Республика 20:21 / 30.11.2019 4059

ИТ-эксперты: Если завтра алмазы кончатся, Якутии есть что предъявить миру

ИТ-эксперты: Если завтра алмазы кончатся, Якутии есть что предъявить миру
Текст: Yakutia.Info
Фото: Якутия.Инфо

YAKUTIA.INFO. Последний отборочный этап крупнейшего дальневосточного проекта по поиску и поддержке стартапов «Стартап Экспедиция» состоялся сегодня, 30 ноября, в Якутске, сообщает пресс-служба «Стартап Экспедиции».

Региональные этапы «Стартап Экспедиции» прошли в десяти городах ДФО – Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске, Биробиджане, Улан-Удэ, Петропавловск-Камчатском, Чите, Анадыре, Южно-Сахалинске и Магадане.

Организатором «Стартап Экспедиции» выступило Правительство респуюдики совместно с Дальневосточным фондом высоких технологий, Фондом «Сколково» и Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. Экспертами на отборочном этапе в Якутске выступили представители Дальневосточного фонда высоких технологий, Фонда «Сколково», «Open innovation Startup Tour», «Тесс Технолоджи», «I-Accelerator», Фонда Развития инноваций Республики Саха (Якутия) и АО «Венчурная компания Якутия».

Сегодня в мультимедийном историческом парке «Россия-Моя история» финалисты конкурса представили свои проекты. Пользуясь случаем, «Якутия.Инфо» взяло комментарии у экспертов, оценивавших дальневосточные стартапы и якутские стартапы в частности.

Олег Баранник, главный ментор фонда «Сколково»:

- Сразу скажу, что средний уровень ИТ-проектов по стране примерно одинаковый и находится на более-менее должном уровне.

- У нас считают, что Якутия в этом плане выделяется среди других регионов.

- А вы думаете, кто-то не считает себя особенным?

- У нас в регионе ставка сделана на ИТ-отрасль.

- Могу посоветовать вам съездить в Казань, вот там действительно делают ставку на ИТ-отрасль. Другое дело, я изначально предполагал, что толчком для развития инноваций в Якутии могут выступать запросы от компаний вроде «АЛРОСА», поскольку очень часто инновации строятся вокруг системообразующего бизнеса. Однако выяснилось, что в Якутии ситуация иная – здесь реализуется модель альтернативной для региона цепочки формирования добавленной стоимости. Это то, что лично мне очень близко. В Объединенных Арабских Эмиратах лет 20-25 запустили модель, которая называется: «А давайте себе представим, что у нас вообще нет нефти – на что мы тогда будем жить?». Сейчас это называют «эмиратским экономическим чудом», но к нефти оно не имеет никакого отношения. И здесь, в Якутии, очень много проектов, которые не имеют никакого отношения к главной компании региона – «АЛРОСА». И это мне очень сильно нравится, вы сильно диверсифицируете экономику. Если завтра алмазы кончатся, Якутии есть что предъявить миру.

- Но у нас наоборот хотят, чтобы промышленные компании создавали некий фонд развития инноваций.

- Ни вы, ни я не знаем, что у них сейчас происходит. Важно другое: в ситуации, когда «АЛРОСА» не стала толчком для развития инноваций, здесь никто не стал жаловаться, никто не стал уповать только на них. Люди самоорганизовались, сделали другие ориентиры и выстроили под эти ориентиры работу. Сейчас, наоборот, «Технопарк» и другие структуры могут спросить у «АЛРОСА»: удивите нас чем-нибудь, объясните – зачем вы нам вообще нужны. Вы очень много делаете «без», и это очень грамотное экономическое решение. В России мало регионов, где эта модель реализуется в полной мере. Все сидят и ждут, что придет какой-то дядя и поставит перед нами задачу. Так вот вы эти задачи перед собой поставили сами.

- Видимо, это особенность Якутска, а не в целом Якутии.

- Я понял, о чем вы говорите: «АЛРОСА» - это Москва – Мирный, а не Москва – Якутск. Возможно, в этом плане вы правы. Это как в ОЭА, где толчком создания новой экономической модели выступил Дубай. Там ведь как: каждый эмират сам за себя. Из 100 процентов нефти ОАЭ 73 процента сосредоточено в Абу-Даби и только семь процентов – у других Эмиратов.

- То есть нам стоит изучить опыт ОАЭ?

- Вы уже это реализуете и это работает.

- Какой якутский ИТ-проект вам запомнился?

- У вас очень разные направления – кто-то делает приложения, кто-то занимается «железом». Я лично курировал проект «Ведроид». Это достаточно нишевой проект – машинка для мойки помещений. Важно то, что они активно заключают контракты и активно развиваются.

Станислав Триерс, представитель Tech Garden в «Сколково»:

- Я работаю с Якутией порядка шести лет. Когда я проводил первые мастер-классы, ваши стартапы были простыми копиями российских стартапов. Прошло время и сейчас мы видим очень сильные и интересные проекты и решения, которые очень быстро растут и демонстрируют фантастические финансовые показатели. Мне кажется, Якутия отличается от других регионов тем, что здесь есть сплоченные команды, которые работают над едиными целями и показателями. Это талантливые люди, которые делают фантастически интересные вещи. Потенциал у региона очень высокий и я надеюсь, что «единороги» здесь будут появляться.

- Многие боятся, что мы тем самым выращиваем кадровый потенциал, которые будет уезжать из республики.

- Это не проблема – отток и приток кадров есть в любой стране, где-то меньше, где-то больше. Мы видим другие примеры – компании «Индрайвер» и «Майтона», которые работают по всему миру, но головные офисы и основные команды находятся в Якутске.

- На ваш взгляд, нужно ли создавать условия, чтобы ИТ-специалисты отсюда не уезжали?

- Не нужно стремиться, чтобы они отсюда не уезжали. Нужно думать не об этом, а о том, чтобы в регионе в целом росло качество жизни. Тем более сейчас есть тренд, когда офисы находятся в более комфортных условиях.

- Идея создать особую экономическую зону для ИТ-отрасли в Якутии – нужно ли это?

- В этом направлении работать нужно обязательно. Есть определенный опыт других стран, на который нужно опираться и внедрять здесь. Перспективы в Якутии очень высокие, есть результаты, которые появились не просто так. Это синергетический результат работы разных структур – образовательных учреждений, институтов развития и бизнеса. И этот эффект нужно усиливать в том числе путем создания цифровых ТОРов.

- Говоря о развитии ИТ-отрасли в Якутии, многие любят приводить в пример две компании – «Индрайвер» и «Майтону». Но неужели наш потенциал ограничен только ими?

- Есть компания «Фантастик», которая выросла и сейчас показывает очень хорошие результаты. Это ваш третий потенциальный «единорог».

Артур Мартиросов, представитель «Дальневосточного фонда высоких технологий»:

- Мне понравилосьлось достаточно большое количество проектов – те же «Ведроид», «Прайсбокс». Вообще пальма первенства по развитию ИТ на Дальнем Востоке принадлежит Якутии. Но я заметил, что многие проекты зацикливаются на региональном рынке – они смотрят либо на Якутию, либо на Дальний Восток. Вместе с тем нужно мыслить масштабнее и видеть свой рынок не на территории Республики Саха (Якутия) и даже не на Дальнем Востоке, а именно за пределами России. Нужно делать масштабный, глобальный и инновационный продукт. Наша задача – вырастить из ваших стартапов мировых чемпионов.

- Какими критериями вы руководствуетесь при выборе проекта под финансирование?

- Мы инвестируем проекты не на ранней, а на более поздней стадии, где уже есть сложившаяся бизнес-модель и нормальные продажи. У многих проектов на ранней стадии нет четкой модели монетизации, четкой стратегии развития. Бывает и так, что у компании, испытавшей бум продаж, начинается звездная болезнь.

- У нас многие молятся на «Индрайвер» и «Майтону». Но показатель успеха двух компаний не является показателем успеха всего региона. Какой проект, помимо этих двух, вы могли бы выделить как успешный?

- Мне нравится «Ведроид». Я считаю, если ребята сделают вторую версию продукта и заключат первый серийный контракт, то это претендент номер один. Это на «айтишная» вещь – это «железо», которая в то же время имеет огромный потенциал коммерциализации по всему миру. Это пример того, о чем я говорю – ребята не зациклены на Якутии и России. Они понимают, что во всем мире есть проблема высокой стоимости труда и решают ее. Если даже наш фонд их не проинвестирует, я думаю, к ним выстроится очередь из инвесторов.

- Есть мнение, что мы сели в уходящий поезд.

- У нас есть огромный потенциал разработчиков. Все что ни делается в мировом финтехе – это все российские разработчики и кодеры. Все что ни делается в технологиях распределенного реестра – это на 90 процентов россияне. Россия умеет и продавать, и разрабатывать. Яндекс ничем не хуже Гугла. Понятно, что в Америке в силу более развитой экосистемы больше проектов и вероятности успеха, потому что их там растят с пеленок. В России это не везде развито и Якутия является одним из немногих регионов, где эта экосистема в сфере ИТ почти выстроена.

- Но многие уезжают из России и из Якутии в частности.

- Я не считаю, что это плохо. Сфера ИТ в принципе трансграничная. Даже уезжая, люди понимают, что их первый плацдарм – это Россия. И они готовы создавать в России центры и оставлять какие-то базовые разработки. Поэтому наша задача – это вырастить проекты на Дальнем Востоке, владельцы которых даже если и уедут, но оставят свои проекты в России. Компания оставляет разработку, налоги платит здесь, но становится трансграничной. Мы не будем работать с проектом, который ставит перед собой цель вывести все нематериальные активы за рубеж. Наша ключевая задача – развитие инновационной системы на Дальнем Востоке.

Трифон Шейкин, финалист дальневосточного стартап-тура

Предварительный региональный отбор в Якутии прошли 10 перспективных стартапов. Всего для участия в конкурсной программе были заявлены 32 проекта со всей Якутии, в том числе из Ленска, Нерюнгри, Сунтар, Мегино-Кангаласского и Хангаласского районов.

Финальное мероприятие состоится в середине декабря в Москве. Победитель получит возможность поехать на Startup Village в Москве в мае 2020 года. Помимо этого, лучшие стартапы приглашены в следующий набор Акселератора инновационных проектов «B8» с возможностью получения до 2 млн. рублей на развитие проекта, сообщает пресс-служба «Стартап экспедиции».

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров