Культура 13:13 / 18.4.2014 3759

На 88 году жизни скончался автор «Ста лет одиночества» Габриэль Гарсия Маркес

На 88 году жизни скончался автор «Ста лет одиночества» Габриэль Гарсия Маркес
Текст: ЯкутияИнфо

Gazeta.ru. Умер Габриэль Гарсиа Маркес — колумбийский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе, представитель латиноамериканского «магического реализма». Всего несколько дней назад его выписали из госпиталя в Мехико после лечения от пневмонии.

«22 тысячи квадратных километров без единой рекламы кока-колы!» — именно так назывался очерк тридцатилетнего колумбийского кинокритика и репортера Габриэеля Гарсия Маркеса со Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. Успешный журналист из газеты «Экспектадор», он к тому моменту уже написал свое дебютное произведение, повесть «Палая листва», которая не была замечена читателями. Но через четыре года у него выйдет книга «Полковнику никто не пишет» — ее заглавие станет крылатой фразой, а само произведение — началом большой славы самого известного писателя Латинской Америки. Начало пути легким не было -— историю об экзистенциальном одиночестве,

из которой через шесть лет вырастет знаменитый роман «Сто лет одиночества», Маркес переписывал девять раз и называл второсортным киносценарием.

Критики причисляли Маркеса к «магическому реализму» — течению, зародившемуся в Латинской Америке и соединившему в себе реальную историческую повествовательную канву с элементами сказки, галлюцинаторными снами и фольклором. Главной идеей Маркеса была задумка написать «тотальный роман», в котором фантасмагорические детские воспоминания переплелись бы с реальным историческим опытом и архаичными, общими для всех культурными образами.

Этим романом и стали «Сто лет...» (1967) — вечно повторяющаяся история одного семейства, происходящая на фоне исторических событий в Колумбии.

Слово «одиночество» (которое повторил президент этой страны Хуан Сантос, узнав о смерти своего великого гражданина) стало для Маркеса ключевым.

Роман «Осень патриарха» (1975) — об одиночестве власти, которая конструирует мир, основанный на насилии, стал следующим переломным этапом его творчества.

Здесь центральная для Маркеса фигура диктатора — «одинокого утопленника в лунном мире своих сновидений» — разрастается до вселенских масштабов.

В 1982 году Маркеса удостоили Нобелевской премии — с формулировкой «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». В своей Нобелевской речи, озаглавленной «Одиночество Латинской Америки», Маркес говорил об обособленности этой части света — искусственного мира, оторванного от общечеловеческой истории.

Несмотря на это, именно Маркес, кажется, сделал для преодоления этой изоляции едва ли не больше всех — будучи верным сыном своей страны и культуры своего народа, он смог стать на мировой культурной карте чрезвычайным и полномочным представителем всей Латинской Америки разом,

после Борхеса и Кортасара закончив дело формирования единой латиноамериканской литературы.

Ни мир, ни родная Колумбия в долгу старались не оставаться. Власти городка Аракатака, в котором он родился и рос,

решили переименовать населенный пункт в Макондо — по вымышленному топониму, в котором происходит место действия «Ста лет одиночества».

В России Маркеса в 2012 году наградили Орденом почета, а сам год объявили годом Маркеса — великого колумбийца любили и печатали и в позднем СССР, и в постсоветской России.

В том же году вышел русский перевод книги «Жить, чтобы рассказывать о жизни». Писатель, говоривший о выборе пути — личного, исторического, метафизического, признавался:

«Я как те народные куэнтерос, что не могут жить, не рассказывая постоянно что-нибудь…

Для нас реальность — это не только то, что произошло, но также, и главным образом, та, другая реальность, что возникает в результате самого рассказывания». Даже в мемуарах Маркес смешивал вымысел с реальностью — книга воспоминаний, в какой-то момент начинает казаться самостоятельным «магическим романом». «Жить…», в котором Маркес так и не добирается до истории создания «Ста лет одиночества», должна была стать первым томом мемуарной трилогии. А теперь — станет единственным.

Комментарии

    К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.

    Новости партнеров