Культура 17:21 / 18.4.2019 5313

«Трубадур» в ГТОиБ: Верди, киберпанк и неоготика

«Трубадур» в ГТОиБ: Верди, киберпанк и неоготика
Текст: Иван БАРКОВ
Фото: Автора

YAKUTIA.INFO. В ГТОиБ уже все готово для новой премьеры оперы «Трубадур», которая состоится в рамках и, в общем-то приурочена к Международному конкурсу оперного пения, проводимого в честь юбилея ведущей солистки оперы Айталины Адамовой.

Интересный выбор режиссера – Сергея Потапова (и его творческой группы), а также дирижера постановщика – Фахраддина Керимова, исполнителей главных партий – собственно голоса Айталины Адамовой и аргентинца Карло Д’Онофрио, а также Прасковьи Герасимовой, Юрия Баишева и Егора Колодезникова вполне могут принести успех этой новой постановке. А еще и хореграфия Екатерины Тайшиной и хор Октябрины Птициной. Задействованы все ресурсы. И даже более того.

Сама идея реализации проекта пришла Айталине Адамовой, хотя в театре о возможности новой постановки речь шла уже давно. Но именно она решила пригласить Потапова и пойти на такой эксперимент, поскольку для него это первая работа с оперный спектаклем. А для самой артистке выбор «Трубадура» был далеко не случайным. Как вспоминает в театре его завлит Евгения Томская, именно «Трубадур» открыл ей после екатеринбургской консерватории дорогу на большую сцену. На сцену Екатеринбургского театра оперы и балета, где она вышла впервые в образе Азучены, причем в репертуарном спектакле. Так бывает крайне редко. Потом эту же партию солистка исполнила в ГТОиБ, а на премьеру тогда приехал атташе по культуре посольства Италии (Тогда в театре проходил фестиваль музыки Верди). В общем, эта опера Верди для Айталины Адамовой, вне всяких сомнений, была судьбоносной.

И вот теперь еще один «Трубадур», который, и в первую очередь, благодаря работе Сергея Потапова и Ко запомнится как минимум оригинальным сценическим решением. Хотя, конечно, здесь у этого режиссера-интерпретатора руки некоторым образом все же связаны, поскольку нужно считаться с музыкой, которая все же основа оперы и, разумеется, влияет на общую динамику спектакля, которую, в свою очередь, зная другие работы Потапова, он мог бы и изменить.

Но, тем не менее, на сцене появляется мир, который из, в общем-то, обыкновенной истории южных страстей, превращается в некую мрачную зону, связанную с испепеленным ненавистью разумом Азучены.

«Если говорить о том, каким мы увидели «Трубадура», то мы отталкивались скорее не от эпохи, а от внутреннего мира Азучены – то есть и декорациями, и костюмами показать ее внутренний мир, в котором все выжжено местью.

И мы сделали такой нуар. Ярких, пестрых, жизненных цветов совсем нет. Но над всей этой темной историей есть великая музыка Верди, которая со своей стороны добавляет постановке света. А в самой истории мы ничего не изменили, хотя искушение было и отнеслись аккуратно к материалу.

Единственное, мы попытались дать Азучене шанс в конце спектакля остановить всю эту историю мести. Но рок не изменить и она умирает, как это и было в оригинале. Если в целом, то можно было все сделать более динамично. Но здесь есть еще дирижер-постановщик и поэтому работа отличается от привычной мне и поэтому, в свою очередь, мне нужно было щадить артистов. А вообще, конечно, много для меня новых открытий на этой работе, я почувствовал совершенно другую специфику», - рассказывает режиссер.

Дирижер-постановщик Фахраддин Керимов впервые дирижировал этой оперой, еще будучи стажером Кировского театра (ныне Мариинского), а руководителем был Валерий Гергиев. Потом, как рассказывает маэстро, с этой оперой он еще работал в Турции, Грузии, Минске. И, получается, что спектакль, как и в случае с главной героиней постановки Айталиной Адамовой (с которой дирижера связывает уже многолетняя дружба), стал когда-то фактически первой полновесной работой в оперном искусстве.

«Это очень дорогой для меня спектакль, с ним меня многое связывает. Здесь, в театре, было приятно работать с Сергеем Потаповым. Он интересен и, как любой хороший режиссер, прочитывает по-новому и убеждает.

Конечно, оперный режиссер – это специфика. Нужно быть музыкантом. Но бывают исключения. Я помню, как Валерий Гергиев перенес «Бориса Годунова» в постановке Андрея Тарковского. И это была очень интересная постановка. Еще можно назвать работы Теймураза Чхеидзе и Юрия Любимова. Сейчас подобных экспериментов много.

И не могу не подчеркнуть, что мы приехали сюда по приглашению Айталины Адамовой. Этот музыкант обладает замечательными данными, очень талантливый человек. Человек очень компетентен и, как всегда, она и в этом проекте просто замечательно справляется с ролью», - говорит Фахраддин Керимов.

История в «Трубадуре» довольно мрачная и печальная, поэтому у творческой группы спектакля и возникла идея отобразить ее на сцене в виде постапокалипсиса (по выражению Потапова). Довольно все непросто получается. А отсюда как раз и соответствующие этому мрачному настроению, замешенному на отчаянной жажде мести и любовном треугольнике, костюмы (напоминающие о киберпанке). И декорации, не лишенные некого пафоса, а где-то и вовсе каких-то мазохистских ноток. А еще и странноватых масок и грима на большинстве действующих лиц). И термин «неоготика», которым собственно и описывают созданный сценический мир, художники постановки Михаил Егоров (декорации) и Сардана Федотова (костюмы).

«Готика – это, наверно, такое чувство средневековой религиозности, которое приводит к фанатизму. Апокалипсис – это ведь то, чего мы не видели, а на примере Средневековья мы можем найти что-то визуальное для себя. И у нас на сцене есть так называемые готические контрфорсы, которые застыли в музыке. Архитектура - это ведь застывшая музыка», - говорит Михаил Егоров.

Определенного постапокалиптического нуара в постановку добавил и питерский художник по свету Денис Солнцев, который уже тоже не первый раз работает с Потаповым (спектакли «Тарас» и «Мой друг Гамлет»). Свет этот как раз тот, который во многом и отличает спектакли этого от других якутских режиссеров.

«Понимание мы нашли сразу, учитывая еще и специфику этого театра. И я уверен, что работа получилась. Прочтение этой оперы, на мой взгляд, очень интересное и то, что я вижу на сцене мне близко. Вообще – это очень неординарная работа», - говорит Денис Солнцев.

Можно еще заметить, что, помимо маэстро Керимова и Айталины Адамовой, «Трубадур» может стать в карьере Сергея Потапова еще и первой большой работой в оперном театре. Кто знает, насколько этот новый опыт его вдохновит на продолжение работы с оперой. Эта работа почти закончена, хотя, конечно, как всегда спектакль еще будет дорабатываться. Но настроение в самом ГТОиБ от этой работы, кажется, вполне воодушевляющим.

А как подчеркнули в театре оперы и балета, своевременная финансовая поддержка премьерного проекта пришла от Министерства культуры России, и это большая помощь и премьере оперы и всему фестивалю-конкурсу имени Айталины Адамовой-Афанасьевой. И это, конечно, замечательно, что в Год театра Министерство культуры оказывает такую поддержку таким интересным проектам.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров