Мэр высказался о "полусухом" законе и бутлегерах
YAKUTIA.INFO. Вопрос эффективности антиалкогольных мер был затронут на минувшей встрече главы Якутска Айсена НИКОЛАЕВА с журналистами. Как известно, в начале 2013 года вступило в силу серьезное изменение законодательства – пиво любой крепости было приравнено к алкогольной продукции. Оборот алкоголя в Якутии регулируется так называемым «полусухим законом», выдвинутым руководством республики. Согласно ему, время продажи алкоголя любой крепости в республике ограничено с 14.00 до 20.00.
Мера достаточно спорная.
Начнем с того, что заявлять о снижении пьяной преступности благодаря антиалкогольным мерам было бы чересчур опрометчиво. Об этом ранее комментировал в интервью Yakutia.Info замруководителя Следственного управления Следственного комитета по республике Игорь КОНОНЮК. В среднем она как была, так и остается на уровне 43 процента от общей массы.
В 2013 году в Якутии закрылись 6 тысяч (!) ИП-шников. Из них две тысячи «свернулись» из-за из-за ограничительных мер по продаже алкоголя. «Они все ушли в нелегальный бизнес!» - считает депутат Ил Тумэн Виктор ФЕДОРОВ.
Вместе с тем в республике, в частности, в Якутске, появился сегмент нелегальных продавцов алкоголя через интернет. Схема проста: люди создают странички и аккаунты в социальных сетях, через которые торгуют алкоголем в запрещенное время. Правда, формально алкоголь не продается, а как бы дарится в довесок к покупке – пакету, магниту или другой безделушке.
Проблема поначалу не вызвала особого интереса. Казалось, что так называемые интернет-бутлегеры охватят лишь небольшой сегмент рынка. Хотя уже тогда было понятно, что это очень перспективный бизнес. При минимальных затратах и фактически отсутствии вложений за ночь молодые люди зарабатывали приличные суммы – до пяти тысяч рублей.
Но – дальше больше. Постепенно бутлегерство в Якутске наметило тенденцию к расширению к более крупным поставщикам. Последние рейды Комитета народного контроля РС (Я) и городской полиции выявили, что в продаже алкоголя по социальным сетям приобщаются владельцы питейных заведений. При этом предметом торга становятся сами бутлегерские группы. В частности, клиентская база группы «Алкокартель» продавалась в сети «В контакте» за три миллиона рублей.
При этом бутлегеры не вредят официальной торговле, а даже способствует ей: закупаются-то именно в крупных торговых сетях.
К бутлегерству приобщаются все больше людей. Если раньше это были молодые безработные выпускники учебных заведений, то сейчас среди них все чаще попадаются люди более старшего возраста. В ходе последнего рейда КНК и полиции был задержан бывший сотрудник МВД, имевший свою долю в вышеуказанной группе «Алкокартель».
При этом мы получили круг лиц, понявших, что бутлегерство – это идеальная модель бизнеса: при минимальных затратах – максимум прибыли. И этот круг расширяется.
Конечно, есть способ борьбы – это усиление борьбы с бутлегерством со стороны полиции. Однако если посмотреть фактические результаты, выяснится, что органы борются с этим нелегальным бизнесом крайне вяло и неохотно. И все крупные задержания нарушителей были произведены по инициативе вышеуказанного Комитета народного контроля…
Остается другой механизм – экономический. Мы поинтересовались у Айсена Сергеевича: не считает ли он, что из-за «полусухого» закона проблемы алкоголизма мы не решились, зато создались другие? И, может, имеет смысл расширить временные сроки продажи алкоголя – с 14.00 хотя бы до 22 или 23.00? Естественно, при этом усилить борьбу с действующими сетями бутлегеров со стороны полиции и общественности.
Мэр был сдержан в оценках, однако признал: запретительные меры в данном случае не являются эффективными. «У меня уже был разговор с Егором Афанасьевичем по этому поводу, и у нас с ним разные точки зрения, - прокомментировал Николаев. – Я считаю, что нужно изучить проблему досконально с разных сторон, посмотреть статистику и уже после этого принимать решение».
Денис АДАМОВ
Комментарии
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.