«Сахабулт» снова то ли выжил, то ли не умер
YAKUTIA.INFO. На днях новый первый вице-премьер Якутии Джулустан Борисов провел совещание по оживлению "зомби"-предприятия «Сахабулт». Надо отметить, что эти «сахабултовские» совещания превратились в традиционный ритуал вот уже на протяжении тридцати с хвостиком лет.
«Учитывая социальную значимость предприятия в качестве крупного производителя кожаных и меховых изделий, важно не только сохранить Сахабулт, вывести его из сложного финансового состояния... На сегодняшний день: реструктуризированы задолженности по налогам и сборам, впервые с 2018 года разблокированы счета Сахабулт, проведена ревизия, оптимизированы ежемесячные затраты», - зачитал очередную мантру вице-премьер.
Листая «подшивки», то есть старые материалы по концерну «Сахабулт», мы замечаем, что вырисовывается простая определенная картина – чиновники и руководители предприятия постоянно говорят о возрождении предприятия, реформах, новом дыхании. Отцы республики говорят о наследии, о социальной значимости предприятия. И под этими лозунгами в концерн снова закачивают сотни миллионов.
"Правительство республики должно поддержать это предприятие", - заявил весной 2015 года глава Якутии Егор Борисов.
Девять лет назад мы уже писали похожие строки о предсмертном состоянии концерна и попытках его воскресить. За это время история лишь повторялась по спирали, но ничего не менялось. Приходили новые лица, провозглашали новые лозунги со старым смыслом о намерениях оживить предприятие. Но «Сахабулт» всё также на грани издыхания.
В 2019 году в Арбитражный суд РС(Я) поступило заявление Россельхозбанка о признании банкротом АО ФАПК «Сахабулт». Задолженность – 117 млн рублей. Но и тогда предприятие то ли выжило, то ли не умерло.
Национальный промысловый концерн преследуют налоговая и прокуратура, блокируются счета. О чем это говорит? О низкой деловой квалификации тех, кто приходит на руководящие роли в компании? О сложности и трудоёмкости всей производственной цепочки? Кажется, что предприятию вообще не суждено встать с колен. И это его положение больше похоже на рабочую схему по высасыванию денег из бюджета с мантрами о «социальной значимости».
3 апреля 2017 г. мэр Якутска Айсен Николаев посетил «Сахабулт», где ознакомился с планами на будущее
За предприятием, действительно, стоят люди – двести сотрудников и две тысячи охотников-промысловиков. А раньше их было больше, и им необходимо иметь заработок. Этот фактор является ключевым. В капиталистическом мире с ними бы не возились, а просто вычеркнули бы из схемы, или вычеркнули бы само предприятие. Но для нас это вынужденное бремя, от которого невозможно уйти. Чемодан без ручки.
Одно время полагали, что самому большому охотпользователю в стране не хватает дизайна. И председатель правительства республики Андрей Тарасенко даже приглашал итальянский меховой дом Braschi, чтобы те подмогли. Но тех не устроил «человеческий фактор». То есть опять же квалификация далека от мировых стандартов.
«К тому, что мы видели вчера — всем машинам, с помощью которых можно шить изделия, нет вопросов. Нас интересует и человеческий фактор, так как от человека зависят правильные цвета, материалы, размеры изделия. Ведь изделие — это не просто шуба, есть много нюансов, в том числе и следование моде, которая меняется быстро», – сказал тогда владелец мехового дома Маурицио Браски.
Теперь у нас есть целый свой собственный креативный кластер, творческие ребята в модных кроссовках и стильных очках. Ведь как раз для таких случаев мы их и разводим, как цыплят в инкубаторе. Неужели нет вариантов, чтобы прикрутить их к кожевенно-меховой индустрии? Здесь мы опять говорим о развитии новых индустрий без планирования и целей со стороны региона. Та же самая беда в IT-индустрии – есть свои модные ребята в очках, да и ладно, а потребности республиканской экономики покрывают деловые ребята из Татарстана и Москвы. Лишь единицы наших айтишников работают с промышленными предприятиями, потому что нет региональной стратегии. Остальные на само выпасе делают малонужные мультики и бесперспективные игры. Извините, но по факту ни один мультик без господдержки или игра после ухода «Майтоны» не окупились.
Точно также со стороны республики стратегически никто не занимается «Сахабултом». Лишь откупаются деньгами да меняют руководство. А предприятие барахтается в своих привычных комфортных проблемах десятками лет.
Возникает вопрос – а может лучше продать предприятие частнику? При этом продолжать платить охотникам зарплату, а пушнину пусть они сами пристраивают, получая дополнительный доход. Затрат для бюджета будет меньше, и люди при зарплате. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.
Справка:
Концерн «Сахабулт» был создан в 1992 году в ходе реорганизации производственного объединения «Якутпромохота» и Якутской пушно-меховой базы.
В 1999 году был преобразован в ГУП ФАПК «Сахабулт», к нему были присоединены Покровское звероводческое хозяйство, Якутский кожевенно-обувной комбинат – один из старейших производственных предприятий г.Якутска, основанный в 1930-х годах.
Комментарии
Косторезное искусство надо развивать и не вывозить ни в коем случае мамонтовые бивни зарубеж. Здесь делать надо в Якутии, вот тогда монополия будет и цена мировая. Пусть этим Сахабулт занимается.
статье ясно сказано, что это "пилорама" по "распилу" бюджетных денег! Если бы республиканские власти хотели и профессионально подходили к решению проблемы, давно бы сделали рентабельное производство, но не ту страну назвали Гондурасом.
Китайцы лучшие косторезы, именно поэтому они не жалеют денег даже на мамонтовые бивни. Теперь они способствуют вымиранию современных слонов. Символично, правда ведь? Насчет наших могу сказать, что хорошие мастера все возрастные, а молодежь сплошь криворукая. То есть будущее косторезного дела в руках стариков, которые скоро уйдут из этого мира.
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.