Культура 17:05 / 11.7.2018 6646

«Генезис 2.0»: мамонты, клонирование и люди Севера

«Генезис 2.0»: мамонты, клонирование и люди Севера
Текст: Иван БАРКОВ
Фото: автора, из интернета

YAKUTIA.INFO. В широкий российский прокат выходит документальный фильм «Генезис 2.0», снятый режиссерами Кристианом Фраем и оператором и режиссером Максимом Арбугаевым. На фильм, по словам Арбугаева, ушло порядка трех лет и он уже отмечен призами престижных Московского кинофестиваля и фестиваля независимого кино в США «Сандэнс».

Несмотря на то, что в картине изложено довольно много интересных фактов - пусть то о генетике или о самом промысле мамонтового бивня на Новосибирских островах, она кажется несколько несобранной, с отсутствием стройности повествования. Сюжетные линии, а их можно разделить условно на три составляющие – охотники за мамонтовой бивнем, исследования якутских ученых о возможном клонировании мамонта и глобальные идеи клонирования – все они не всегда удачно переплетаются по ходу действия фильма и где-то остаются нераскрытыми и теряющимися в картине.

Красивая фактура, снятая Максимом Арбугаевым на Новосибирских островах, вполне могла бы стать самостоятельной работой, не затрагивающей глобальных проблем. В итоге мог бы получится очень добротный и камерный документальный фильм, где можно было более подробно рассказать о всех проблемах, связанных с добычей бивня мамонта. А так, с перескоками в различные лаборатории Южной Кореи, США и Китая, эти снятые им красивые кадры кажутся несколько недоработанными. Характеры выбранных им героев остаются нераскрытыми в полной мере. К тому же остается незатронутой, к примеру, легальная сторона добычи и проблемы, связанные с Крайним Севером в целом.

Совершенно ясно, что режиссер Кристиан Фрай хотел сделать более научный и более глобальный фильм, но еще раз повторюсь, снятое Максимом тянет на отдельную и законченную историю. И к тому же эта «научность», кажется, не должна подразумевать ненормативной лексики, которой зачастую пользуются охотники. Ее нужно было вырезать. В камерном фильме это смотрелось бы нормально, но в «научном» фильме вызывает некое недоумение.

Максим Арбугаев

По условной линии клонирования также почему-то остались не затронутыми проблемы, связанные с актуальностью. А именно, например, с исчезновением современных видов животных и применением, соответственно, клонирования с целью сохранения популяций. А в фильме наряду с идеей клонирования мамонта присутствуют только клонированные собаки, которых воспроизводят для богатых американских клиентов, переживающих о потере любимых питомцев. Есть, правда, еще и американский профессор, мечтающий скрестить слона и соответственно мамонта, но это уже совсем какая-то фантастика. То есть в фильме не раскрываются те стороны клонирования, которые могли бы реально принести пользу человечеству и поэтому эта «глобальная» линия в фильме также кажется не совсем убедительной.

Довольно интересна и работа якутских ученых (в особенности директора музея мамонта Семена Григорьева), показанная в фильме по поиску живых клеток мамонта и соответственной идеи фикс по его клонированию. Но вместе с тем эта линия кажется несколько затянутой. Но, тем не менее она больше пересекается с «глобальной» и, соответственно, более органично вписывается в ткань повествования.

Одним словом, в фильме много информации и локаций, но смотреть это все довольно тяжело. А длится он порядка двух часов. Может быть, будет какая-то телевизионная версия фильма, разбитая на несколько эпизодов и это облегчит восприятие фильма. Но все же все равно есть впечатление, что в одной картине присутствуют сразу два фильма.

И в этом смысле жаль, что Максим Арбугаев не сделал на своем материале отдельную работу. Снятые им кадры явно достойны большего (впрочем, как раз его работу оценили на фестивале «Сандэнс», признав лучшей операторской работой). И, несомненно, в будущем он еще снимет хорошее кино.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров