Культура 14:26 / 20.11.2019 5261

«Таинственная целесообразность»: Андрей Борисов об Арктическом центре, Саха театре и Олонхо

«Таинственная целесообразность»: Андрей Борисов об Арктическом центре, Саха театре и Олонхо
Текст: Иван БАРКОВ
Фото: Автора

YAKUTIA.INFO. Буквально на днях стало известно о том, что президент Владимир Путин поддержал проект строительства моста через Лену. Будет он или нет – покажет время. Но вместе с тем в этом году уже дан старт реализации другого крупного республиканского проекта – строительства здания Арктического центра эпоса и искусств, который станет домом для Саха театра, Театра Олонхо и Филармонии.

Идейным вдохновителем проекта является государственный советник главы Якутии, режиссер Андрей Борисов. В интервью «Якутия.Инфо», как человек государственный, он рассказывает об этом проекте, а как человек, театральный и если шире – человек культуры, рассуждает о Саха театре, Театре Олонхо и их «таинственной целесообразности», и вообще об эпосе Олонхо, при этом делая, порой, довольно оригинальные заключения. К тому же все эти «эпические разговоры» весьма своевременны, поскольку идут накануне очередной декады Олонхо, а сам Театр Олонхо буквально на днях переехал в здание ДДН имени Кулаковского.

С Арктическим центром вроде бы вопрос решен. Но сомнения есть у всех как насчет целесообразности возведения такого масштабного центра, так и объединения разных культурных организаций в нем. У вас сомнений нет?

– Приведу пример. Когда мы создавали АГИКиИ, тоже все вокруг сомневались, а большинство руководителей филиалов центральных творческих ВУЗов в Якутске вообще было против. Теперь у нас есть АГИКиИ и, слава богу, а то был бы кадровый коллапс. Или Высшая школа музыки – ее создание вообще было каким-то футурологическим проектом, но вот уже много лет это реальность.

Поэтому я считаю – лучше оптимизм и мечты, чем сомнения. Поскольку сомнение – это одна из страшнейших категорий, властвующих над человеком.

С другой стороны, считается, что сомнение движет прогресс, но, с другой стороны, современность не оставляет мыслительной деятельности времени на сомнения. Те, кто сомневаются, – отстают. И те, кто сомневается – это те, у кого недостает знаний, опыта, духовных сил и воображения. Человек рождается и начинает умирать, но если об этом всегда думать, то человек ничего не сделает. Люблю очень фразу философа Владимира Ильина: «Культура развивается на путях таинственной целесообразности». Гениально.

Пожалуй, но не совсем понятно, конечно.

– Ну вот как раз появление Театра Олонхо – это и есть таинственная целесообразность. Поскольку идея Театра Олонхо долго зрела в умах лучших представителей народа Саха. Написал, например, Ойунский своего «Красного Ойууна». Не шамана. Шаман – это не перевод, это неправильно.

А ойуун и шаман разве – не синонимы?

– Нет. Мы же не переводим слово «Олонхо».

Но ведь есть в разных языках соответствующие понятия.

– А почему тогда Олонхо – это шедевр нематериального наследия и его не переводят?

Так это имя собственное, как и финская Калевала. Или Библия. Но там есть разные сюжеты.

– Вот дошли и до Библии. Ойунский как раз пишет не просто «Ньюргуна Боотура» как эпос, но и придает своему произведению еще и черты религиозной драмы. Немного отошли от темы.

Так вот – «Красный ойун», а не «Красный шаман». Давно уже хотел, чтобы перестали говорить «шаман». А в связи с последними событиями, связанными с известным всем «шаманом», тем более. Пусть его шаманом называют. Во всем тюркском мире это ойуун.

В продолжении темы «таинственной целесообразности» – весь театральный и литературный мир нашей Якутии стремился к созданию театра Олонхо. И, кстати, первым спектаклем в новом здании Саха театра стал «Кыыс Дэбилийэ» по эпосу Олонхо. А теперь театр Олонхо выезжает из театра Ойунского в центр Кулаковского. И первым спектаклем в новом доме станет «Сон ойууна» как раз по Кулаковскому.

Все получается символичным. Здесь был «Ойуун» Ойунского, а там «Ойуун» Кулаковского. И, между прочим, в новом своем доме Театр Олонхо не потеснит сторожилов?

– А на чем зиждется Дружба народов? Всегда она опирается, прежде всего, на культуру, я считаю. И уверен, что «Театр Олонхо» точно никого не будет стеснять, а будет способствовать как раз «дружбе народов». Хотя, конечно, бывает, что культура разных народов приводит к антагонизму. Но, на мой взгляд, единственное и самое фундаментальное явление в культуре народов – это эпос. Эпосы разных народов похожи, а евразийских народов – очень похожи между собой.

И значит, когда эпос Олонхо в лице «Театра Олонхо» входит в Дом дружбы народов, то это очень геополитическая и геоэкономическая целесообразность. А если говорить более конкретно, то Театр Олонхо точно никого там не будет притеснять.

Займет то пространство, которое занимал Театр танца. А благодаря этому переезду там будут уже в рамках Декады Олонхо представлены эпосы разных народов России и зарубежья. А вообще сейчас задача «Театра Олонхо» – стать самостоятельным. И вот этот переезд – это как раз первый шаг к этому. А уже через четыре года будет переезд в новое здание – Арктический центр эпоса и искусств.

Вместе с Саха театром… А эти два театра останутся самостоятельными единицами?

– Я бы сказал так: эти два театра – это два колеса одной колесницы. Дело в том, что Саха театр – это европейский театр, а Театр Олонхо – это все же театр народа Саха. А в этом будущем здании они наконец обретут ту целесообразность, ради которой и были созданы.

В предыдущих проектах центра было имя «Олонхо». Сейчас решили сделать более универсальное название.

– Да, конечно, за все последние годы были разные проекты – «Земля Олонхо», «Международный центр Олонхо». Но все это касалось только Якутии. И впоследствии мы захотели расширить культурный мир Якутии, поэтому предложили выйти за границы республики и сделать Международный центр эпоса евразийских народов, чтобы в центре было место для других эпосов. А теперь он стал Арктическим центром искууств и эпоса. Поскольку мне кажется, что Якутия сможет, скажем так, доминировать в Арктической зоне – это наше геокультурное пространство. И политика государства, она сейчас как раз обернулась к Арктике.

Столько организаций в одном центре будут чувствовать себя комфортно? Бывает, что когда много хозяев – значит хозяина нет. И к тому же это довольно дорогой проект.

– Затраты на строительство Центра не будут выглядят такими непомерно большими, если исходить из того, что там будут размещены несколько учреждений, а функций ещё больше. Это будет многофункциональное, социокультурное, общественное пространство. Некоторые блогеры и журналисты всячески стараются подчеркнуть ,что деньги из бюджета ,что из кармана жителей республики...

Но почему оппоненты не могут допустить, что финансирование будет общероссийское? Ведь везде в России строят такие форпосты искусства и культуры. Инвестор – группа компаний «ВИС», даст средства. Да, потом нужно будет с ним расплачиваться. Наша задача сейчас как раз состоит в том, чтобы добиться федерального софинансирования, а также работать с другими источниками. И об этом сейчас идут переговоры.

А Саха театру зачем туда переезжать? У Саха театра ведь, в отличие от Филармонии Якутии и Театра Олонхо, есть свое собственное здание.

– Вот что скажу – армянскому театру, например, более двух тысяч лет. А Саха театру – всего 114 лет. И первым спектаклем была постановка по Олонхо. Считаю, что Саха театр еще не стал Саха театром. Он театр европейский по жанру и еще не обрел свою суть и подлинность.

Как не обрел? Есть труппа, репертуар, история…

– Потому что такие театры есть и на Алтае, Татарстане, Башкирии. Саха театр – он не подлинно национальный театр, он вторичен. А собственного театра у народа Саха нет.

Так вот как раз Театр Олонхо есть.

– Так... Европейский театр начинался с амфитеатра, потом стал сценой-коробкой, потом появились и другие форматы. Но вот переедет Саха театр в это Центр, а там будут разные сцены – амфитеатр, сцена-круг, сцена-коробка. В пространственном плане у Саха театра будут новые выразительные средства. И для палитры Саха театра – это несомненно шаг в будущее. Можно оставить Саха театр здесь, но он проиграет в пространственном отношении. И вот еще… Саха театр – это что? Театр народа Саха. И это не какое-то конкретное учреждение – театр имени Ойунского.

У театра народа Саха будут два колеса одной колесницы. Это будет свой собственный театр в лице Театра Олонхо и европейский театр – Саха театр.

Просто есть опасения, что эти два театра объединятся.

– Конечно, кто-то хочет жить и ставить спектакли в неменяющемся пространстве. Но хотелось, чтобы был великий театр. Два театра народа Саха.

А в административном плане этот Центр как будет функционировать?

– Конечно, все организации хотели бы иметь просто свое собственное здание, не под эгидой какого-то центра. Но вместе с тем поиск средств на каждый такой отдельный проект может превратиться в очень сложное предприятие. Здесь же при строительстве одного центра будет очень значительная экономическая оптимизация. Внутри центра будет три обособленных учреждения. Далее. Инвестор будет эксплуатировать это здание до 2030 года. Из трех учреждений будет создан Совет директоров, которые будут выстраивать политику. Но здание будет до 2030 года под эгидой инвестора – то есть он гарантирует функционирование Центра. Еще там предполагается одна структура, которая будет стоять над ними всеми и будет заниматься политикой геокультурной идентификации культуры и искусства республики. Такая, скажем так, идеологическая структура.

Сейчас на какой стадии находится реализация проекта?

– Как все знают, соглашение между «ВИС» и Министерством экономики подписано. Сейчас идут работы по разным дополнительным соглашениям, как например, по размерам сцены, количеству комнат, разным техническим деталям и так далее. Процесс идет. Как только согласуем все эти моменты, начнется проектирование. К строительству, надеемся, приступят в будущем году. А первый этап будет завершен к концу Столетия республики в 2022 году, когда появится Филармония и общий объем зданий. Сейчас я работаю над согласованием архитектурной концепции. Занимаюсь своим делом. И работа идет.

Еще, кстати, вы инициировали создания Центра национального театрального искусства в Москве. Проект одобрен?

– Да, он тоже должен быть реализован. Рядом с метро Коломенская есть здание, где этот центр будет располагаться. На этот счет уже есть поручение премьера Дмитрия Медведева.

Если от построения новых театральных пространств вернуться сюда, в Саха театр. Сейчас вы снова ставите Пиранделло. Серьезный выбор для репертуара.

– Во время пресс-конференции как раз по созданию этого центра национальных театров в Санкт-Петербурге худрук Татарского театра, отвечая на подобный вопрос о репертуаре, сказал о том, что главный, кто давит на репертуар, – это зритель. В том смысле, что татарский зритель в основном хочет видеть только татарскую драматургию, а на переводные пьесы почти не идет. И вот у нас так же.

А сейчас, я хочу сказать, мы будем давить на нашего зрителя. И поэтому мы сейчас как раз ставим этот спектакль. Нам нужны Пиранделло, Камю, Сартр. Хочется бросить наш театр в эту стихию. Нам нужен новый зритель и интеллектуальный театр. Нужно включаться в мировой контекст и, между прочим, будущий Арктический центр тоже в этом поможет.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров