Микаэл Страндберг: люди тайги похожи на бедуинов — такие же застенчивые и щедрые
YAKUTIA.INFO. Микаэл Страндберг — известный шведский путешественник и кинодокументалист. На прошедшем недавно Якутском международном кинофестивале состоялась премьера его новой работы «Холодный рубеж», повествующая о жизни оленеводов Крайнего Севера. Причем фильм участвовал в конкурсной программе документального кино и получил приз за лучшее визуальное решение, который достался якутскому оператору Юрию Бережневу ( вместе с другим фильмом «24 снега»).
О своей новой работе, о том, что его заставляет возвращаться на Север, а также о том, как началась его жизнь как путешественника, Страндберг рассказывает в интервью Якутия.Инфо.
Из шведского захолустья в огромный мир
Я вырос в маленькой деревушке. Там на 12 человек было 75 собак. Население занималось рыбалкой и охотой. Мой отец был простым рабочим и много пил. У нас в доме было всего три книги, которые мой отец когда то украл в библиотеке. Но и даже и с этими тремя книгами мы казались более интеллектуальными, чем соседи. Это была книга Фенимора Купера, Джека Лондона и Библия. И я прочитал их. И это было началом моего увлечения чтением. В школе я очень много стал читать. И к старшим классам понял, что хочу путешествовать. Я начал ездить автостопом, подрабатывал на фабрике. А потом полюбил велосипед. Я проехал на нем через обе Америки, от Чили до Аляски и это путешествие заняло у меня два с половиной года. Но потратил я сравнительно мало - всего 500 долларов. Потом я проехал от Норвегии до Западного мыса Африки, мыса Агульяс. Потом было путешествие от Новой Зеландии в Каир, через Азию. В общем я провел на велосипеде более девяти лет.
Я никогда не учился в университете, не учился киноремеслу. Мне кажется, что таким образом я нашел то, как нужно снимать именно в моем понимании.
Конечно, деньги найти не всегда просто. Но со временем я стал еще и читать лекции, и меня поддерживали различные телевизионные каналы, прежде всего шведские. Хотя я не знаю не одного документалиста, у кого не было бы проблем с поиском денег. Позднее, конечно, у меня появились и спонсоры. Но я все же предпочитаю заниматься более общественной, не коммерческой работой.
Первое знакомство с людьми и с местами Якутии
Я побывал в этих краях в 2004 году когда я путешествовал по Колыме — тогда мы тоже снимали фильм. Вообще эти места по-настоящему стали важной частью моей жизни. Наппимер на Колыме я был со своим другом из Москвы Дмитрием Шпаровым, известным исследователем и полярником. И это путешествие имело потом большое значение. Я еще долго в последствии ездил по миру с лекциями о том, как оно проходило. Мне очень понравились эти места, и тогда я задался вопросом о том, кто такие последние свободные люди на планете. Спустя несколько лет я через интернет нашел Болота Бочкарева, который в свою очередь познакомил меня с Егором Макаровым. Они пригласили меня в Якутию и в тот раз мы съездили на Оймякон, где четыре дня путешествовали с оленеводами.
И именно тогда я понял, что хочу вернуться и делать большой фильм. И его героями будут оленеводы, поскольку именно они, на мой взгляд, являются последними свободными людьми.
«Холодный рубеж»
Потом одна компания, выпускающая фильмы для каналов «Дискавери» и «Нэйшнл Джеографик» предоставила мне необходимые средства, и мы осуществили шестинедельное путешествие на собачьих упряжках из Ючюгяя до Арки в компании Егора Макарова и Болота Бочкарева. Снимал фильм Юрий Бережнев. Я считаю его просто уникальным специалистом. И думаю, что он мог бы найти хорошее место где угодно в мире, но он хочет быть здесь. И могу сказать с уверенностью — он проделал потрясающую работу. Конечно же я бы отметил и Егора Макарова, который по-настоящему болеет за Якутию и хочет продвинуть ее в мире. Мировая премьера нашей работы состоялась на ЯМКФ и на нее как раз приехал герой картины, оленевод Слава, который, кстати, никогда прежде не был в Якутске.
Здесь нужно понимать, что этот фильм об эвенках, об их жизни. И нужно помнить, что подобное путешествие они проделывают дважды в году. И для них это не есть что-то из ряда вон выходящее. Но, тем не менее, одним из главных вопросов фильма стал о вопрос о том, как они живут в таких тяжелых условиях. Но для них это обычная жизнь.
Мы сделали этот фильм и еще для того, чтобы показать, как меняется наш мир - мы теряем те знания, которые мы собирали на протяжении тысячелетий и которые во многом остались у этих людей, ставших героями нашего фильма. И мне кажется, что «Холодный рубеж» привлечет значительное внимание в мире.
Разные народы, но одинаковые характеры
Вообще я провел много времени среди разных малых коренных народов обитающих в мире. Я писал о них, снимал кино. Они очень сильно отличаются от белых людей. Они настолько застенчивы, радушны и щедры. Мы никогда ничего не дадим, не подумав, что получим взамен. Они в этом смысле совершенно другие.
До того, как приехать сюда я жил на протяжении целого года среди бедуинов, людей пустыни. И я бы сказал, что их несомненно что-то объединяет с людьми тайги.
Комментарии
И бедуины, и оленеводы живут природосообразно. А не ...
В городе встретишь - так наши Цыгане просто душки против них, а вот в песках - помогут, чайком вкусным напоят, но и с тебя подарков потр###ют
Опять Макаров Якутию пиарит!
Не опять, а снова!
А может он получил западный грант чтобы Егора Борисова убрать? Фильм 24 снега то с намеком! Но что Егор Афанасьевич может сделать?
Макаров молодец!.. один пиарит всю республику, притом качественно..не то что чиновники и единоросы, на халяву торт отбирать..
Очень познавательно,взгляд и мнение стороннего обывателя,а потом уже иностранца,шведа,а вообще ведь они тоже северяне,скандинавы потомки викингов..
Дмитрий Шпаро, а не Шпаров ))
К публикации не допускаются комментарии, содержащие мат, оскорбления, ссылки на другие ресурсы, а также имеющие признаки нарушения законодательства РФ.