Республика 8:00 / 18.4.2018 4989

Руслан Васильев: власть должна на деле доказать заботу об исторических памятниках

Руслан Васильев: власть должна на деле доказать заботу об исторических  памятниках
Текст: Иван БАРКОВ
Фото: героя материала

YAKUTIA.INFO. 18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест. В связи с этим мы встретились с председателем Якутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Русланом Васильевым.

В интервью нашему изданию он рассказал о том, какие мероприятия сейчас ведутся вокруг одного из главных на сегодняшний день объектов, связанных с историческим наследием в Якутске - Охранной зоны №2, а также о городском сталинском ампире и месте, где на самом деле закончилась Гражданская война. Помимо этого, он обращает внимание на важность работы с предпринимателями и призывает власти к конструктивному сотрудничеству по сохранению объектов истории и культуры.

ОБ ОХРАННОЙ ЗОНЕ №2

Залогом, а именно Охранной зоной №2 (или Старым городом-2) мы занимаемся с самого момента образования или, вернее сказать, возрождения республиканского отделения нашего общества. И этот проект всегда был в приоритете. Взять даже наши власти - они всегда упоминают на различных форумах и встречах, о том, что Якутск – это форпост освоения Дальнего Востока и даже Русской Америки. Любят это подчеркивать. Но, несмотря на это, мы не сохраняем, так сказать, живую историю, аутентичные здания, исторические особенности города Якутска.

Есть у нас Старый город – конечно, это хорошее начинание – историческая среда сохранена, но это почти все «новоделы» (за исключением здания АТБ и музея Аммосова). И как для специалистов, так и, в общем-то, для туристов это все не очень интересно. И когда те же туристы просят показать им что-то действительно историческое, то мы ведем их в Залог. И вот среди этой грязи и необустроенности они ходят там часами! И прикасаются к истории. И они ее чувствуют, а мы, горожане, это чувство почти потеряли. Но ведь это единственный клочок города с подлинными памятниками архитектуры!

И наша задача стоит как раз в сохранении этих домов. И именно в их подлинном облике - то есть не идти по примеру Охранной зоны №1, делая копии домов, но отреставрировать и сохранить. Чтобы через многие годы люди видели их в первозданном виде, чтобы была настоящая кладка и все другие атрибуты. У нас же во многих семьях хранятся старые фотографии и пусть они немного испорчены временем, но все же они ценнее тех, которые мы восстановили в фото-лаборатории. И это должны понять все. И в первую очередь - наши власть имущие.

Они не понимают?

Не совсем. Нашими усилиями создан Общественный совет при главе республики по сохранению культурного наследия. Указ об этом вышел год назад, но так ни разу мы и не собирались.

Почему?

Не знаю. Мы всегда со своей стороны готовы. Но у них то выборы, то праймериз и так далее. И решение вопросов сохранения нашей культуры все откладывается.

А на уровне Якутска?

Городская администрация эти вопросы понимает. Мы с ними заключили договор и разработали концепцию Охранной зоны №2. Эту работу мы выполнили, потом рассмотрели вопросы на общественных слушаниях. А после этого вышло распоряжение главы города, в котором наши предложения были утверждены. Сейчас при мэрии создана рабочая группа во главе с первым заммэра Дмитрием Садовниковым. Мы уже несколько раз собирались и сейчас разрабатываем дорожную карту выполнения этой непростой работы.

И какие это шаги? Нужно в первую очередь решить, видимо, вопрос с теми, кто там живет.

Там есть и муниципальный, и частный сектор жилья. Первые могут попасть, например, в Программу переселения из ветхого и аварийного жилья, а с частным сектором нужно работать индивидуально. А для всего этого нужна разработка отдельной специальной программы, где все эти вопросы и интересы были бы отражены. И я вижу такую программу в рамках государственно-частного партнерства, но сначала нужно, например, вложиться в инфраструктуру. Ведь там фактически нет никаких инженерных коммуникаций. А потом туда может прийти уже и частный бизнес и начать восстанавливать. К тому же мы ведь предлагаем еще перенести в Залог и другие дома, представляющие историческую ценность, которые находятся в окрестностях Якутска.

Дом мещанина Харитонова

А сколько таких домов в этой зоне?

Сорок семь. И если приплюсовать те, что мы еще рекомендуем перевезти, то это чуть больше пятидесяти. Вот взять знаменитый Иркутско-Якутский ямщицкий тракт. К сожалению, в городе станция не сохранилась, а вот в Старой Табаге эта почтовая станция есть. И мы как раз предлагаем перевезти ее в Залог.

А если остановиться на технических деталях, то как собираетесь вести реставрационные работы?

Например, те объекты, которые мы уже выявили, можно уже сейчас вносить в федеральный реестр памятников культурного наследия. Но в таком случае, войдя в этот реестр, реставрационные работы смогут производить только компании с определенным допуском и обладающие соответствующей лицензией. И сметная стоимость проведения всех работ вырастет в несколько раз. Понимая это, мы пока заявку не подаем, чтобы сделать все работы по реставрации и переносу этих объектов именно до внесения в реестр.

А кто же их будет восстанавливать? Нет ли риска, что при проведении всего комплекса работ объекты будут реставрированы не должным образом?

Мы исходим из того, что эти дома были построены нашими плотниками, якутскими мастерами. И в республике, я это точно знаю, есть отличные мастера. Вспомните объект у Германа Арбугаева - хорошо построено? Да, и с учетом всех традиций. И я думаю, что таким образом мы идем в правильном направлении. Ведь там будут восстанавливаться только элементы домов, а не все здание. Но это понимаем мы. Но это должны понимать и власти, и проживающие там люди, и предприниматели. И когда этот пазл сложится, тогда работа пойдет. Но мы тоже ведем пристальное наблюдение, и если нам не пойдут навстречу и мы увидим, что эти дома под угрозой, то будем вынуждены внести их в реестр и тогда все заметно усложнится. То, как мы предлагаем сделать сейчас, было бы идеальным.

А есть какие-то предварительные сроки реализации этих работ? Если дома уже готовые к проведению реконструкции?

Допустим, что уже есть предприниматели, готовые вложится в работы. Мы нашли несколько мест, где можно поставить дома. Это в первую очередь «горящие» объекты, такие как дом Валериана Васильева (расположен рядом с Ил Тумэном). И он может пойти под снос – наша задача его сохранить и перевезти в Залог. Другой объект – это дача на Сергеляхе, на которой много раз останавливался Максим Аммосов. Не нужно говорить о его заслугах перед Якутией. И хотелось этот дом тоже перевезти в Залог. Сейчас это бывшая дача детского сада, которая уже не соответствует противопожарным и других нормам.

Все же это два дома. Один дом перевезут, потом другой. Через год еще один. А когда, скажем так, тронется лед. И не точечно, а комплексно. Или это фактически не возможно?

Комплексно, видимо, не получится. Хотя это был бы самый правильный вариант развития этой территории. Конечно, в идеале было бы так: для начала нужно решить вопросы с жильцами – кто-то переедет, а у кого-то собственность выкупить. После этого разобрать дома и перевезти их на холодное хранение. Затем нужно будет делать планировку территории – провести все коммуникации и так далее и уже определить места, где будут стоять наши объекты. Но это все похоже на сказку. И так не получится. Сейчас этот квартал 55А разделен на четыре сектора и, возможно, получится сделать эти работы комплексно хотя бы по секторам.

Дом купца Лепчикова

По поводу проживающих там людей - есть какие то конкретные решения?

Как я уже говорил, кто-то попадает под программу переселения, они смогут переехать. А собственники, как я вижу, могут найти общий язык, например, с предпринимателями.

Сейчас уже живущие в Охранной зоне №2 граждане начинают понимать, что каких-то огромных сумм им получить не удастся. Кто живет на соседних улицах и где ведется многоэтажное строительство - там цена земли другая. За счет строительства высотки предприниматель понимает, что вложенные в выкуп земли средства он вернет. Здесь ситуация другая – речь идет о долгосрочных инвестициях.

Построить все что угодно тут не получится. Кто-то восстановит дом и сделает себе офис, кто-то откроет кафе, а кто-то, может, захочет жить фактически в центре города в собственном доме.

То есть выходит, что предприниматель сам может решить, как он будет использовать объект?

Да. И именно этим уникален этот проект. Он предполагает индивидуальный подход. То есть мы должны совместить желания предпринимателя и наше видение и пойти навстречу друг другу. Чтобы было удовлетворение у обеих сторон.

А сроки какие-то есть? Кажется, это 2022 год?

Да. Это год образования ЯАССР и хотелось бы к этому времени все успеть. И это вполне реализуемо. Наш город самый древний на Северо-востоке. И мы все, я бы сказал, должники тех казаков, которые строили объекты, и не только у нас в городе, но и в других местах нашего большого региона. И поэтому я считаю, что Ил Дархан, правительство и депутаты – они должники перед историей. Можно, конечно, идти по-тихоньку, как сейчас. Но темпы вырастут, если в этом конкретно будет заинтересовано государство.

СТАЛИНСКИЙ АМПИР

Я встречаюсь по роду своей деятельности с рекламщиками, архитекторами и большинство из них говорит о том, что у Якутска нет своего лица. Но ведь это не так.

У нас была башня острога (Надвратная башня) – сгорела, Соляная лавка тоже утрачена, стоит ее копия. А то, что мы можем сохранить, я еще раз подчеркиваю, это то, что находится в Залоге и помимо этого это то, что связано с Советским временем, а именно – Сталинский Ампир.

Это все те объекты, которые расположены по проспекту Ленина и на прилегающих к нему улицах. Это как кольца дерева – если убрать их, то и дерево погибнет. И, конечно, эти дома нужно сохранить.

Но вот один дом по проспекту Ленина, 27, уже потеряли. Там теперь пустырь.

Ведь там как. «Алмазэргиэнбанк» хотел построить на этом месте деловой центр, но жильцы этому воспротивились, желая воссоздать свой дом по обмерным чертежам. Но так и не пришли к единому мнению. Пустырь стоит.

Хорошо. Но это будет «новодел» в лучшем случае. А другие дома? Разрушающиеся.

Конечно. Есть пример и магазина №4. Там тоже хотели все снести и были уже готовые проекты, что на этом месте построить. Но не получилось - общественность встала на защиту. А далее нужны общественные слушания, консультации и так далее.

И ведомая нами работа отражается на людях. Они начинают понимать, что такое настоящий патриотизм и любовь к Родине. Это сохранение культуры в первую очередь. Не игры в зарницу.

Хорошо. Общественность против. Дома нужно сохранить. Но ведь вместе с тем нужно проводить и какие-то работы. Ведь если этого не будет, то эти объекты сами по себе будут разрушаться, как и дом №27 по проспекту Ленина. В этом направлении делаются какие то шаги?

Совершенно верно. И эти вопросы должны интересовать Общественный совет при главе, который пока не работает, но они находятся как раз в этой плоскости. У нас есть очень мощный Институт мерзлотоведения. Он помог бы решить множество проблем, связанных с этими объектами, поскольку основные сложности - как раз в грунте и, соответственно, в фундаментах этих зданий. Но институту нужно дать конкретное задание, найти финансирование и работа начнется.

А вполне ли реально провести такую масштабную реконструкцию? Овчинка стоит выделки?

Сложный, конечно, вопрос. Даже жильцы не всегда хотят продолжать жить в этих домах. Сейчас строятся более комфортные квартиры. И многие хотят жить в современных домах.

Это сложная дилемма. И тут без государства не обойтись. Если придет частный инвестор, то он, конечно, захочет строить опять же многоэтажный дом. И только государство сможет провести именно реконструкцию. Не один частник этого не выдержит.

И еще несколько интересных объектов.

Сейчас перед городом стоит задача облагородить Городской канал. И наша организация тоже принимает в этом участие. На улицу Красильникова (почти напротив Сельхозакадемии) мы хотим перенести дом последнего головы города Павла Юшманова (его на территории областной больницы нашли наши краеведы). Почему именно туда, а не в центр? Мне кажется, что не нужно зацикливаться на центре. Там хороший перспективный район и, к тому же по проекту к дому будет прилегать Сквер молодежи. Сейчас мы решаем вопросы с землей, но в принципе, даже в течение нынешнего года мы сможем перевезти объект на это место. И мы уже нашли предпринимателей, которые готовы работать вместе с нами.

Дом Юшманова

А что будет в этом доме - музей, или он будет отдан под сферу обслуживания?

Он тяготеет к озеру Сайсары. А в озеро планируют запустит карасей и там будет организована рыбалка «под старину». И может часть дома таким образом займет, например, рыбный ресторан или его часть будет посвящена рыбалке. Но в любом случае часть дома будет отдана под экспозицию, посвященную Юшманову.

Если выйти за пределы города. Я знаю, что ваше общество занимается одним объектом, связанным с Гражданской войной на Амге.

Да. Там было знаменитое сражение в 1923 году между частями белой армии под командованием генерал-лейтенанта Пепеляева и отрядом Строда со стороны Красной Армии. Этот Пепеляев создал так называемую Сибирскую народную дружину, и они продвигались с Охотска вглубь Сибири. Их задачами было взятие Якутска, Иркутска и Красноярска и сделать на этой территории республику. Но дошли они до Амги, а за ними по пятам шел Строд. И белые решили разбить его отряд и уже потом продолжить свой поход. И в этом аласе в феврале 1923 года в течение восемнадцати дней, где собственно и расположены наши объекты (эти дома сохранились) отряд Строда держал оборону. И Пепеляев застрял. А потом уже подошло подкрепление из Якутска и белые были разбиты.

Чем этот бой уникален? А тем, что он произошел уже после официального завершения Гражданской войны в 1922 году. И, то есть, по сути, Гражданская война закончилась именно в этом месте, на Амге.

Сасыл-Сысыы (Амга)

И что же вы собираетесь сделать на этом месте?

Мы хотим сделать весь этот алас достопримечательным местом федерального значения. Внести его в реестр. Добавить к тем домам, что стоят там еще и другие из соседних деревень, и сделать тоже такое аутентичное место с определенной атмосферой. В общем, музей под открытым местом – как в Черкехе или как в парке Дружба. Мы делаем это совместно с партией «Единая Россия», подключившись к их проекту «Историческая память». Сейчас мы готовим макет этого места и процесс уже идет и думаю, что в течении пяти лет нам удастся реализовать этот проект. И, кстати, мы очень плотно работаем по нему с Военно-историческим обществом.

В заключении хотелось бы услышать о том, как работает ВООПИК. Как удается привлекать средства?

У нас общественная организация и работа в основном добровольческая. Конечно, мы выполняем какие то договорные работы, как например, с мэрией и благодаря этому удается получать какие-то средства. Помогают нам и предприниматели. Взять ту же Надвратную – там очень длинный список компаний, которые помогали в ее реконструкции. И по каждому направлению или объекту есть люди, которые готовы помочь.

А сложно найти таких энтузиастов-предпринимателей?

Я бы не сказал, что сложно. По моему опыту – нам никогда или почти никогда не отказывали. Внести свою лепту в сохранение истории – это благое дело и у людей находит отклик. Самое главное - это обоюдное понимание и чтобы люди видели куда они вложили средства, должна быть прозрачность.

А как идет работа с государственными органами? Совет при главе пока не работает, но мэрия с вами нормально сотрудничает.

Могу сказать, что к нам стали прислушиваться. Пример – Сквер учителя. Там все работы сейчас остановлены, поскольку нашли археологические артефакты. Мы не просто просим. Когда видим нарушения, то применяем довольно жесткие меры. Взять того же Саакяна. Сейчас мэрия у него выиграла, но, по сути, без нашего вмешательства она бы проиграла. Поскольку это мы написали о том, что он со своим строительством затронул защитную зону Никольской церкви. А это нарушение федерального законодательства. Или вот в Старом городе магазин Пара стал строить пристройку, и мы сделали им замечание. Или в Амгинском улусе в Абаге, где глава перенес бюст Строду, а до этого снес объект культурного значения и построил культурный центр. Теперь он уже не глава. В общем, как говорится, работа идет. Сейчас и в городе, и в улусах идет довольно активное движение и мы стараемся стимулировать людей. Люди сами понимают, что историю нужно помнить, хранить и охранять, когда это касается каких-то конкретных объектов. Но вместе с тем, движение должно идти и с другой стороны, от власти. Только тогда будет что-то по-настоящему получаться.

Наш Ил Дархан всегда говорит, что нужно прислушиваться к общественности, но власть должна показать это на деле.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров