Что скрывают тарифы: якутские предприниматели грозят «Сахатранснефтегазу» судом
YAKUTIA.INFO. Ряд неудобных вопросов по поводу формирования тарифов задали представителям АО «Сахатранснефтегаз» якутские предприниматели на расширенном совещании Коллегии Госкомитета по ценовой политике Якутии совместно с Общественным советом при ведомстве, состоявшемся в минувшую пятницу.
Обсуждение тарифов на газ стало самым эмоциональным моментом всего заседания. Вопросы от предпринимателей и отдельных членов Общественного совета посыпались сразу же после выступления первого заместителя председателя Госкомитета по ценовой политике Якутии Марины Лыковой с докладом «О формировании цен на природный газ в Республике Саха (Якутия)».
Первый вопрос прозвучал от руководителя рабочей группы по тарифам естественных монополий координационного совета при Главе Якутии Ирины Высоких. Высоких отметила, что предоставляемые «СТНГ» данные о составляющих тарифов недостаточно прозрачны и ясны, поскольку описаны в общих чертах. Есть моменты, требующие детальной раскладки и объяснения в соответствии со стандартами раскрытия информации.
«Двадцать процентов в тарифе занимают инвестпрограмма, амортизация. Проще говоря - это кредиты, которые берет «СТНГ». В прочих расходах сидят проценты по этим кредитам - это двадцать девять процентов. То есть больше сорока процентов в тарифе - это кредитные линии. Я у «Сахатранснефтегаза» уже спрашивала, почему нет детализированной суммы? 341 миллион было в 2014 году, и в 2015 году - 450 миллионов. В «СТНГ» мне ответили, что они не должны раскрывать эту сумму, потому что в ней, дескать, не один кредит, а несколько кредитных линий. Выяснить это мы не можем, потому что на сайте «СТНГ» перестали выкладывать даже такую информацию, как пояснительные записки к бухгалтерской отчетности. В последний раз её выкладывали в 2011 году. В 2015 году случайно забыли выложить в открытый доступ аудиторское заключение. Я считаю, что это повод для того, чтобы очень существенно разобраться с тарифами. Мы не согласны с тем мнением «СТНГ», что они не должны раскрывать нам составляющие тарифа так детально, как мы, предприниматели, этого требуем», - отметила Ирина Высоких.
По поводу отсутствия данных о финансовой деятельности на сайте акционерного общества от первого заместителя генерального директора АО «СТНГ» Галины Адамовой прозвучал весьма странный ответ. Она объяснила отсутствие отчетной информации тем, что это результат технических неполадок на сайте, который когда-то был обновлен, но уже не справляется с обилием загруженных файлов. А на создание нового сайта должного качества у «Сахатранснефтегаза» попросту нет денег.
В итоге Ирина Высоких обратилась к присутствующему руководству Госкомцен с просьбой оказать содействие в раскрытии требуемой информации в рамках постановления Правительства № 872 России «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий».
«Мы очень просим, так как вас назначили ответственными за мониторинг раскрытия информации в рамках постановления № 872, чтобы «СТНГ» раскрыл эти составляющие. Иначе в августе мы будем подавать в суд на «Сахатранснефтегаз» от имени предпринимателей. Мы будем добиваться раскрытия информации о составляющих газовых тарифов через суд, - заявила Ирина Высоких.
В ответ на заявление первый заместитель председателя Госкомцен Марина Лыкова отметила, что Госкомитет по ценовой политике проводит мониторинг раскрытия информации в рамках своих полномочий. Они касаются платы за технологическое присоединение и по тарифов для населения. Полномочия по раскрытию информации о кредитных линиях, интересующие предпринимателей, находятся у Федеральной антимонопольной службы, потому что ФАС утверждает оптовую и конечную цены на газ. Поэтому обращаться по данному вопросу нужно к федеральной службе.
Однако ответ Лыковой возмутил заместителя председателя общественного движения предпринимателей «Вместе мы - сила», общественного омбудсмена по торговле Якутии Ирину Котенко.
«Марина Владимировна, если Госкомцен РЭК не владеет всей полнотой отчетности и цифрами, как вашу структуру могли назначить ответственной за контроль естественных монополий? Как вы можете контролировать их прозрачность, не имея доступа ко всем данным о составляющих тарифов?», - возмутилась Ирина Котенко.
Действительно, раздел полномочий в контрольной деятельности над естественными монополиями на практике не способствует внесению ясности в раскрытие составных частей тарифов на голубое топливо. Каждая из структур видит только свой кусочек тарифной мозаики и, увы, не стремится разглядеть общую картину.
Затем с докладом о деятельности «Сахатранснетегаза» выступила первый заместитель генерального директора АО «СТНГ» Галина Адамова. В очередной раз присутствующие услышали о нелегкой судьбе транспортировщика газа. Буквально всё — потребители-должники и суровая природа выступают против компании, но она стойко выполняет свою социальную миссию и тянет вместе с трубами в отдаленные районы республики груз неплатежей и прочих финансово-хозяйственных обязательств. Однако эмоции над членами Общественного совета возобладали после отчета Адамовой о работе по реконструкции газопровода. Член Общественного совета при Госкомцен Сергей Синяев выразил мнение, что газовый монополист лукавит с данными о находящемся на балансе имуществе, а также по ремонту и реконструкции, поскольку сам он газовые сети не строит, а только обслуживает.
«Какая у вас может быть инвестиционная программа, когда «Сахатранснефтегаз» сам магистральные и прочие газопроводы не строит. Они строятся за бюджетные деньги, потом государство передает их вам на обслуживание. Мягко говоря - вы зарабатываете дважды, а то и трижды. Помимо того, что ваше предприятие занимается обслуживанием трубопроводов и прочими генподрядными работами, вы же ещё и занимаетесь прокачкой газа по этим же трубам, за что берете оплату. Вы несколько раз получаете прибыль с одного и того же оборудования. Ваша инвестпрограмма — это не инвестпрогамма, а фактически программа капитального ремонта!», - эмоционально выступил Синяев.
Представители «Сахатранснефтегаза» возразили точке зрения Сергея Синяева. Началась эмоциональная перепалка, которая была пресечена председателем Госкомцен республики Антониной Винокуровой. Стороны остались каждая при своём мнении. Однако, судя по взволнованной реакции Галины Адамовой, вопросы предпринимателей об инвестиционной программе «СТНГ» и её доле в тарифе сильно задели интересы газовой монополии.
***
Стоит отметить и то, что на вопрос журналиста Веры Софронеевой, о том какую часть в тарифах на газ занимают выплаты по кредиту, был получен ответ — 3,8 %. В настоящий момент кредитный портфель «Сахатранснефтегаз» составляет один миллиард шестьсот миллионов рублей.
Комментарии
Как якутскэнерго просто выводят деньги себе в карман. Доказать и посадить
Они в прошлом году еще провернули явное мошенничество повысили тарифы температурным коэффициентом аж на 25% (для старых счетчиков без термокорректора) А возвращать перепрюлаченное не спешат. Это же присвоение денег
Статья заказная, под Ил Дархана копают! Не дадим в обиду Борисова!
Уфас местный по любому в курсе, потому и молчит.
Патриоту, кроме СМИ , надо еще органы привлечь, для проверки деятельности стнг, вон учур пытался через суд доказать что, стнг подтасовал конкурс на ген.подряд в горном улусе с помщью дирекции ссг, кстати на руководство которых возбуждено уголовное дело. Сметы завышены, сами строят, сами эксплоатируют, а потом в тариф еще включают инвестпрограмму по разведке нефтегазовых месторождений в пользу ТН
Улан, у вас есть документы подтверждающие?
Статья заказана Ятэком
Лида, вы хоть сами поняли, что написали? Какой смысл ЯТЭКу заказывать данную статью? Статья говорит лишь о том, что у единственной республиканской нефтегазовой компании серьезные проблемы. Я сам лично ничего против не имею, по поводу повышения тарифов на газ. СТНГ республиканская компания и в ней работают свыше 2.000 наших земляков.
нужно начать наверно где начинается, все начало идет с ЯТЭК-монополиста и частника. А потом наверно СТНГ.
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.