Забытые имена. Иван Строд и Олекминская трагедия
YAKUTIA.INFO. Мы продолжаем серию публикаций приуроченную к 100-летию Республики Саха (Якутия). Главным событием в истории Якутии ХХ века стало обретение ею в 1922 г. государственности в форме автономной советской социалистической республики – ЯАССР. Республика стала действенным орудием строительства новой жизни, модернизации всей экономической, общественно-политической и культурной жизни населения. Однако во второй половине 80-90-х гг. прошлого века республика, как и вся страна, испытала все трудности с крушением социалистической системы, распадом СССР.
В связи с этим из поля зрения современного общества пропали имена рядовых борцов за советскую власть, чей вклад не менее важен, чем самих руководителей образования ЯАССР (М.К. Аммосов, П.А. Ойунский, И.Н. Барахов, С.М. Аржаков и др.). А эти имена являются подлинным примером героизма и преданности республике.
В прошлой публикации мы рассказали о подвиге гуманности Сергея Широких-Полянского, после поступка которого гражданская война в Якутии пошла на убыль и местные мирные жители начали возвращаться в родные селения.
Сегодня мы расскажем об участии на территории Якутии известного героя гражданской войны Ивана Строда.
Иван Яковлевич Строд (1894—1937) — советский военачальник; участник и герой Первой мировой войны (полный Георгиевский кавалер); участник и герой Гражданской войны в Сибири (один из нескольких военных РСФСР — трижды кавалер высшей награды Советской России ордена Боевого Красного Знамени, и кавалер персонального краснознамённого ордена Якутии). Известный советский писатель-мемуарист. И. Я. Строд стал жертвой необоснованных политических репрессий. Арестован 4 февраля 1937 года. Предъявлено обвинение по статьям 58-8, 58-11 УК РСФСР («Участие в антисоветской террористической организации»). 19 августа 1937 года Военной коллегией Верховного суда СССР приговорён к высшей мере наказания, в тот же день расстрелян. Посмертно реабилитирован 23 июля 1957 года.
Родился в городе Люцине Витебской губернии (Российская Империя, Прибалтика), в семье военного фельдшера. Отец — латыш, мать — полька, подданные Российской Империи. В дальнейшем в анкетах указывал себя как латыш. В Люцине окончил церковноприходскую, а затем трёхклассную городскую школу. К 18 годам получил полное среднее образование.
С началом Первой Мировой войны в 20-летнем возрасте ушёл добровольцем на фронт в Русскую Армию, воевал против немцев на Западном фронте, где в одном из боёв имел ранение в голову. С весны 1917 года был в частях, сохранявших верность Временному правительству России.
За исключительное личное мужество и героизм в сражениях на фронте был награждён 4-мя Георгиевскими крестами (полный Георгиевский кавалер), а также тремя медалями. Окончил войну в чине унтер-офицера — прапорщика.
В результате Октябрьской революции вернулся на родину, но после оккупации г. Люцина немцами бежал в Советскую Россию и навсегда связал с ней свою судьбу. В 1918 году принял сторону Революции, первоначально примкнув к красным анархистам.
В 1918 вступил в Красную Армию, был направлен в Сибирь, где в мае 1918 года его застал белочешский мятеж.
Олекминская трагедия
С апреля по август 1918 года И.Я. Строд — младший командир, воюет в рядах в Красной Армии (РККА) (в Первом иркутском кавалерийском дивизионе) в Восточной Сибири и Забайкалье, — сражается сначала с войсками казачьего атамана Семёнова, затем против белочехов за власть красных совдепов — советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов (которые находятся в стране преимущественно под контролем партии большевиков и реализуют политику диктатуры этой партии).
В сентябре 1918 года, после совещания на станции Урульга, красные, в условиях реальной потери власти во всех городах вдоль Транссиба в Сибири, решили уйти в подполье и перейти к партизанским методам борьбы. Осенью 1918 года отряд красного командира (краскома) Ивана Строда отправлен сопровождать и охранять отход комиссаров центрального большевистского органа управления на территории Сибири и Дальнего Востока — Центросибири. Отход был намечен из расположения в Амурской области в направлении Якутска — Олёкминска, ошибочно полагая, что на территории Якутской области, после белочешского мятежа по линии Транссиба, всё-таки должна была быть сохранена советская власть. Действительно, Якутской областью и Якутском управлял после Октябрьской Революции совет депутатов. Однако это не был большевистский совдеп, а компромиссный совет депутатов из представителей всех политических партий, действовавших в Якутии, при большинстве эсеров. Во главе группы идущих в Якутск комиссаров Центросибири был известный томский большевик Н.Н. Яковлев, а также некоторые другие участники установления советской власти в Томске в ноябре 1917.
"Центросибирь (Центральный исполнительный комитет Советов Сибири) — центральный орган власти в Сибири, существовавший с 24 октября (6 ноября) 1917 года по 28 августа 1918 года. С июня 1918 войска Центросибири оказались под совместным ударом превосходящих сил Комуча и Чехословацкого корпуса. В июне—августе последовательно теряли территорию и с боями отходили на восток. 28 августа 1918 года оставшимися участниками было решено разойтись и перейти на нелегальное положение."
Отряд был предельно обессиленным, слабовооружённым, малоподвижным (пешим) и только с минимальной ручной кладью. Практически тысячекилометровый марш по таёжным дорогам в условиях зимних морозов существенно сокращал силы. Отряд едва не погиб в тайге от голода и холода, но случайно вышли к стойбищу эвенков. Один из местных (эвенк Алексей) подрядился провести тундро-таёжными тропами отряд большевиков к Якутску. Однако ещё с Амурской области преследовать «красных комиссаров» пустился белогвардейский отряд прапорщика И. Захаренко. Который оказался умелым и неплохо экипированным воякой. Он со знанием стратегии и тактики стал загонять «комиссаров» в ловушки.
На подходе к Олёкминску отряд красных разделился на три группы: авангард, основная часть и арьергард. Однако в местности Сугджу, на заимке Егорова, авангард (7 человек) оказался захвачен врасплох и в ходе перестрелки был полностью уничтожен. Арьергард, представлявший собой собственно отряд И. Строда, оставался ещё в селении Куду-Кюель и о боестолкновении не знал. Белогвардейцы сумели окружить этот отряд и разоружили.
Поручик И. Захаренко приказал вести пленных в направлении посёлка Джикимды, куда ускакал сам со своим основным отрядом. Здесь, у Джикимды, в ночь с 16 на 17 ноября, белые настигли основную группу комиссаров Центросибири и после их захвата всех немедленно расстреляли на месте. Среди 12 расстрелянных, включая председателя ЦИК Советов Сибири Н. Яковлева, были зампредседателя и наркома Ф. Лыткин, член ЦИК и ВЦИК томич З.Ф. Кулинич (Присяжнюк), член комитета А. Шевцов, А. Рускис, Пестов, Никитин, Попов, Осипов, Павел Журавлёв, Шумилов, Григорьев и проводник-эвенк Алексей.
Как позже свидетельствовал сам И.Я. Строд, его группу в олёкминской тайге спасло чудо. Пленные большевики были спасены фельдшером Олёкминской уездной больницы Емельяном Селютиным, который, в условиях отсутствия командира Захаренко, убедил хорошо знакомого ему начальника конвоя доставить пленных в тюрьму Олёкминска для дальнейшего следствия и разбирательства. Отряд Захаренко нагнал их всех уже в городе, и в ярости прапорщик хотел расстрелять всех конвоируемых. Но его остановили руководители города Олёкминска, которые были эсерами.
Их власть антибольшевистские силы не тронули потому, что летом 1918 года совдеп Олёкминска (как и Якутска) официально отмежевался от политики прежней власти большевиков. Эти органы самоуправления сумели поддерживать в городе и вокруг него определённый порядок и режим непротиводействия власти белых за Уралом. Это была, в общем-то обычная ситуация для Сибири тех дней. Даже белый Иркутск был управляем социалистами-революционерами до самого прихода Красной Армии… Руководил Олёкминским городским правлением и отрядом охраны и обороны города эсер Б. Геллерт.
Вот как описал эти события И. Строд: «…когда отряд прибыл в Олёкминск, нас уже допрашивал Геллерт, командир отряда, случайно проездом остановившийся на сутки в городе. Это нас и спасло… нашу жизнь Геллерт отстоял перед колчаковской контрразведкой». Немаловажным фактором стало то, что фронтовик Б. Геллерт, в традициях тех лет, просто не мог подвергать опасности расстрела полного Георгиевского кавалера. В тюрьме Олёкминска, а затем Якутска И. Строд и его товарищи пробыли год с небольшим — с ноября 1918 по декабрь 1919. В декабре 1919 года, в условиях, когда на территории Западной Сибири армии адмирала Колчака потерпели поражение и 5-я Красная Армия двигалась от Томска на Иркутск, гарнизон Якутска выступил против власти белых, выразив поддержку власти красных. Мятежными солдатами был арестован Соловьёв — командующий войсками в Якутске, он же управляющий Якутской областью. Солдаты организовали Военревштаб во главе с тов. Х. Гладуновым (якутские национальные лидеры и большевики, в том числе Ойунский, подтянутся в Якутск чуть позднее). Гарнизон из прежних солдат войск правительства Колчака принял решение реорганизоваться в отряд (полк) Красной Армии Советской России, избрав своим командиром… тов. Геллерта. Историки отмечают, что находясь в тюрьме И. Строд консультировал заговорщиков (Геллерта) как грамотный военный специалист-фронтовик.
После свержения колчаковской власти И. Строд был проверен ВЧК и был принят на должность красного командира (краскома) в ряды РККА. Командовал отрядом в 300 человек, сыграв решающую роль в установлении советской власти в Олёкминском уезде, Сунтарском и Хочинском улусах Вилюйского округа (уезда) Якутии.
В силу особой международной обстановки на Дальнем Востоке, его часть будет оставлена на территории Забайкалья, отошедшей тогда из состава территорий Советской России в территории буфферной Дальне-Восточной Республики. Этот отряд получит статус формирования местной самообороны, статус (красного) партизанского отряда Забайкалья. Отряд совершает боевой поход до Читы, где его командир И. Строд участвует в работе Учредительного съезда Дальне-Восточной Республики.
С октября 1920 года Иван Строд — командир кавалерийского отряда в составе Народно-революционной армии ДВР. Одно время воевал против семёновцев и японских интервентов бок-о-бок с легендарным командиром Сергеем Лазо. После падения режима ДРВ и распространения суверенитета РСФСР на территории Дальнего Востока, И.Я. Строд вновь на официальных командирских должностях в регулярных частях Красной Армии. В том 1920 году в рядах «отряда Каландаришвили» познакомился и воевал против белых вместе с ярким томским революционером-эсером А.П. Лисиенко.
После падения ДРВ, части краскома Ивана Строда переходят в подчинение регулярных частей Красной Армии РСФСР и участвуют в боях против войск белогвардейского барона Унгерна южнее Читы, на территории Забайкалья и в Революционной Монголии. Происходят также боестолкновения с белокитайцами на границе с Китаем.
В условиях всплеска крестьянских антибольшевистских восстаний в России и в Сибири, в стране осуществляется новая волна красного террора, когда недовольства народа жёстко гасятся как специальными карательными коммунистическими отрядами ЧОН, частями внутренних войск НКВД, а также частями регулярной Красной Армии. Отряд Строда придан в состав дивизиона ВО НКВД на территории вновь образованной Якутской Автономной Советской Социалистической Республики (ЯАССР).
В 1921—1923 гг. Иван Строд — командир Вилюйского экспедиционного Красного отряда, пом.командира эскадрона, помощник командира полка в частях, выполнявших функции внутренних войск.
О дальнейшем участии в военных операциях Ивана Строда на территории Якутии читаете в следующей публикации.
Комментарии
Очень интересно. Спасибо большое за такую серию публикаций. Будем и дальше отслеживать.
Я хоть и воспитанник советского образования и то ничего не знал о жизни И.Я.Строд, хотя улицы в честь его имени есть во многих населённых пунктах. Очень интересно! Желаю авторам и дальше раскрывать страницы истории также объективно для нас потомков.
Расстрельная пуля нашла "героя". Хоть от своих, но получил по иудиным заслугам.
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.