Дмитрий Сазонов: большая проблема якутского бизнеса – тарифы
YAKUTIA.INFO. В Якутске 1 июля стартовал форум «Сообщество» - мероприятие, призванное объединить общественно-активных граждан для решения тех или иных вопросов. Пожалуй, одним из актуальных вопросов на сегодня является состояние малого и среднего бизнеса, переживающего нелегкие времена, но в то же время на который возложены надежды по спасению экономики страны.
Как выживать бизнесу в Якутии, отягощенному высокими издержками производства и далеко не всегда находящему общий язык с власть предержащими? На эту тему мы поговорили с экспертом форума – членом Общественной палаты Пермского края, председателем Совета Пермского регионального отделения "ОПОРА РОССИИ» Дмитрием Сазоновым.
- Дмитрий Валерьевич, вопрос сразу по делу. В Якутии нарушают права бизнесменов, занимающихся переработкой рыбы. Якутская рыба обходится дороже для якутянина, чем для жителя Красноярка. Субсидии уходят компаниям, которые банкротятся, а реальные переработчики на переработку деньги не получают. Вопрос: как решать проблему с несправедливым распределением субсидий?
- Мы эту тему обсуждали год назад. Действительно, эффективность выделения средств господдержки у нас вызывает вопросы. Первое – нужно «опубличить» все процедуры принятия решений, по части выделения тех же субсидий. Если в масштабах Федерации ситуация более-менее подконтрольна, то внутри регионов зачастую не хватает прозрачности.
- Что этому может поспособствовать?
- Первое – создание общественных советов и комиссий, в которые будут входить сами предприниматели. Причем желательно, чтобы, во-первых, предприниматели были независимыми, во-вторых, чтобы они были системными. Системными предпринимателями называют представителей системообразующих организаций – у нас это «ОПОРА России», «Деловая Россия», РСПП. То есть те, которые могут в случае чего подключить федеральную верхушку с тем, чтобы четко мониторить ситуацию с распределением денег. Комиссии или советы должны быть созданы при министерствах. Но – руководителями там должны быть общественники или предприниматели, а не представители самого министерства. В каждом совете прописывается доля участия государственных чиновников и предпринимателей. Эти советы и комиссии и выполняют роль контролеров при распределении тех же субсидий.
Далее, в скором времени в России начнет работу государственная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса. Мы планируем, что она должна начать реализацию стратегии развития предпринимательства в России и далее интерполировала ее на каждый регион. Соответственно, региональные власти и общественники могут посодействовать тому, чтобы в их регионах появились собственные региональные программы развития предпринимательства. Я знаю, что у вас в Якутии есть проблема высокого уровня издержек, связанных с удаленностью и низкими температурами. Соответственно, отсюда возникает главная проблема – тарифообразование. Газ, электричество, вода, интернет. Вчера мне привели пример по братьям Ушницким. Ребята достаточно долго работают и имеют высокий статус в мире как производители компьютерных игр. При этом обеспечивают стране и республике хороший экспорт. При этом ситуация такова, что в связи с высокими тарифами на интернет у них была мысль вообще уехать из республики в другие, более благоприятные в этом плане регионы. И это большая проблема – вымывание кадров из Якутии и вообще Дальнего Востока за счет низкой конкурентоспособности и высоких тарифов. На мой взгляд, последнее формируется за счет высоких издержек крупных компаний, которые меньше следят за своей эффективностью и больше следят за освоением бюджетных средств. И тут очень важно участие общественников и контроль с их стороны.
- Но власти на местах игнорируют то, что выявляют общественники. В свое время мы заявляли, из-за чего в республике дорогой газ, но нас не желают слышать.
- В условиях вертикали власти сигнал лучше всего доходит до чиновника, особенно чиновника низкого ранга в том случае, когда он в первую очередь направлен на лидера региона. То есть апологетом этой идеи должен быть губернатор.
- А если губернатор изначально создает такой климат?
- Нужно вести конструктивный диалог. Мы же не можем всех сразу обвинить в том, что все такие плохие, а мы такие одни хорошие. Каждый находится в определенного рода сдерживающих обстоятельствах. Мы доносим информацию до первых лиц страны, в том числе лиц, принимающих решения в отношении глав регионов. И начинаем менять их сознание. Мы должны стать социальными партнерами с властью. Это не просто критика: «Мы все такие недовольные, а вы для нас давайте сделайте». Отношение должно быть другое. Мы – предприниматели, мы платим налоги, мы честно работаем, создаем рабочие места, что очень важно для каждого региона.
- Есть такое мнение у предпринимателей, что власть вообще не заинтересована в развитии бизнеса в стране.
- Я могу привести пример конкретно по вашему региону. У вас достаточно низкая плотность населения – не более миллиона человек, но достаточно большой бюджет в целом для российского региона – около 150 миллиардов рублей, если не ошибаюсь. Понимаете, основными наполнителями бюджета у вас являются крупные промышленные компании – «Сургутнефтегаз», «АЛРОСА». Малый бизнес приносит около семи миллиардов в бюджет. То есть намного меньше, чем крупный бизнес.
- То есть смысла поддерживать нет?
- Не то чтобы смысла – мотивации нет. Смысл есть всегда, просто его нужно уметь донести. Мотивация у лидера региона немножко искажена. У него выстроены нормальные отношения с крупным бизнесом – они у него все вовремя оплачивают, бюджет исполняется. И эту мотивацию нужно понимать и свою политику нужно выстраивать с учетом этих мотивов.
- А как изменить эту мотивацию?
- Нужно сформировать те ценности, которые несет малый бизнес и, говоря опять же языком бизнеса, их губернатору же и «продать».
- Но неужели этого власти итак не понимают?
- Доля влияния малого бизнеса в Якутии небольшая. Соответственно, рисков, связанных с потерями в этом секторе, гораздо меньше. И гораздо больше рисков в крупном бизнесе. Поэтому ваши власти прилагают все усилия в выстраивании отношений с крупным бизнесом. Следовательно, нужно изменить такое сознание и доказать, что стабильность в экономике и обществе достигается именно при поддержке малого бизнеса. Что страны и регионы, где высоко развит малый бизнес, легко проходят кризисные периоды.
- Думаете, у Владимира Владимировича такое понимание есть?
- У Владимира Владимировича стопроцентное понимание этого, почему им и поставлены задачи по обеспечению высоких показателей по уровню занятости в малом бизнесе в стране к 2020 году.
- Но почему эти вещи нужно говорить именно в кризисный год?
- Эти установки были и раньше, просто сейчас они стали наиболее актуальными. И, может быть, для того, чтобы научиться что-то делать, нужно сперва испытать боль, то есть рефлекторным путем.
- Вы для себя сформулировали для себя, какие проблемы наиболее всего тревожат якутских предпринимателей?
- Первое, что больше всего тревожит, как мне показалось, - это тарифные планы. И самое главное, что, как показала практика, эту проблему можно решать. Взять пример тех же братьев Ушницких, сумевших добиться пересмотра тарифных планов на интернет. Ребята не успокоились высокими ценами, а стали вести диалог и добились пересмотра тарифов.
- А по газу?
- Здесь нужна такая же консолидированная позиция. И в этом смысле очень важно отработать с вашей энергетической комиссией (РЭК – Госкомцен РС (Я) – А.Д.). Нужно влиять на производительность труда госкомпаний, обеспечивающих вас энергоресурсами, мониторить их эффективность.
- Кстати, что можете сказать по ситуации с перерасходом газа у компании «Муус Хайа»?
- Да, предпринимателю было насчитано по мощности котлов, которые не соответствуют его реальному потреблению. Соответственно, нужно менять установленные регламенты. Это хищнический подход, и мы на федеральном уровне с боремся с такими проявлениями, начиная с подключения к энергоресурсам и заканчивая взиманием оплаты за услуги. Если проблема не решается на региональном уровне, если нас не слышат – выносим ее на более высокий уровень. Важно, чтобы проблема решалась не на уровне одного критиканства, а в формате социального партнерства.
- С одной стороны, мы хотим помочь предпринимателям. С другой стороны, очень большой сегмент бизнеса больше занят работой, стараясь не отвлекаться на описанную вами деятельность, считая ее лишней «общественной нагрузкой».
- У нас уровень предпринимательской грамотности должен быть пересмотрен на федеральном уровне и должен включать в себя аспект общественного социального взаимодействия. В том числе со СМИ. У нас же большинство предпринимателей – самоучки. И мы всю эту культуру предпринимательства познаем на ошибках. А ошибки могут дорогого стоить. Для некоторых это потеря бизнеса, а для кого-то – потеря смысла жизни, вплоть до суицида. Поэтому здесь очень важно готовить предпринимателей к этой непростой, но очень интересной деятельности. И им нужно понимать, что им нужны не только компетенции в области менеджмента, но и компетенции в области коммуникаций, в том числе социальных. Это одна из ключевых компетенций, которой ни в коем случае нельзя пренебрегать.
Комментарии
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.