«Разум или сердце?»: Премьера камерного спектакля в Саха театре
YAKUTIA.INFO. На малой сцене Саха театра состоялась премьера спектакля Руслана Тараховского «Спор между разумом и сердцем». В основу его сюжета легли сразу две поэмы – это «Разговор священных гор» Алампы и «Спор между разумом и сердцем» Кулаковского.
Постановка таким образом наполнена богатым поэтическим якутским языком, а также, что несомненно является очень удачной находкой, на протяжении всего спектакля звучит хомус в исполнении Алисы Саввиновой (которую мы не видим, она появляется только в финале). Причем, она подобрала семь разных видов этого инструмента и получилось красивой и гармоничное дополнение к поэзии. Руслан Тараховский даже употребляет понятие «гипноз», описывая созданную им на сцене атмосферу наложения поэзии на хомус. И все это при довольно скромном освещении, что дополнительно создает определенный эффект погружения.
Несмотря на то, что спектакль идет без перевода на русский, как раз это соединение хомуса и стихотворного языка все же некоторым образом компенсируют непонимание происходящего. Можно так сказать, это просто красиво слышать.
Режиссер соединил эти два произведения, подчеркивая, что они перекликаются между собой, и так объясняет смысл своего выбора:
«У героя поэмы Кулаковского идет такой внутренний спор, борьба – вечный спор между двумя началами разумным и сердечным. А у Алампы идет спор между двумя горами – Южной и Северной о том, кто виноват в том, что сюда, на нашу землю, допускают много людей, обвиняют друг друга в том, что пускают пришлых людей сюда. Вообще поэма была очень долгое время запрещена. Понятно почему – в Якутию приезжают много людей и уносят отсюда тоже многое. В общем, идет борьба во внутреннем мире человека и борьба во внешнем мире природы. В этом, на мой взгляд, и есть главное созвучие этих двух произведений. И мне в этом спектакле было очень важно настоящее якутское слово и хомус».
Сюжет спектакля в следующем – главный герой в исполнении Николая Протасова собирается уехать из родных мест в поисках счастья в других краях и приходит к дереву своего детства, куда символично прячет свой хомус. Но тут героя начинают одолевать сомнения, и начинается вот эта борьба – внутренний монолог между разумом и сердцем, дополняемый внешним воздействием на героя спором двух гор.
«Его стараются остановить. Ему как будто говорят, что ты нужен здесь, на своей земле, со всеми своими талантами и способностями. Сейчас сложное время и несмотря на то, что сердце, конечно, очень важно – сейчас в современном мире нужно жить разумом», - рассуждает режиссер.
«У нас с Иннокентием Дакаяровым роли духов гор. И это, я бы сказала, такая вселенская борьба за человечество. У наших персонажей душа болит за свою землю, что будет в будущем с миром. И язык поэмы Алампы – это такой язык Олонхо, очень образный», - рассказывает Ирина Никифорова.
А вот по словам исполнителя главной роли Николая Протасова, в поэме как раз речь идет и о том, что происходит сейчас: «Мой герой находится на распутье – уехать или остаться. И в этом смысле здесь как раз речь о том, что и сейчас происходит. Молодежь не хочет жить в деревнях и вообще многие хотят уехать».
В общем, ни больше ни меньше – вечные вопросы, которые будут возникать всегда. Конечно, строго говоря, этот спектакль скорее ближе к канонам литературно-музыкальной композиции, но от этого хуже не становится. И эта постановка хорошо подходит как раз для малой сцены, поскольку на большой спектакль бы однозначно «потерялся». Сейчас театр имеет полноценные возможности делать постановки на малой сцене в связи с переездом Театра Олонхо отсюда в ДДН имени Кулаковского. А потом, возможно, появится еще и синхронный перевод.
Комментарии
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.