Республика 13:43 / 11.1.2018 8949

О скупке и экспорте бивней мамонта

О скупке и экспорте бивней мамонта
Текст: Семен Григорьев

YAKUTIA.INFO. Семен Григорьев – кандидат биологических наук, заведующий лабораторией «Музей мамонта имени П.А. Лазарева» Института прикладной экологии Севера Северо-Восточного федерального университета дал комментарий по поводу нововведений на рынке бивня мамонта.

Семен Григорьев

Вчера в СМИ появилась информация о планах властей республики открыть совместно с китайскими компаниями единого оператора по сбору, переработке и экспорту бивней мамонта. Чем это грозит науке?

При здравом размышлении угрозы для науки как таковой я не увидел. Здесь идет конкретно речь о создании единого оператора по переработке и экспорту бивней мамонта. Мы же занимаемся научными исследованиями бивней и практически с этими сферами не соприкасаемся.

Но поскольку правовое поле для всех одно, что для недропользователей, так и для научных сотрудников независимо от формы собственности, мы для сбора бивней получаем такие же лицензии, как и родовые общины, физические и юридические лица.

Поскольку мы занимаемся наукой, нам проще получить лицензию для работы на особо охраняемых территориях. До позапрошлого года лицензии оформляли ежегодно, теперь выдают на срок до пяти лет.

По поводу цены на бивни мамонта – надо понимать, что проблема в низких закупочных ценах

Местное население каждый год собирает тонны бивней, цены на бивни устанавливает рынок. Кто из предпринимателей предлагает большую цену, тому местные и сдают бивни. А снижение возможно, только если единый оператор будет покупать по более высокой цене.

Попытки монополизировать эту область были еще давно, начиная с 90-х годов, а именно с создания Национального мамонтового фонда. Все собираемые бивни были обязаны сдавать туда. Это было настолько в других экономических реалиях, что сейчас тяжело судить, хорошо это было или плохо.

Намерения были, конечно, благие. В том же постановлении правительства были пункты, что вывозить бивни можно в виде только готовых изделий – этим они хотели стимулировать в том числе развитие косторезного промысла. Нормативно-правовых актов по мамонтовой фауне было достаточно, но ни один из них до сих пор нормально не работает.

Сложно судить, насколько эффективно будет создание единого оператора. Я не вижу в этом смысла, потому что сбор бивней все равно будет у местного населения. Скупка и экспорт итак сейчас налажены, и на это не нужно тратить государственные деньги. Это очень выгодный бизнес, который и без госзатрат сейчас прекрасно существует. Было бы хорошо, если бы бюджетные деньги тратили на переработку бивней, создание рабочих мест.

Я против монополизации – идея, может, и хорошая. Но это должна быть не монополия, а альтернатива существующей работающей системе.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров