Республика 14:30 / 18.5.2022 3991

Лесные пожары-2022: Людей и техники прибавилось, но охраняемых зон стало больше в разы

Лесные пожары-2022: Людей и техники прибавилось, но охраняемых зон стало больше в разы
Текст: Yakutia.Info
Фото: Якутия.Инфо

YAKUTIA.INFO. В Якутии открылся пожароопасный сезон – по состоянию на 18 мая в республике уже зафиксировано 11 лесных пожаров. Между тем по прогнозам лето обещает быть жарким и засушливым, фактически на уровне прошлого года. В связи с этим многие якутяне уже задаются вопросом – как республика переживает предстоящий сезон? Не повторят ли власти и ответственные структуры ситуации прошлого года?

За ответами по ситуации в связи с предстоящим пожароопасным сезоном мы обратились к руководителю Якутской «Авиалесоохраны» Владимиру Леонову.

Владимир Леонов: По прогнозам лето ожидается сухим

— Владимир Сергеевич, каким прогнозируется предстоящий сезон?

— По прогнозам лето ожидается сухим, будет много грозовой активности, которая с каждым годом увеличивается. Пожарные сезоны идут по спирали по нарастающей, до точки снижения мы не дошли. Проблемы могут возникнуть при грозовой активности. В этом году даже профилактическое выжигание перенесено на осень. Любое появление термической аномалии будет считаться лесным пожаром. Между тем если весну мы отработаем нормально и не допустим распространения возникших возгораний, то ситуация будет под контролем.

— В этом году региону дали категорию «полностью готов к пожароопасному сезону». В прошлом году мы были «ограниченно готовы». Что это значит?

— Есть критерии, по которым определяется полная или ограниченная готовность субъекта к пожароопасному сезону. Всего таких критериев порядка 20, и, если по каким-то из них возникают проблемы, субъект готовым не признается. Условно говоря, если есть даже два невыполненных критерия, субъект будет признан неготовым. Сейчас в рамках численности и финансирования все необходимые процедуры – обучение, закуп, тренировки, договора с авиапредприятиями – выполнены.

— В соседних регионах пожары уже распространяются по причине человеческого фактора. Как обстоят дела в Якутии по этой части?

— В Якутии по статистике основной причиной пожаров являются сухие грозы. Человеческий фактор составляет меньшую часть. Прошел грозовой фронт тысячей разрядов и незначительными осадками. Удар вызвал воспламенение, дождем чуточку прилило, дальше идет возгорание. В центральной части России наоборот: 80-90 процентов возгораний – это люди, 10-20 процентов – прочие причины. У нас статистика другая, поскольку нет такого количества населения – на громаднейшую территорию всего миллион жителей. И пожары зачастую возникают там, куда и добраться-то невозможно – вертолетом-то не доберешься.

— То есть все действующие возгорания возникли по вине людей?

— Действительно, в данное время грозовой активности у нас нет, поэтому в основном действующие возгорания носят рукотворный характер. Наша задача – максимально минимизировать их. Причина сгоревших домов у наших соседей в Сибири – это выжигание травы, в результате чего огонь перенесся на населенные пункты. Поэтому не нужно заниматься самодеятельностью и выжигать траву. Если сельхозпалы запрещены законом – зачем жечь? На сегодня в республике уже зафиксировано 11 лесных пожаров. Из них три пожара перенеслись на лесной фонд из так называемых «земель иных категорий» – по сути речь идет о последствиях сельхозпалов, организованных населением.

Задача в том, чтобы обнаружить пожары как можно быстрее

— Как обстоят дела с финансированием – увеличилось ли оно по сравнению с прошлым годом, когда было много разговоров о недофинансировании?

— В этом году финансирование по сравнению с прошлым годом увеличено – оно больше планового. У нас два вида финансирования – авиационный мониторинг и тушение лесных пожаров. Что касается авиационного мониторинга, то этих средств должно хватить на весь пожароопасный сезон. Что касается тушения лесных пожаров, то оно также увеличено относительно планового финансирования прошлого года. В прошлом году горели фактически все районы республики, - было очень сложно, в том числе для маневрирования. Поэтому в тушении были задействованы службы Авиалесоохраны из 19 регионов России – было потрачено порядка 600 млн рублей только на эти подразделения.

Если в прежние годы из-за пределов республики мы привлекали 50-100 человек, то в прошлом году было привлечено 800 человек. И работали всё лето – некоторые три месяца из Якутии не выезжали. Сейчас мы надеемся, что основную часть работы сможем выполнить личным составом Авиалесоохраны Якутии. Тем не менее, в рамках межрегионального маневрирования мы должны быть готовы к доставке людей из других регионов. Задача состоит в том, чтобы обнаружить пожары как можно быстрее и как можно быстрее принять меры к тушению той или иной термоточки.

— В конкретных цифрах сколько это составит?

— В этом году на тушение пожаров предусмотрено 361,1 млн рублей, на авиационный мониторинг – 656,1 млн. Для сравнения: в прошлом году на авиационный мониторинг планово было заложено 135,7 млн, на тушение – 248,8 млн. При этом затраты в прошлом году составили более миллиарда рублей. Однако год на год не приходится – если мы возьмем данные за пятилетку, то фактические затраты составят порядка более 700 млн рублей в год. Конечно, плановые показатели были в разы меньше, просто потом финансирование увеличивалось через кредиторку, а оплачивалось лишь в конце года. Это создавало определенные сложности при проведении аукционов и выполнении работ. Сложно работать, когда ты ограничен финансово.

В этом году ситуация получше, но по тушению пожаров всё равно есть вопросы. Если год будет горимым, этих средств нам, конечно, не хватит. Следует учесть, что плановое финансирование прошлого года было мизерным. Таким образом, увеличения в два-три раза от планового объема всё равно недостаточно, поскольку фактических расходов больше в разы. Особенно ситуация осложняется увеличением охраняемых зон по сравнению с зонами контроля. Зоны контроля – территории, на которые финансирование не предусмотрено, они контролируются в основном по космическому спутнику.

— Вы сказали, что основную часть работы планируется выполнить силами Якутской Авиалесоохраны. Насколько увеличился состав?

— На сегодня численность личного состава Якутской Авиалесоохраны увеличена. Если в прошлом году у нас было 221 работников парашютно-десантной службы, то сейчас у нас 405 постоянных сотрудников ДПС. То есть мы дополнительно набрали 184 работников по линии ДПС – провели тренировку, оснастили и обучили их, они полностью готовы. Таким образом, по сравнению с прошлым годом, численность ПДС увеличилась почти в два раза. Плюс мы набрали 150 сезонных работников. Итого общая численность по ПДС составит 555 человек. Также набрано, обучено и оснащено примерно такое же количество наземной службы – то есть на сегодня численность лесопожарных формирований составляет около тысячи человек. Помимо этого, в Якутии базируется ФБУ «Авиалесоохрана» порядка 60 человек – с ними мы тоже планируем заключить договоры.

— Таким образом, можно сказать, что уроки прошлого года извлечены?

— Да, решение об увеличении финансирования было принято на уровне правительства РФ и главы республики, президент поддержал. Конечно, если бы повышение происходило поэтапно, нам было бы проще. Всё-таки очень сложно набрать такое количество людей одновременно в разных структурных учреждениях. Также следует учитывать, что, когда пожары начнутся, какая-то часть может не выдержать нагрузки и уйти. Тем не менее, мы готовы к пожароопасному сезону в полном объеме. Зарплата также увеличилась, улучшилось оснащение техникой и спецсредствами. По линии наземной службы приобретается техника – тракторы, машины. В каждом районном отделении у нас не меньше 50 человек – в прошлом эта цифра в каждом отделении составляла не более 20, а где-то даже меньше.

Мы готовы к пожароопасному сезону в полном объеме

— Как в этом году распределились площади охраняемых зон и зон контроля?

— Площадь охраняемых территорий увеличена на 10 млн гектар. Сейчас мы охраняем порядка 50 млн гектар – в прошлом году эта цифра составила 40 млн гектар, в позапрошлом была 30. То есть уже два года подряд площадь охраняемых территорий увеличивается на 10 млн гектар ежегодно. Естественно, на такую площадь нужно больше людей, поэтому я считаю, что численность набрана недостаточно. Если центральная часть республики укомплектована в достаточном объеме, то численность и оснащение в северной и арктической зонах всё равно недостаточная – ее необходимо увеличивать. Тушить там будет сложнее – численность местного населения меньше, меньше техники. До некоторых территорий мы порой даже не можем долететь в силу их удаленности.

— В этом году больше средств на мониторинг, а на тушение меньше. Что будет, если на тушение средств не хватит?

— В таком случае запас средств, предусмотренный на мониторинг, перераспределится на тушение. В этом году в связи с повышением кратности патрулирования и более своевременного обнаружения пожаров полетов будет больше. Но всё будет зависеть от того, как мы встретим начало пожароопасного сезона. Ведь мы видим, что творится в Западной Сибири – огромное количество ландшафтных пожаров наземных и иных категорий. Пострадали сотни домов.

— Как будете работать с добровольцами?

— Добровольческое движение будет также задействовано для оказания помощи, но в основном оно будет применяться в наземной зоне. Завозить добровольцев на удаленные территории на вертолетах мы, наверное, не будем в связи с большой опасностью. Поэтому в тушении в основном будут задействованы профессионалы. Добровольцев будут задействовать вблизи населенных пунктов, в основном для окараулирования территорий. Вообще задача состоит в том, чтобы минимизировать привлечение непрофессионалов – как добровольцев, так и местного населения. В целом они будут привлекаться в случае осложнения ситуации.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров