы также претендуем стать резидентами ТОРа», - говорит генеральный директор ООО «Айгуль» Флида Габбасова.
Мы пообедали в новом комбинате питания для шахтеров. Обед приятно удивил качеством, разнообразием блюд и доступной ценой. К слову, здесь практикуется и выездное питание для работников, которые не могут посетить саму столовую в силу удаленности. Завтраки, обеды и ужины для них доставляются в специальных технологичных контейнерах.
БАЛОМ ДОЛЖЕН ПРАВИТЬ РЫНОК?
В общем, с питанием и подрядами в «Колмар» разобрались – здесь малый и средний бизнес вроде как задействован. Тут важнее разобраться в одним принципиальным нюансом – будут ли крупные компании брать на подряд местные компании в обязательном порядке? Это звучит несколько нерыночно, но, но сути, именно этот момент является принципиальным.
«На мой взгляд, то, что сегодня частные компании сами набирают людей, сами принимают решения, кого им брать — это правильно. Поймите, если есть в Москве крупные компании, у них есть годами проверенные подрядчики, годами проверенные специалисты, с которыми они многие проекты реализовали. Поэтому подрядчиков рассматривают под микроскопом. А вообще местные компании за счет своего профессионализма, мобильности и нахождения на месте довольно активно с нами взаимодействуют. Мы больше ориентированы на местных — мы поняли, что так намного эффективнее и проще. Всегда на месте находится директор компании, и если что-то не то, его всегда можно вызвать и решить вопросы. Легче проводить совещания. А когда люди сидят в Новосибирске или Кузбассе, это намного тяжелее», - говорит Артем Лёвин.
С ним фактически согласен и глава Нерюнгринского района Виктор Станиловский, о чем он уже говорил нам в своем интервью. «Сегодня балом правит рынок. Поэтому, когда мы начинаем кого-то обязывать, кого-то к чему-то пристегивать, то это приводит к некоторым перекосам. Рынок должен сам себя регулировать. Если услуга выполнена качественно, если она конкурентоспособна, то будет востребована всегда. Создать условие — это, наверное, главнее, чем кого-то к чему-то к чему-то обязывать. Мы должны сделать так, чтобы предприниматели Дальнего Востока были конкурентоспособны на рынке», - заявил Станиловский.
Однако у вышеупомянутой Флиды Габбасовой другое мнение.
«Если речь идет о крупных мегапроектах, которые мы ждём давно, то для такой малочисленной республики, как наша, развитие бизнеса — дело не из легких по сравнению со средней полосой России. Конечно, хотелось бы, с приходом сюда крупных сырьевых инвестиционных компаний с ними оговаривались бы условия аутсорсинга. Например, есть консалтинговые компании, которые могут оказывать бухгалтерские услуги. Также логистические и строительные компании, которые зарегистрированы в республике и оказывают качественные профессиональные услуги.
Я согласна, что рынок правит экономикой, но ведь наш республиканский рынок богат спектром услуг. На конкурсной основе инвестору будет среди кого выбирать подрядчика и аутсайдера», - говорит Флида Миргазимовна.
«Мы по природе своей не можем быть конкурентоспособными. В силу сложной логистики, суровых климатических условий, дефицита качественных дорог и другой транспортной инфраструктуры в любом случае наши услуги здесь будут дороже. Причиной этому же служат установленные законом для работников северные надбавки и коэффициент, оплата проезда в отпуск и прочее. Никто не говорит, что потенциальных инвесторов нужно вынуждать — это переговорный процесс. Угольные компании «Мечел» и «Колмар» - положительный пример: в формате аутсорсинга местные субъекты МСП работают на обоюдных выгодных условиях, но это вполне реально и нормально — считаться с мнением с предпринимателей, тем более, сейчас принимаются серьёзные решения и действия со стороны правительства по поддержки малого бизнеса»,- считает Габбасова.
Недавно я вместе с командой Якутского отделения «Деловой России» встречалась с министром инвестиционного развития и предпринимательства Якутии Антоном Сафроновым. Он поделился своим опытом во время работы в Гвинее. Рассказал, что компания, где он работал, на тот момент была крупным инвестором. Одним из главных условий начала ее работы в стране стало заключение договоров на подряды с местными компаниями – первый год 10 %, второй год 20% и далее до 30-40% процентов. Однозначно, мне как предпринимателю такой подход на уровне власти стал бы серьезной поддержкой», - говорит Флида Миргазимовна.
Впрочем, есть мнение, что добиваться контрактов с крупными компаниями путем «обязаловки» - это не рыночный путь, противоречащий самому духу бизнеса. Почему бы не создавать условия, чтобы сам местный бизнес был сильным и конкурентоспособным? Чтобы крупный промышленный игрок не мог ему отказать, как говорил тот же глава Нерюнгринского района Виктор Станиловский?
Другой предприниматель Нерюнгри Галина Кошукова считает иначе: «Я считаю, что раз мы пришли к рынку, то надо расти в условиях рынка. Я бы сама была против, если бы мне навязывали какого-то местного предпринимателя. Во главу угла нужно ставить профессионализм, а не принадлежность к местной территории».
МАЛОМУ БИЗНЕСУ НУЖНЫ ЛЬГОТЫ
Вместе с тем Кошукова считает, что проблема в другом. А именно – в отсутствии условий для местного малого бизнеса, чтобы он был конкурентоспособным. Галина Николаевна обозначила две основные проблемы, которые, на ее взгляд, тормозят развитие местного бизнеса.
«Во-первых, моему предприятию не хватает профессиональных строителей – как инженерных работников, так и рабочих специальностей. Мы в прошлом году выиграли конкурс в «Алданзолото-ГРК». Да, предприятие выиграло тендер, а специалистов-профессионалов для выполнения определенного объема работ не хватает. Нет монтажников, нет сварщиков по металлу, нет высококвалифицированных отделочников. Это говорит о том, что у нас идет перекос в профессиональном образовании. Наш технологический колледж заточен на горную промышленность. Но если 70 процентов в Нерюнгринском районе занимает горная промышленность, это не означает, что все ограничивается только ею. Горная промышленность сопровождается другими видами деятельности. Это строительство, содержание зданий и сооружений, ремонт и реконструкция зданий и оборудования, - говорит она. – Или другой момент – в Нерюнгри зашли предприятия «Газпрома», которые монтируют газопровод. При монтаже труб нужны специалисты высочайшей квалификации, которых у нас здесь не готовят. И когда мы начинаем обижаться, что «Газпром» не берет на работу наших специалистов — как он их возьмет на работу, когда для того чтобы сварить трубопровод, нужны специалисты, умеющие работать ювелирно?»
Чтобы выпускать нормальных специалистов, в учебных заведениях нужна современная материально-техническая база. Нужны преподаватели, которые могли бы преподавать по новым технологиям. Вышеуказанных специалистов обучают в Южно-Якутском колледже – учебном заведении почти с 40-летней историей. Но, по словам Кошуковой, в техническом, материальном и учебном плане материально-техническая база осталась на уровне прошлого века.
Вспомним, что говорил глава Нерюнгринского района в нашем предыдущем интервью: «Человека, который трудится на основном производстве — например, шахтера — нужно кормить, возить, учить его детей, обеспечивать его одеждой, плюс предоставлять ему разные услуги — прачечные, химчистки и т. д.».
«Беда в том, что нам как раз не хватает строителей, мастеров ЖКХ, сантехников, поваров, официантов. Если в Якутске колледж готовит поваров, официантов и барменов, то у нас есть центр, который готовит специалистов с корочкой, но не со знаниями. Учебных заведений хватает, просто нужно с властями проработать, посмотреть, сделать упор на другие профессии, а не только напрямую завязанные непосредственно на горной промышленности», - говорит Кошукова.
И второй, пожалуй, самый важный момент – нерюнгринские предприниматели, как, впрочем, и все якутские, находятся в заведомо неравном положении по сравнению с другими регионами. Причина в том, что у них гораздо большие затраты, чем в бизнесе из соседних регионов – это дли длительные отпуска, проезд, северные надбавки и другие отчисления.
«Разница в отчислениях в ФОТ (фонд оплаты труда – «ЯИ») у нас и у предпринимателей, например, из Амурской области, существенная. Ведь если мы хотим поддержать малый бизнес, то может, вместо того, чтобы создавать бизнес-инкубаторы и раздавать гранты, лучше предоставлять нам какие-то льготы по затратам на содержание работников. Например, компенсировать затраты по дополнительным северным отпускам. Тогда что предприятие в Амурской области, что у нас в Нерюнгри — оба будут работать в одинаковых условиях», - считает Галина Николаевна.
***
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что промышленные компании (хотя бы одна из них) имеет экономическое взаимодействие с местными жителями, а именно – с местным бизнесом. В этом плане в Нерюнгринском районе дела обстоят лучше, чем, к примеру, в Алданском районе, о котором мы писали ранее.
Тем не менее, проблем в районе много. В том числе связанных с положением самого местного бизнеса, особенно мелких предпринимателей. Можно сколько угодно писать и издавать указы о социально-экономической ответственности компаний-недропользователей на местах, обязывая их взаимодействовать с местным бизнесом – ни один из них не будет реализован на практике, пока сам нерюнгринский предприниматель не будет твердо стоять на ногах. И надеяться, что пришлая компания усилит его своим приходом – как минимум наивно.
Комментарии
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.