Немецкая музыка по-немецки на «Северном сиянии» в Якутске
YAKUTIA.INFO. В Международный День музыки Филармония Якутии всегда устраивает большие концерты. Обычно в этот день открывались новый концертный сезон и фестиваль «Северное сияние». В этом году фестиваль стартовал уже в сентябре. Но дата на музыкальном календаре все же есть и фестиваль продолжается.
И концерт, приуроченный ко Дню музыки, разумеется, состоялся. На сцене ГАРДТ имени Пушкина симфонический оркестр «Симфоника артика» под управлением приглашенного дирижера Ханны Шнайдер представил увертюру «Афинские развалины» Бетховена, а также большую симфонию №3 Антона Брукнера. Оба произведения прозвучали в Якутске впервые.
Сама Ханна Шнайдер – американка с немецкими корнями, но довольно долгое время жила в России (отец как раз немец, работал в МГИМО). А потом еще и училась в Московской консерватории, после чего проходила практику под началом Валерия Гергиева в Мариинском театре. Сейчас она работает в Оксфорде и Нью-Йорке, а также приезжает как приглашенный дирижер в другие страны, в частности, в Россию и на Украину. В небольшом интервью «Якутия.Инфо» дирижер рассказала о том, как ее «многонациональность» помогает ей как музыканту, об альтернативном оркестре и своих музыкальных предпочтениях.
У вас немецко-американские корни и еще есть опыт жизни и учебы в России. То есть сразу три страны, с которыми вас многое связывает. Это сказывается на вас как на музыканте?
– Конечно, это помогает мне как музыканту. Например, в России я имею возможность понять, как играют Чайковского именно здесь, и это исполнение отличается от немецкого. Но в то же время я знаю, как исполняют Брукнера в Германии, и оно тоже заметно отличается от того, как музыку этого композитора играют в России. Это просто другая симфония в Германии и в России. То есть можно показать разные стороны музыки. Я со своей стороны придерживаюсь того, что музыка звучит лучше именно так, как ее принято исполнять на ее Родине. Как дирижирует Валерий Гергиев русской классикой, особенно музыкой Прокофьева и Чайковского – это большой пример того, как она должна звучать.
В Оксфорде у вас есть проект под названием альтернативный оркестр. В чем его альтернативность?
– Наш альтернативный оркестр делает концерты с социальным подтекстом. Мы играем, например, в таких местах, как дома престарелых, центры для иммигрантов, тюрьмы. В других нестандартных площадках. Идея проекта в том, что музыка должна быть для всех. И соответственно мы должны играть ее везде, а не только в концертных залах. Ведь многие зачастую стесняются пойти в залы и театры, просто не зная как, например, вести себя там, как одеться. И я вижу, что когда мы приезжаем, то нас везде хорошо принимают. Хотя это не всегда похоже на обычный прием на стандартных концертах. Например, мы играли для беженцев из Африки и они хлопали нам между частями, просили что-то повторить – в общем вели себя эмоционально. Такого, конечно, на обычных концертах не бывает. Хотя еще 100 лет назад и в Европе публика так реагировала. Сейчас концертный зал – это как церковь, исполнение музыки похоже на строгую церемонию. Лично мне аплодисменты не мешают. Хотите, чтобы мы повторили – можем повторить. И, кстати, мы не играем на таких концертах какую-то облегченную программу – играем то, что нам нравится. В ближайшее время исполним «Жар Птицу» Стравинского – произведение довольно непростое. Не играем, конечно, авангард.
Что из академической музыки вам ближе?
– Я очень люблю симфонии Брукнера, они просто потрясающие. Из русской классики это, безусловно, Прокофьев и Чайковский. А еще мне нравится минимализм – Филип Гласс, Арво Пярт, Джон Адамс. Это очень трогательная музыка, и несмотря на то, что хотя она довольно простая, вместе с тем очень духовная.
Вы работаете в разных странах. Не чувствуется напряжение на международной арене?
– Нет. Мир музыки все-таки в другой плоскости. Могу еще сказать, что русских музыкантов за границей очень много. В том же оркестре Оксфорда порядка 20 музыкантов из России. В Америке тоже очень много. И в России меня всегда хорошо принимают и, надеюсь, что так и останется.
Сам вечер не прошел без официальной программы – все-таки День музыки. Со сцены всех музыкантов и слушателей поздравил первый заместитель министра культуры Якутии Владислав Левочкин. А затем на сцену вышел архиепископ Якутский и Ленский Роман и вручил художественному руководителю Филармонии Якутии Наталье Базалевой Орден Евфросинии третей степени от имени Патриарха Кирилла.
Комментарии
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.