Республика 7:00 / 17.8.2021 3750

Добровольческий вклад: Борьба с пожаром у села Ытык-Кюёль — в репортаже «Якутия.Инфо»

Добровольческий вклад: Борьба с пожаром у села Ытык-Кюёль — в репортаже «Якутия.Инфо»
Текст: Иван БАРКОВ
Фото: Автора

YAKUTIA.INFO. В Якутии ситуация с лесными пожарами остается сложной. Неваловажную роль в борьбе с огненной стихией играют огнеборцы-добровольцы. На прошлой неделе корреспондент «Якутия.Инфо» Иван Барков в составе добровольческого отряда посетил Таттинский улус, где силами в том числе народных дружин был остановлен угрожавший населенному пункту верховой пожар.

Участок, на который поздно вечером прибыли добровольцы из Якутска, находился примерно в трех километрах от поселка Ытык-Кюёль. К моменту прибытия там заканчивались работы по прокладке лесополосы шириной в 15 метров, которая должна была отделить участок леса, прилегающий непосредственно к поселению, от лесного массива, где бушевал пожар. Работал экскаватор. Кто-то из администрации по дороге к лагерю сказал, что накануне пожар тушили до пяти утра. В дороге стало ясно, что пожар подходит к Ытык-Кюёлю уже и с другой стороны. Одна группа была переброшена на этот опасный участок. Ребята по прибытию сразу начали огнеборческую работу. Еще по приезду «обрадовала» новость, что в этот день рядом с участком был замечен медведь.

Очень рекомендуют в одиночку не перемещаться. Палаточный лагерь ставится почти на дороге вплотную к лесу, как раз тому, который предстоит охранять добровольцам. Рядом стоит водовозка. С другой стороны дороги – выжженные земля и лес.

Якутский добровольческий штаб полностью снабдил добровольцев продуктами, а также непосредственными «орудиями труда» добровольца — лопатами и противопожарными ранцами. Последние представляют собой емкость для воды объемом в 15 литров и насосом. В воде еще необходимо растворить таблетку, превращая ее пенистую смесь, которая более эффективна в борьбе с огнем. Помимо этого, тем, кому это было нужно, штаб предоставил еще палатки, спальники и спецодежду. Таким образом, 24 огнеборца-волонтера из Якутска были полностью укомплектованы.

Подавляющее большинство добровольцев — совсем молодые люди возрастом около двадцати лет. По меньшей мере, трое из них недавно вернулись из армии. Впрочем, было и несколько человек, которые уже миновали возраст Христа. Все из разных районов, городских мало. Подготовка у всех разная. Для кого-то это уже не первый выезд, а кто-то имел довольно смутное представление о том, что нужно будет делать на лесном пожаре.

Стоит обратить внимание на тот факт, что каждый доброволец подписывает договор, предусматривающий оплату - 218 рублей в час. Можно долго спорить о том, важны ли деньги в таком деле. На этот вопрос примерно половина ответила, что без денег на такую работу они не согласились бы. Для других деньги не важны. И едут эти последние на пожары, в первую очередь, чтобы просто помочь в беде. Например, среди них парень Володя, который в будущем мечтает работать в «Авиалесоохране» — стать парашютистом-пожарным. Для него этот «таттинский выезд» уже третий за месяц. И, находясь там, он уже строит планы поехать куда-то еще.

Другая «бывалая» компания сформировалась на другом пожаре, неподалеку от Магараса, в Горном улусе. Для них деньги также не важны. Судя по их рассказам и сделанными ими видеороликами, в Горном работа была крайне тяжелой – борьба с огнем шла за каждый метр. А людей не хватало. Их на участке было всего несколько человек. Как раз эти ребята вместе с Володей тушили в первый вечер опасное возгорание. По призванию, без всякого пафоса. Они буквально выпрыгнули из «буханки» и начала работать на участке. Всю ночь копали и тушили, таким образом, не дав огню распространиться. На следующий день один из них лишь обронил — «Работы было много». Потом туда уже прибыл трактор и вырыл минерализованную полосу. Остальной «добровольческий десант» из Якутска и местные волонтеры на следующий день также приступили к работе. Работали лопатами и, там где это было возможно, тушили небольшие тлеющие очаги при помощи противопожарных ранцев.

В этом и состоит работа добровольца — тушить небольшие возгорания и задымления. И самое главное караулить — следить за тем, чтобы огонь не перекинулся на ту часть леса, которая непосредственно прилегает к поселению. Если это происходит, вызывают «центр». Где-то необходимо брать в руки лопату и рыть или расширять минерализованную полосу – отделять горящий лес от нетронутой огнем его части.

Помимо этого, добровольцы дежурят на опасных участках, следя за тем, чтобы огонь не перекинулся на нетронутую огнем территорию. Одна или две группы, разделяя территорию, уходят в «ночной дозор», попеременно следят ночью за опасными участками, главным образом вдоль лесополосы. Эта полоса как своеобразная линия фронта. Линия обороны. Здесь, за спиной, это нетронутая огнем тайга и Ытык-Кюёль. К счастью, за то время, пока там были добровольцы из Якутска, серьезных внештатных ситуаций не было, за исключением самого первого вечера. А главная внештатная ситуация на протяжении всего времени борьбы с лесными пожарами – это, по сути, задымление, когда нужно научится жить и работать в почти постоянном дыму.

Помимо группы из 24 человек из Якутска, прибыло еще шесть сотрудников «АЭБ». Несколько десятков добровольцев были из Ытык-Кюёля. Люди совершенно разных возрастов, включая «женский батальон» количеством примерно в одну дюжину. По словам заместителя главы наслега Константина Мончурина, всего с конца июня в борьбе с огнем приняло участие более тысячи местных жителей. Кстати, из тех, кто уже был до этого на пожарах, говорили, что такого количества «местных добровольцев» еще не видели.

Среди добровольцев и бывший директор Ытык-Кюёльской школы Дмитрий Николаевич Пинигин-Сосин. Интеллигентный и неспешный, сидя на бревне и наблюдая за тем, как сотрудники «Авиалесоохраны» проводят встречный отжиг, он говорит, что на его памяти таких пожаров здесь не было. Сильные пожары, конечно, же были, но чтобы они длились почти два месяца, он не припомнит. Просит меня передать искреннюю благодарность всем прибывшим добровольцам. Кто-то из ытык-кюёльских, между прочим, назвал и точную дату возникновения первого пожара в улусе – 15 июня. Другой местный житель-доброволец Виталий считает, что из-за некоторых географических особенностей Таттинского улуса эти пожары, скорее всего, приведут в следующем году к наводнениям. Как-то тут особенно, по его словам, оттаивает вечная мерзлота. Он объясняет, что в районе высокая влажность и вместе с тем он расположен в низине. «Увидимся в следующем году на наводнении», – мрачно шутит он.

Кстати, тут и правда природа как-то отличается. Даже если взять, к примеру, «кусающуся братию» – мошкару и ко. Они вроде здесь есть, но их присутствие как будто не заметно, в отличие от многих других районов Якутии, включая столицу.

К сожалению, одним из главных орудий в борьбе с пожарами является встречный отжиг, когда уничтожается большое количество леса (и очевидно, что и животных), но вместе с тем этот метод останавливает распространение огня. Специалисты разливают смесь, состоящую из керосина и бензина, с добавлением отработанного топлива, что вызывает очень сильный и быстро распространяющийся пожар, который завораживает своей огненной мощью – клубы дыма с огнем превращают белый день в сумеречную зону, а лес – в черную и мертвую пустыню, с небольшими оазисами чудом выживших кустарников. Напоминает кадры из апокалиптического кино. Очень печально, и, это еще раз нужно подчеркнуть, огонь в такой ситуации можно остановить только таким радикальным методом.

Местный жителей, активный участник в тушении, который раньше работал в «Авиалесоохране», говорит о том, что когда организация финансировалась из федерального центра, то «было вполне нормально». А далее, при переходе на республиканский бюджет, средств на противопожарные мероприятия стало не хватать. А про «толк от добровольцев» он говорит, что это конечно, хорошо, но, в общем-то, по его мнению, это – «мартышкин труд». И добавляет, что для эффективной борьбы с лесными пожарами нужно держать хороший штат профессионалов, главным образом для их предотвращения. Сотрудник «Авиалесохраны», задействованный здесь, в Ытык-Кюёле, скромно заметил на этот счет, что «хотя бы нормальной техникой могли обеспечить. Передвигаться на большие расстояния крайне изнурительно». Сейчас с техникой им помогли в местной администрации, которую, в свою очередь, предоставили предприниматели.

В свою очередь в администрации Ытык-Кюёля отмечают высокую вовлеченность населения в работу местного оперштаба. Кто-то занимается непосредственно тушением, кто-то помогает с техникой, другие готовят еду для огнеборцев. Для организации питания, например, задействовали школьную столовую. Три раза в день по всем участкам развозят готовую и очень неплохую еду. Что касается группы из Якутска, то доставляемую еду по каким-то причинам ребята даже не успевали съесть. Уже на второй день образовалось несколько десятков невостребованных наборов. А продукты, которые привезли из Якутска, остались почти нетронутыми. Всего предусмотреть нельзя.

Кстати, бывают и совсем анекдотические ситуации. Ребята вспоминают, что на тушении в другом районе им выдали в местном штабе пиджаки. Они это интерпретируют примерно так: кто-то из штаба попросил закупить в качестве помощи костюмы для работы на пожаре. Непосредственный исполнитель принял информацию дословно: костюм – так костюм. А зачем он нужен в тайге на тушении, уже не важно.

По наблюдениям, местный штаб работал хорошо. Несколько раз на объезды приезжал и глава улуса Михаил Соров, который благодарил добровольцев, употребляя при этом такое словосочетание, как «героический труд». Но вместе с тем чувствовалась отсутствие четкой организации и координации в работе. Впрочем, ситуация все-таки внештатная. В целом, предпринимаемые администрацией противопожарные мероприятия, казалось, дают нужный эффект. Со стороны же республиканских властей району были выделены пожарные машины из соседних улусов, работал вертолет.

Стоит еще сказать о том, что Таттинская земля — это особенное место для якутской литературы. Здесь родились Ойунский, Кулаковский, Суорун-Омоллоон. Есть здесь, значит, какая-то особенная энергетика — это факт.

На третий день пребывания добровольцев из Якутска непосредственная опасность для Ытык-Кюёля миновала. Была сделана еще одна широкая минполоса для его защиты. Впрочем, это пока не значит, что опасность ушла совсем. Возгорания происходят и в других местах района и республики.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров