Жизнь 18:00 / 23.8.2017 3577

Семейный лагерь «Ласточка»: Ребёнок с инвалидностью может быть счастливым и успешным

Семейный лагерь «Ласточка»: Ребёнок с инвалидностью может быть счастливым и успешным
Текст: ЯкутияИнфо

YAKUTIA.INFO. Семейная интегрированная школа «Ласточка» проходит в нашей республике с 2012 года и является одним из первых проектов благотворительного фонда «Харысхал». В городе Якутске и в ряде улусов проект проводится ежегодно в формате летнего лагеря, в котором дети с инвалидностью и особенностями развития проходят социально-психологическую реабилитацию вместе с родителями и членами семьи. О том, как полезно детям и родителям проживать яркие моменты вместе, почему родителям важно быть активными и о многом другом, рассказывает автор проекта, психолог Татьяна Сабарайкина.

- Почему был выбран именно такой формат – семейный лагерь?

- Когда ребёнку в семье ставят тот или иной диагноз, страдают все члены семьи, а специалисты, как правило, работают только с конкретным ребёнком. Мама, папа, братья, сёстры остаются как бы в стороне. Мы же уверены в том, что не менее важно уделять внимание родителям и семье, потому что родители в этом случае испытывают огромный стресс, многие длительное время не могут выйти из состояния тяжёлой депрессии. Наша задача – показать членам семьи, что ребёнок с любым диагнозом может быть счастливым, может развиваться, приносить радость своим родителям и всем окружающим. Ещё одна причина заключается в том, что родители в основном смотрят на медицинскую сторону диагноза и реабилитации ребёнка. Это закономерно – если лечить ребёнка, применяя какие-либо медицинские методики, то ребёнок быстрее выровняется, но что необходимо сделать для того, чтобы ребёнок мог жить при данном диагнозе полноценной жизнью, взаимодействовать с окружающим миром и быть успешным в социальной жизни – часто упускается из виду.

- Расскажите об опыте проведения лагеря «Ласточка», что уже было сделано?

- Лагерь «Ласточка» мы провели уже более 20 раз. Начали с города Якутска, а затем наш опыт стали перенимать улусы республики. В начале мы выезжали в районы и проводили лагерь на местах. С прошлого года мы стали проводить в улусах обучающие семинары по методике проведения такого формата работы. Желающих обучиться проведению проекта оказалось много, так как люди видят результат. Он заключается главным образом в том, что родители становятся активнее, и, соответственно, дети тоже. Они начинают активно участвовать в школьных мероприятиях, конкурсах, получают награды, они не закрываются, становятся более коммуникабельными, и окружающая их среда становится более доступной. Именно эти цели мы преследуем. В этом году «Ласточка» проводилась в пяти улусах – Амгинском, Таттинском, Вилюйском, Мегино-Кангаласском, Намском и в Якутске. В общей сложности за лето мы охватили 64 семьи, из которых 79 детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Мы надеемся, что проект будет процветать и в других улусах, потому что, куда бы мы ни приезжали, кому бы мы ни рассказывали о проекте, нет людей, которые бы не заинтересовались. Проект стал социальной франшизой фонда «Харысхал». Автором этого проекта являюсь я и детский психолог Ксения Тарская. С ней вместе мы разрабатывали и в последующие годы дополняли, прорабатывали программу. Мы изучили российский опыт в этом направлении, однако, идентичного формата, при котором особенные дети посещали бы недельную программу лагеря вместе с родителями, мы не нашли. По этой причине можно утверждать, что «Ласточка» - достаточно уникальный проект.

Лагерь проводится раз в год, так как финансирование - проживание, питание, заработная плата работников, ложится на муниципалитет. По поводу оплаты труда очень много спорных моментов. Многие работники в районах работают в проекте на безвозмездной основе, в качестве волонтёров. Найти питание для большого количества людей тоже не простое дело, всё упирается в финансы. Большинство улусов сами находят финансирование. Кто-то находит спонсоров, участвует в грантах, кто-то закладывает бюджетные средства. Стабильного финансирования этого проекта нет, организаторы, специалисты, ведущие - все сами изыскивают средства. В этом есть некая уникальность - есть среди нас люди, которые этим «болеют», они берутся за это дело на альтруистических началах. Например, в Тааттинском районе это Психологический центр «Тускул», все работники этого центра летом заняты в лагере. Работники Вилюйского центра соцзащиты тоже проводят лагерь. В городе Якутске в этом году в организацию включилась общественная организация родителей «Особый ребёнок». В Амгинском улусе – общественная организация «Солнышко». С каждым годом статистика проведения лагерей растёт. Если в первый год провели только один лагерь, то во второй, третий год уже по три-четыре раза, а в этом году мы провели лагерь параллельно в шести районах, чему мы очень рады. Улусы готовы проводить несколько сезонов лагеря, но всё опять же упирается в финансирование.

- Расскажите о программе лагеря?

- Мы стараемся устраивать насыщенную программу. День начинается в 8 часов с утренней зарядки, а заканчивается программа в 10 часов вечера. Мы проводим для всех одинаковые условия, несмотря на диагноз. То есть все должны встать, сделать зарядку, посещать занятия. Почему мы это делаем? С ребёнком отдельно занимается множество специалистов, родитель всегда при этом находится в стороне как наблюдатель, а мы наоборот ломаем эти стереотипы и говорим – родители и ребёнок должны делать всё вместе, потому что ребёнок видит, как занимается мама, и учится у неё всему, начиная с утренней зарядки. Первые дни семьям тяжело перестаиваться на новый интенсивный график. Иногда приходилось даже применять директивные методы, чтобы поддерживать дисциплину. Дело в том, что мы просто не знаем, что можем выдержать любой темп, а сидя дома, мы упускаем множество возможностей. В течение дня у нас несколько занятий – по ручному творчеству, много интерактивных игровых моментов, обучающих игр и обязательно занятия психолога с детьми и родителями. Последнее – важнейший компонент программы. Что такое социализация и что требуется от семьи? Почему важно учиться отпускать обиды, тяжёлые чувства? Насколько взаимосвязано состояние ребёнка от состояния родителей? С детьми работают волонтёры и психологи, их обычно бывает несколько человек. Предусмотрены как групповые, так и индивидуальные занятия. На них дети учатся воспринимать определённые задания в форме игры, понимать и правильно выполнять их. Группы разновозрастные и вне зависимости от возраста дети должны учиться взаимодействовать. В самом начале мы говорим детям – вы полюбите слово «занятия», а они в ответ – «Нееет! Нам не понравится, мы же в школе тоже занятия проходим». Но, как правило, к концу, родители отмечают, что ребята ждут начала занятий с нетерпением. Кто-то находит своё любимое дело, хобби и начинает заниматься им дома. Раз в два дня в лагере предусмотрен выезд на экскурсию, в кино, в магазин за покупками. Детям дают деньги и они покупают на них что-то – это немаловажный элемент социализации. Походы на природу, за грибами, рыбалка – для многих всё это в новинку.

Также мы ставим задачу немного отделить ребёнка и родителей, дать чаду самостоятельность, а родителям в этом случае важно начать доверять своему ребёнку. Для этого проводятся раздельные занятия с детьми и с родителями. Первый день для родителей самый сложный - очень много страхов. Каждый превращается в большое ухо и прислушивается, что же происходит за стенкой, в классе где занимаются дети? В последующие дни, благодаря этим занятиям, родители успокаиваются и понимают, что, оказываются, их ребёнок может быть самостоятельным. При этом они слышат отзывы специалистов, которые занимаются с детьми, слышат как их ребёнок вёл себя, как хорошо ему было, что он выполнил, как он реагировал. Когда они это слышат, они получают удовлетворение и уверенность в том, что ребёнок может находиться без постоянного присмотра, что не нужно его вечно контролировать и защищать от кого-то.

У нас также есть отдельное направление сказкотерапия – атмосфера воспитывает, реабилитирует ребёнка, быстрее социализирует всех членов семьи, потому что сказка нужна и маленьким и взрослым. Благодаря спонсорской помощи окружной администрации города Якутск мы ездили с проектом «Ласточка» в Великий Устюг. Впервые инклюзивный лагерь проходил в резиденции главного волшебника России – Деда Мороза, и это возымело большой эффект. Сейчас там уже в третий раз проводится такой формат лагеря благодаря российской ассоциации «Здоровые города и поселения». Мы очень рады, что в рамках ассоциации мы внесли свою лепту. В этом году мы уже в третий раз поедем в Великий Устюг, но из-за нехватки финансирования - только с одной семьёй.

- Что меняется для тех, кто находится в лагере?

- Многие родители к концу шестого дня говорят – мы открыли для себя своего ребёнка, раньше мы думали, что он «этого не умеет, этого не сможет, этого не выдержит». Они видят новые качества в своём ребёнке, новые возможности, которых раньше не замечали. У нас даже есть отзывы родителей о том, что они достигли за шесть дней лагеря такого результата, какого не могли достичь за два года. Дети начинают общаться друг с другом, они учатся друг у друга. А ведь, большинство детей с особенностями развития, большую часть времени проводят дома, некоторые находятся на домашнем обучении, для них возможности общения, к сожалению, зачастую очень ограничены. Также, значительный эффект пребывания в лагере заключается в том, что родители учатся друг у друга, у них появляются примеры взаимоотношений других родителей со своими детьми, они видят, как другие дети себя ведут, у родителей происходит перелом в сознании, они по-другому начинают смотреть на своего ребёнка. Не мы, специалисты, учим их, мы лишь создаём необходимые условия для их взаимодействия. Информационный голод есть у всех родителей, а в общении каждый для себя многое открывает. После нам приходят отзывы родителей о том, что они начали ходить куда-либо, записались в кружок, участвовали в каких-либо конкурсах, добились таких-то успехов, наград. Ради этого стоит работать над такими проектами.

Когда мы проводили лагерь в первый раз, было очень много страхов – получится ли одинаково вовлечь в процесс детей разного возраста, с разными диагнозами, насколько они смогут адаптироваться. Но наши опасения, к счастью, оказались ложными. Тогда в группе было четверо детей, которые передвигались на инвалидных колясках, их родители объединились и стали инициаторами создания инклюзивного танцевального ансамбля «Ил-Дэгэй», который сейчас очень известен. Родители стали активными и привлекли других родителей, у них появилась общественная организация, они много ездят, успешно участвуют в различных конкурсах, в том числе международных. Мамы говорят, что дни ребят расписаны буквально по часам - «мы не сидим дома вообще!» Ради таких случаев стоит продолжать работу, продолжать действие лагеря. Главное - человек должен поверить в то, что он сможет, родитель должен поверить в своего ребёнка.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров