Жизнь 12:00 / 6.11.2019 3483

Здесь в Сибири все будто далеко от конфликтов: профессор из Германии – о Ницше и отношениях между Россией и Германией

Здесь в Сибири все будто далеко от конфликтов: профессор из Германии – о Ницше и отношениях между Россией и Германией
Текст: Иван БАРКОВ
Фото: Из интернета

YAKUTIA.INFO. В Якутске недавно впервые прошли «Дни Германии в республике Саха». Организаторами – посольством ФРГ при содействии Гете института было проведено несколько мероприятий – это выставки, кинопоказы, лекции. Были, разумеется, и немецкие гости. В их числе в Якутск приехал профессор Лейпцигского университета, писатель Эльмар Шенкель. Несмотря на то, что он является специалистом по английскому языку и литературе, одним из его главных интересов является наследие выдающегося немецкого философа Фридриха Ницше.

Кстати, Эльмар еще и является одним из сотрудников музея Ницше как раз в Лейпциге, родине философа. В интервью «Якутия.Инфо» писатель рассказывает о том, какое место сейчас занимают книги Ницше в культуре, а также делится своими мыслями относительно взаимоотношений между Германией и Россией.

– Меня пригласила преподаватель ВШМ Любовь Унарова. Они со своей дочерью приезжали в музей Ницше в Германии (рядом с городом, где я живу). Это там, где родился философ, где находится его могила. А я один из тех людей, кто ухаживают за этим местом, проводит экскурсии для туристов и людей, которые интересуются Ницше. И делаю это как волонтер. Они приезжали в прошлом году и были восхищены, а профессор Унарова сказала, что она хотела бы организовать конференцию, посвящённую Ницше в Якутске. И вот в рамках Дней Германии в Якутске как раз получилось приехать. Я очень много читаю и пишу об этом философе. Недавно опубликовал книгу «101 письмо к Ницше». Я попросил людей из разных уголков мира написать письмо ему, приурочив это мероприяие к 175-летию со дня рождения философа, которое было в минувшем октябре. Люди писали, например, из Австралии, Южной Америки, Китая, Индии. И в этих письмах они объясняли, почему любят его, а почему нет, высказывая свою критику или наоборот благодаря за то, что его книги сделали их свободными. В общем, совершенно разные мнения.

Значит, его книги ещё популярны?

– Думаю, что они более популярны в мире, чем в Германии. И все это, скажем так, по историческим причинам. Потому что в Германии считали, что идеи Ницше какое-то время были близки нацизму. И это было таким предубеждением и влияло на отношение к этому философу. Конечно, его нельзя назвать гуманистом и у него действительно есть антигуманные идеи. Но вместе с тем он настоящий гений и также, что не всем известно, еще и хороший композитор. И, между прочим, в Якутске на концерте мы как раз слушали музыку Ницше. Что касается Германии, то я не говорю, что его не любят. Многие его просто не знают. Там, где я живу – в Восточной Германии – многие не слышали о Ницше или слышали только что-то негативное и никогда не читали его текстов. В Западной Германии к нему тоже относятся с осторожностью, но не так сильно, поскольку его книги были доступны и люди могли их читать. И каждый, разумеется, может толковать его идеи по-своему. Можно трактовать его через левую, правую мысль или вообще через анархизм.

Расскажу следующее: один итальянский коммунист в 1960-х годах приехал в Восточную Германию, чтобы редактировать его произведения и сделать критическое издание, то есть очистить его тексты от добавлений, которые когда-то сделала его сестра. А она действительно изменила много. Потом его тексты открыли французские пост-структуралисты – как, например, Фуко и Деррида. И после этого Ницше стал более доступным в Германии. Конечно, его всегда можно было читать, но говорить о нем стали более свободно именно сейчас.

Какое место занимает наследие этого философа в европейской культуре?

– Обобщить, конечно, сложно, поскольку я уже говорил, например, что думают о Ницше в Германии. И там люди должны снова открыть для себя его книги. А Европе в целом мне тоже сложно судить. Все-таки есть этот некоторый негативный аспект, связанный с нацизмом. Но вот на других континентах, как, например, в Южной Америке или Индии, люди не думают о каком-то фашистском потенциале его книг, а читают Ницше как мыслителя, который освобождает их от догм философии, католицизма, колониализма, прагматизма, коммунизма и многих других «измов». Лично я воспринимаю Ницше как антиидеологического мыслителя. Конечно, он тоже творил свою идеологию, но это мне не особенно интересно. Но в целом его мышление очень антиидеологическое – он размышляет очень свободно. Хотя в поздних работах он становится более идеологичным, но думаю, что просто в какой-то момент он стал сходить с ума. Также у него была склонность к аристократизму. Эти аспекты я не очень люблю.

Есть вещи, например, которые он говорит о женщинах и они тоже такие на самом деле дурацкие, я бы сказал. Как, например, известный афоризм «Когда идешь к женщине, возьми с собою плетку». Но вместе с тем Ницше почти всегда ироничен, его не нужно понимать всегда буквально. А большинство людей, конечно, понимают его как раз примитивно, буквально.

В Россию вы приезжаете на протяжении почти двадцати лет. Читаете лекции, бываете во многих городах. В Якутск вот тоже приехали. Как, на ваш взгляд, меняется страна?

– Первый раз когда приехал, это было ещё время Ельцина – все было очень расстроено и, как казалось, не на своих местах. Было небезопасно, например, ехать в метро поздно вечером. Так казалось. Очень много бедных людей было, все это бросалось в глаза. А сейчас все это изменилось. Не знаю, правда ли это, но может, стало больше национализма. Не уверен, но иногда такое ощущение создается, когда я вижу некоторые происходящие в России события.

Почему?

– Ну, например... (задумывается). После событий в Крыму мне показалось, что люди стали осторожнее в общении с иностранцами. Я приезжал в 2014 году и мне казалось, что люди как будто боятся, что может начаться война. Но, кажется, сейчас это изменилось. А здесь, в Сибири, так вообще есть ощущение того, что тут так далеко от конфликтов и что все, что где-то происходит, не имеет отношения к жизни здесь. А что касается свободы слова, то я не чувствую, что не мог бы о чем-то говорить в России. Но я не подразумеваю, конечно, СМИ – с этим аспектом я не очень-то знаком. Но могу сказать, что я должен быть всегда осторожен с тем, как пишут о России на Западе.

Большинству новостей западных СМИ о России я попросту больше не доверяю – они дают только половину картины. А то, что я вижу здесь, в России, в наших СМИ никак не отражается. Сейчас я люблю читать комментарии читателей к статьям и узнаю из них больше подробностей, чем описано в самой статье. И от этих подробностей картина, описанная в материале, полностью меняется. Видно, что есть идеологический посыл, а мне это не нужно, мне нужны факты.

Что вы думаете о текущих отношениях между Германией и Россией?

Только вчера в Германии был опрос: хотели бы люди иметь более близкие отношения с Россией. Оказалось, что, например, мужчины в возрасте хотели бы иметь более лучшие отношения с Россией, а вот молодежь и женщины относятся к России с большой осторожностью. И из этого сделали вывод, что молодые люди и женщины не любят консервативную Россию. А считают Россию консервативной из-за того, как здесь относятся к разным сексуальным меньшинствам, того, что касается всех этих дел. А мужчины в возрасте согласно выводам, сделанным из опроса, больше любят Россию, потому что они сами консервативны. Сам же я не уверен, насколько это правда и соответствует ли все это действительности. Мне кажется, что люди в возрасте еще помнят войну и не хотят новую, пусть даже холодную войну. А молодые не помнят даже Холодную войну ( она завершилась 30 лет назад) и не знают, что значит Холодная война, которая может всегда превратиться в «горячую». Также я уверен в том, что у этих людей попросту нет той информации, которой владею я из разных источников. Я бы сказал, что в этом еще большую роль играют предубеждения.

Как вы считаете, война между нашими странами закончена? Вы же понимаете: то, что было между Россией и Германией эти две войны, нельзя просто забыть.

Думаю, процесс забывания идет и это важно, но забыть, конечно, сложно. Но считаю, что по-своему война еще идет, может, на других уровнях. Не думаю, что найдется немец, который хотел бы начать войну против России, это было бы совершенно глупо. Но думаю, что есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы делать новые вооружения и творить страх. Что-то в этом роде происходит сейчас в Сирии. В индустрии вооружений есть очень много интересов.

Но можно ли сказать, что между Россией и Германии нет никаких проблем?

У меня нет проблем с россиянами. И точно есть много немцев, у которых тоже нет никаких проблем с россиянами. Но в то же время есть немцы, которые только читают новости или имеют предубеждения. И, соответственно, поэтому имеют какие-то проблемы в отношении россиян. Но здесь речь идет о том, что проблемы есть и в отношениях с другими странами, и это обычная ситуация. Например, между Германией и Польшей. Нужно больше времени и обмена. Когда люди знакомятся с россиянами, то они начинают их любить. Это я сужу по моему опыту (улыбается).

Что можете сказать о падении Берлинской стены? Это как раз произошло тридцать лет тому назад.

Я был в Штатах весной 1989 года, и студенты тогда спросили у меня, сколько еще будет стоять Стена. Я сказал, что, по-крайней мере, лет 50 или в лучшем случае 30. А когда вернулся в Германию, то через три месяца все уже изменилось. Я был полностью поражен. Я был слишком наивен, наверно. И это событие стало большой радостью. Потом было тоже небольшое разочарование, потому что восточная часть чувствовала себя захваченной и что они потеряли свою индивидуальность. И это до сих пор серьезная проблема в Восточной Германии. А что об этом событии думают сейчас люди, зависит от того, у кого спрашиваешь и от поколения, конечно. Люди старшего возраста в этом вопросе более критичны, а молодежь считает, что все хорошо. Мнения разные. Но большинство все-таки довольны – они могут свободно путешествовать, есть деньги. Между Восточной и Западной Германией тоже очень много взаимных предубеждений. В западной части много говорят о том, что в восточной части ничего делать. И в Восточной Германии, конечно, тоже зависит от того, где живешь. Есть очень красивые места, но есть и очень бедные с совершенно потерянными людьми. В общем, наверно, так же, как и в других странах.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров