«Увидь себя идеального через пять лет и живи туда»: Предприниматель Павел Бутковский о своем пути в бизнесе, инвалидности и хороших магазинах
YAKUTIA.INFO. Мы привыкли жаловаться на те или иные сложности в жизни, в том числе по работе. На это наслаивается и наша российская действительность, которая и правда непростая. Нашему сегодняшнему герою тоже порой приходится нелегко. Однако, будучи инвалидом с детства, он построил свой бизнес с нуля, создать рабочие места и считает, что жаловаться на жизнь – попросту глупо. А свой недуг считает Божьим промыслом.
Павел Бутковский – предприниматель с 25-летним стажем, начавший свой путь в далекие 90-е и продолжающий его по сей день. С Павлом мы знакомы несколько лет и знаем его не только предпринимателя, но и как общественного активиста. В частности, он является членом общественной организации предпринимателей «ОПОРА РОССИИ», принимает активное участие в обсуждении насущных проблем предпринимательства в республике.
Как ему удалось создать свой бизнес в таких непростых условиях, что он думает о сегодняшней ситуации в стране – об этом и другом в материале «Якутия.Инфо».
«Надо мной посмеивались – мол, ну-ну, удачи тебе»
Мы встретились в офисе у Павла в магазине «Ассорти» по улице Ойунского. Несмотря на сложности с речью, изъясняется Павел лаконично, четко и по делу.
— Если человек заработал миллиард долларов за три – пять лет, с вероятностью в 99 процентов, он не раз и не два нарушил закон. Это невозможно сделать в рамках никакой экономики и системы права. Обязательно там, образно говоря, в шкафу несколько скелетов, а под подушкой автомат, - сразу начинает разговор наш герой. – Когда человек идет к первому миллиарду десятилетиями – в таком случае это более-менее законно. Когда человек по зернышку свой бизнес создает – это более человечный формат, как правило, он по головам не идет и никого не обманывает. Просто день ото дня делает одну и ту же работу, и его капитализация возрастает.
Сам Бутковский считает себя далеким от ребят вроде Стива Джобса, которые сумели в быстрые сроки заработать миллиарды. Однако, как и Джобс, он изначально был не таким как все. Павел говорит, что у него еще со школы было видение своей жизни.
— Я еще тогда говорил, что заработаю свой миллион, у меня будет свой бизнес. Надо мной посмеивались – мол, ну-ну, удачи тебе. И тем не менее, получилось так, что бизнес есть, обороты какие-то есть. Но я не Стив Джобс, который обогащался одним – двумя движениями. У меня получается постепенно наращивать обороты день за днем, шаг за шагом, по зернышку, - говорит он.
У Павла есть степень кандидата юридических наук и вообще с дипломами все в порядке. В 1988 году, окончив школу, он поступил на Историко-юридический факультет ЯГУ. Отучился там три курса, а поскольку начались перестройка и гласность, студентам разрешили очно обучаться одновременно на двух факультетах.
— Я подумал: два факультета – это же две стипендии. Видимо, тяга к предпринимательству тогда тоже свою роль сыграла. Подал документы на Иняз и учился на двух факультетах, а потом поступил на вечерний факультет юридического. Таким образом, за восемь лет я получил три высших образования, - вспоминает наш герой.
Однако ученым он себя не считает и признается, что ему интересна не столько наука, сколько «процесс создания прибавочной стоимости». Иначе говоря, то, что в советские годы называлось незаконным обогащением. Павел с улыбкой называет себя тем самым спекулянтом из 90-х, которые ходили на барахолку на 17-м квартале. За ним даже гонялся ОБХСC – его вместе с приятелем отпустили, но товар «конфисковали». Что с этим имуществом было потом, Бутковский не знает. «Наверно, в семьях нескольких сотрудников появились модные и дефицитные по тем временам вещи. Ну и на здоровье», - говорит он.
«В России сложно вести бизнес, но кто хочет – тот делает»
Учась на пятом курсе, Павел устроился работать юристом в компанию «Аргысмедстах», которая занималась обязательным медицинским страхованием. В компанию постоянно приезжали главные врачи с улусов и из разговоров он понял, что большой проблемой для них является снабжение больниц продуктами питания. Бутковский предложил им свою помощь и получил первые заказы. Так он организовал свой первый уже официально легальный бизнес. К работе подключил и мать, которая всю жизнь проработала в торговле.
— Постепенно, работая с главврачами, я понял, что я от них завишу. Если завтра у меня от них заявок не будет, бизнес умрет. Поэтому на свободные деньги я выкупил в рассрочку торговый павильон. Павильон стал работать, приносить доход, средства шли на его выкуп. Я сделал это очень вовремя, поскольку вскоре законодательство поменялось, и для больниц при закупке стала обязательной процедура тендеров. Тендеры – это российская тема, официально задуманная с целью уменьшения коррупциогенности, но на самом деле они не уменьшили, а только увеличили коррупцию. Появился монополизм, а монополисты с помощью откатов стали покупать победы в конкурсах. Что бы то ни было, я отошел от поставок в больницы, - говорит Павел.
С этого времени Бутковский стал работать в ритейле. Одно время открывал компьютерный клуб. Однако с появлением компьютеров и интернета почти в каждой квартире этот бизнес практически везде заглох (за очень малым исключением), но это дало опыт.
— Знаете, есть такие исследования, согласно которым абсолютный музыкальный слух есть лишь у одного человека из семи. А талант предпринимательства – у одного из десяти. То есть предпринимательство – это более редкий дар, нежели даже музыкальный слух. Сейчас стало модно говорить, что каждый может начать бизнес. Но посмотрите вокруг – я в бизнесе уже третий десяток и не сказал бы, чтобы бизнесменов стало больше. Наоборот, их стало меньше, - говорит он.
— Это связано с тем, что бизнесу стало реально тяжело работать.
— Конечно, в России сложно вести бизнес, но кто хочет – тот делает. Мой любимый игровой вид спорта – это хоккей. Там с пяти-шести лет дети надевают на себя тяжелую амуницию и тренируются по два раза в день – потому что у них тяга. То же самое в бизнесе – есть у человека тяга есть, он пробьется. Согласен, что в России, возможно, бизнес вести труднее. Но, с другой стороны, у нас очень большой простор для предпринимательства из-за слабой конкуренции. Какие-то сегменты у нас забиты, а что-то вообще не охвачено.
«Инвалидность – это моя чурочка и Божий промысел»
Мы не можем обойти такую деликатную, но важную для материала тему инвалидности нашего героя. Мысль проста: как ему удалось, несмотря на инвалидность, построить свой бизнес и подавать пример так называемым здоровым людям? Сам Павел воспринял вопрос спокойно и даже как-то по-философски.
— У меня ДЦП (детский церебральный паралич), инвалидность – это родовая травма. Из-за неправильно проведенных родов у меня был поврежден какой-то участок головного мозга. Была даже клиническая смерть, у матери в момент родов состояние тоже было критическое – нас обоих еле откачали. Поэтому с рождения я в травмированном состоянии.
— Вам это не мешало?
— Знаете, у северных народов есть такой прием для ездовых собак – когда сучка ощеняется, они смотрят на щенков и сразу определяют, какой из них более развитый, у кого есть задатки вожака. И к этому щенку они с самого детства привязывают небольшую чурочку. Все щенки бегают со своим весом, а он таскает за собой эту чурку. Когда щенок немного подрастает, чурку меняют на более тяжелую, и так происходит до тех пор, пока собака не вырастет. А когда он уже большой, чурку убирают – и он становится намного сильнее и быстрее других собак, это уже готовый вожак. Поэтому я свою инвалидность сравниваю с такой чуркой (смеется). Я человек верующий, из семьи старообрядцев родом из села Павловск Мегино-Кангаласского улуса улуса. Там есть два рода старообрядцев – Бутковские и Кушнаревы. Кушнарев – именитый якутский купец -миллонщик, как тогда говорили. Мой прадед был его приказчиком. Возможно, мне от него генетически тяга к бизнесу передалась.
Так вот для меня эта инвалидность – это Божий промысел, значит, мне это было нужно. Я раньше этого не осознавал и только с возрастом понял, что моя инвалидность – это моя чурочка, которая сделала меня сильнее. Понятно, что, когда появятся современные методики реабилитации мозговых травм, я с готовность ими воспользуюсь, но и сегодня сколь-либо ущербным человеком я себя не ощущаю от слова «вообще».
— Многие так называемые здоровые люди не могут добиться того, чего Вы добиваетесь, а только жалуются на жизнь.
— Есть такое выражение – куда человек живет. Не зачем человек живет, а именно куда. Есть такой психологический прием: увидь себя идеального через пять лет – чего бы ты хотел достичь, чтобы каждый день был тебе в удовольствие? Проблема в том, что большинство людей не знают, куда им жить. Им для счастья достаточно двух бутылок пива, телевизора или каких-нибудь компьютерных танчиков, которые ничего не дают, а жизнь убивают день за днем. Мне 51 год, у меня четверо детей и мне очень помогает жена – она полноправный партнер в моем бизнесе. Но я считаю, что женщина должна работать в свое удовольствие, а не на износ. Изначально мужская функция – защита и добыча ресурсов, а женская – создание покоя и уюта.
О будущем магазинов шаговой доступности
У Бутковского три магазина в Якутске. Они разного формата: если два – мини-маркеты, то другой – обычный небольшой магазинчик шаговой доступности. Вроде ничего особенного, но за этим кроются важные нюансы.
— Есть два формата магазинов. Есть прилавочный формат, когда человек показывает продавцу через прилавок – дайте мне вот это. А есть формат свободного доступа, когда покупатель с тележкой сам выбирает товары, - объясняет наш герой. – Так вот есть статистика, что, когда магазин переходит из прилавочного формата в формат свободного доступа, у него продажи возрастают на 25-30 процентов. Это говорит о том, что человеку важны тактильные ощущения – пощупать, понюхать, повертеть в руках. Интернет-доставка этого не может заменить полностью, так что магазины шаговой доступности будут всегда. Другое дело, в каком формате – прилавочном или свободном доступе.
— А что в вашем понимании есть хороший магазин?
— Есть такое понятие в торговле из английского языка – дабл-фейсинг (double-facing). Это когда вы заходите в магазин и вроде там полки все полные, но на самом деле в несколько рядов стоит один и тот же товар. Это говорит о том, что менеджер магазина не справляется со своими задачами. Хороший магазин шаговой доступности – это место, где ты можешь взять любой товар, который тебе нужен. Там не 50 видов растительного масла, но хотя бы три-четыре сорта хорошего масла есть. Ну и, конечно, чистота, порядок, вежливость персонала. Когда вы заходите в магазин, а вам хамят или продавец сидит в телефоне, не обращая на вас внимания – значит, управление магазином оставляет желать лучшего. Своим сотрудникам я повторяю изо дня в день: вам зарплату плачу не я, а покупатель. И именно покупатель может уволить нас всех, просто перестав ходить в наш магазин.
— Ну и, конечно, не должно быть просрочки.
—Мир не совершенен. Когда на полках 300-400 наименований, все равно просрочка нет-нет да появится. Но главное, чтобы постоянно кто-то ходил, отслеживал и снимал просроченный товар с продажи. Во-вторых, есть такие магазины, когда покупаешь, потом смотришь – товар просроченный, пытаешься вернуть, а тебе говорят – ничего не знаем. Если меня спросить, что такое хороший магазин, я одним предложением сформулирую так – это место, где уважают покупателя. И на это уважение накладывается на все остальное – и спектр товаров, и цены, и возможность возврата товара в случае каких-либо вопросов.
«Беда не в алкоголе, беда в излишестве»
Говоря о торговле продуктами питания, мы не можем обойти вниманием тему антиалкогольных мер, из-за которых алкоголь вывели из продажи в магазинах, расположенных на первых этажах домов. Здесь Бутковский однозначно считает, что никакого блага в этом не было, а те, кто придумали это, просто хотели набить свои карманы.
— Вся эта «движуха» была направлена строго на монополизацию рынка в интересах отдельных лиц. Я как многодетный отец сам против алкоголизации, но кто-нибудь объясните мне: как повлияет на уровень алкоголизации населения, если в доме торговать нельзя, а стоит магазин в 30 метрах от дома – в нем торговать можно? И не нужно при это подменять понятия. Говоря о мороженом или тортах, никто же не ставит знак равенства с сахарным диабетом, а говоря о покупке нового автомобиля, никому в голову не придет сказать, что человек покупает себе ДТП с тяжелым исходом. Это, мягко говоря, окружающие не оценят.
Но почему-то в Якутии стало хорошим тоном, особенно среди политиков с нулевым авторитетом, ставить знак равенство между алкоголем и алкоголизмом. Мне всегда охота задать вопрос такому «просветленному»: а Вы помните первое чудо Христа? Во что Он на свадьбе небогатых людей по просьбе Своей Матери – Девы Марии превратил воду? Неужели в кефир? Беда не в алкоголе – беда в излишестве. И не нужно вмешивать сюда политику, пытаясь хайпануть на этом вопросе, если в другом абсолютно ничего не сделал для своего электората.
«Поменялось четыре мэра, а переоформить объект не могу»
Один из магазинов Бутковского находится по Чернышевского, 14/1. Вроде обычный магазин шаговой доступности, однако у него своя история. Павел считает его не только точкой своего заработка, но и просто красивым городским объектом. Он и правда неплохо выглядит, к тому же рядом с ним Павел Петрович заасфальтировал стоянку – это его вклад в городскую среду. Правда, он переживает, что город может лишиться этого объекта. Дело в том, что земля оформлена не под капитальное строение, а под павильон. А пойти навстречу предпринимателю и разрешить ему оформить объект под капиталку городские власти не торопятся. И так тянется уже больше пятнадцати лет.
— Мне кажется, мой магазин на Чернышевского довольно хорошо смотрится. Как и Трамп, я тоже люблю, чтобы выглядело эстетично, - говорит предприниматель. – Беру магазин эконом-интерьера и вкладываюсь в более дорогую отделку. В Якутске я прожил всю жизнь – скорее всего, тут пройдет и моя старость. Поэтому, проезжая мимо своих магазинов, я хочу, чтобы мне было приятно на них посмотреть. Проблема в том, что земля выделена под павильон, и прав на землю у меня нет. Когда договор на земельный участок закончится, мне запросто могут сказать – собирай манатки и проваливай. Но если бы это было капитальное строительство, было бы уже по-другому. Поэтому я хотел бы перевести землю из павильона в разряд капитального строения. Объект стоит с 1998 года, я выкупил его в 2002 году в рассрочку. За это время поменялось четыре мэра, но максимум, что я смог добиться – это продления договора на размещение нестационарного объекта.
— А что говорят в мэрии?
— В мэрии говорят – если вы хотите оформить его под капиталку, то должны снести объект, выставить участок на торги и там соответственно, кто предложит больше денег, тот и победит. С другой стороны, у меня есть преимущественное право – объект там находится больше 20 лет. А так у меня так есть стоянка, я ее сам асфальтировал. Я бы поставил там полноценный объект, который украсил бы Набережную, во-вторых, создал бы дополнительные рабочие места, в бюджет города пошли бы новые налоги. Ну и самое главное – жителям близлежащих домов было бы намного удобнее. Я бы мог там сделать классный сквер – деревья посадил, благоустроил, провел поливную систему, поставил бы фонтан с красивой подсветкой. Остается дело за «малым» – найти понимание у нашей муниципальной власти.
***
Ранее ио главы города Евгений Григорьев заявлял, что мэрия будет оказывать посильную поддержку малому бизнесу в Якутске. В частности, он сделал акцент на финансовой поддержке. В данной ситуации никаких денег не требуется – нужно лишь пойти навстречу предпринимателю и упростить ему процедуру оформления павильона под капитальное строение. Предложат ли городские власти предпринимателю решение проблемы – вопрос интересный и во многом показательный.
Комментарии
Все так просят , берут на киоски и потом без ведомо и разрешения строят капиталки, поэтому город маленький застроен все чем угодно, изобилие магазинчиков, где даже потом торгуют день и ночь алкоголем. Алкоголь - это не бизнес, это крах будущего поколения. Нужно разрешить вне конкурса только социальные обьекты, где детей обучают, присмотрят за ними, продленки около дома, детские садики
Хитровыделанный. Капиталка ему нужна под алкашку, в том числе высокоградусную. Благодетель изыскался.
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.